Строительный журнал

Одна из крупнейших катастроф последних столетий все еще будоражит умы. Популярный фильм сделал историю гибели «Титаника» романтичной, но и шокирующей она остается по-прежнему. Вот интересные факты, которые помогут вам больше узнать о легендарном корабле.

Название «Титаник» существовало более двух с половиной тысяч лет

Катастрофа «Титаника» случилась не так давно, но его история началась много столетий назад. Когда создатели думали над названием, они хотели найти слово, которое помогло бы выразить невероятные размеры корабля. Кроме того, оно должно было бы выражать значимость такого события в кораблестроении. Представители компании "Харленд энд Вулф", создавшей корабль, нашли нужное название в греческой мифологии. Слово «титаник» связано с титанами, древнегреческими богами. По легенде, несмотря на свой невероятный размер, они были повержены молодыми богами-олимпийцами, Зевсом и Афиной. Неудивительно, что созданный параллельно с «Титаником» корабль был назван «Олимпик». Оба судна были сконструированы одновременно и были весьма схожи по дизайну.

Семь человек умерли на корабле еще до отплытия

Люди начали гибнуть на «Титанике» еще во время его создания. Работы на корабле шли более сотни лет назад, с 1908 по 1911 гг., и тогда вопросы безопасности и охраны здоровья работников никого особенно не волновали. Рабочие даже не носили касок при строительстве! Шесть человек погибли на самом корабле во время его создания, зарегистрированы были и двести сорок шесть травм. Это можно посчитать дурным предзнаменованием - корабль будто бы сразу же был обречен. Ходят также слухи, что один рабочий погиб прямо перед отправлением корабля.
Неужели «Титаник» был проклят? Прежде чем так подумать, вспомните количество жертв на других строительных площадках того времени - увы, отсутствие техники безопасности может быть куда вреднее проклятий.

Стальные крепления весили более тысячи двухсот тонн

Невероятный размер сделал «Титаник» частью культуры еще до запуска корабля. Компания, которая его проектировала, хотела с гордостью сообщать пассажирам, что создала крупнейший корабль в мире. Практически любой факт о размерах «Титаника» можно дополнить восклицательным знаком. К примеру, крепления, фиксирующие обшивку корабля, весили больше тысячи тонн! Чтобы поворачивать руль, требовались отдельные двигатели! Два самых главных двигателя весили более семисот тонн! Все детали корабля были столь массивными, что кажутся невероятными даже по современным стандартам.

Загрязнение от «Титаника» составляло шестьсот тонн угля в день

Корабль был не только самым масштабным, но и крайне вредным для окружающей среды. Единственным способом передвижения такой махины в те времена был паровой двигатель, для которого «Титанику» требовалось по шестьсот тонн угля в день. Сто семьдесят рабочих трудились круглосуточно семь дней в неделю, чтобы поддерживать пламя в печах двигателей корабля. В море попадали по сто тысяч тонн пепла ежедневно.

Почтовая комната «Титаника» занималась шестьюдесятью тысячами писем ежедневно

Интересный факт - «Титаник» был не просто кораблем для путешествий, но и судном для перевозки почты. Количество перевозимых сообщений было просто колоссальным. Корабль больше напоминал плывущий город. Пассажиры тоже пользовались почтой - на корабле было пять клерков, которые по семь дней в неделю занимались сортировкой писем. В день им приходилось сортировать до шестидесяти тысяч конвертов!

Спасательные шлюпки были рассчитаны лишь на тысячу сто семьдесят восемь человек

Этот факт наиболее сильно связан с трагедией корабля. По бортам можно было разместить шестьдесят четыре шлюпки, в каждой из которых разместилось бы по шестьдесят пять человек. Это позволило бы спасти три тысячи пятьсот пассажиров. Но в первом плаванье у корабля было всего двадцать шлюпок. Этого было совершенно недостаточно для двух тысяч двухсот двадцати трех человек на корабле. Именно поэтому крушение корабля стало такой масштабной трагедией - люди просто не имели шанса спастись.

Можно было спасти на тысячу людей больше

Это один из самых противоречивых фактов. Рядом с «Титаником» в ту ночь пересекал Атлантику и другой корабль, «Калифорниец». С него команду гиганта предупредили о ледовой корке. На «Калифорнийце» решили переждать ночь, чтобы не столкнуться с айсбергами, «Титанику» предлагалось сделать то же самое. Но команда «Титаника» решила, что предосторожности не нужны, корабль продолжил ход. Когда корабль потерпел крушение, команда пыталась привлечь внимание других моряков. С «Калифорнийца» видели огни, но ничего не предприняли. Капитан решил послать ответный сигнал Морзе с помощью лампы, но, скорее всего, свет на «Титанике» просто не заметили. Когда утром команда «Калифорнийца» узнала о катастрофе, спасать людей было уже слишком поздно.

Остатки корабля искали более семидесяти лет

Обломки «Титаника» разыскивали до 1985 года. Только после этого история крушения стала проясняться. Долгое время предполагалось, что корабль утонул целиком. Пассажир проплывавшей мимо «Карпатии» описывал, что «Титаник» развалился на две части перед тем, как уйти под воду, но это оставалось лишь теорией. В сентябре 1985 команда французских и американских исследователей нашли корабль - он действительно распался на две части.

Самой ценной вещью на корабле была картина стоимостью в сто тысяч долларов

История о том, что на борту было золото, - миф. Самым дорогим предметом на корабле была картина, стоимость которой составляла сто тысяч долларов. Впрочем, после катастрофы ценность обрели и другие вещи - все, что было обнаружено на морском дне, стало важным из-за известности корабля.

Фильм о «Титанике» побил все кассовые рекорды

Трагическая история корабля привлекла множество людей в кинотеатры. Фильм Джеймса Кэмерона, в котором сыграл Леонардо ди Каприо, стал одним из самых известных за всю историю кинематографа. Это драма, в которой нет документальных деталей, но сюжет вполне достоверный - Кэмерон занимался перед съемками серьезными исследованиями. Все помещения были сделаны точно такими, какими были на корабле, и события во время катастрофы соответствовали историям очевидцев.

Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?

Взгляд на кораблекрушение "Титаника" из 1997 года. Рассказывают Джордж Сталлок - историк, Роберт Баллард - океанолог, Джордж Таллок - президент компании ""Титаник" Инкорпорэйтед". Впервые в эфире 31 декабря 1997. Автор и ведущая Марина Ефимова.

Диктор : "Толпы людей еще удерживались как-то на корме, но конец был близок. Медленно и почти величественно гигантская кормовая часть стала задираться вверх, обнажая винты, до тех пор, пока не встала совершенно вертикально. Она продержалась так несколько секунд, затем, слово обессилив, скользнула вниз, под ледяную воду Атлантики. Несмотря на бедственность нашего собственного положения, все люди вокруг меня забыли на секунду о себе, завороженные жутким зрелищем, и когда корабль исчез под водой, многие выдохнули как молитву: "Он погиб!""

Марина Ефимова : Так описал последние минуты "Титаника" 39-летний офицер, второй помощник капитана Герберт Лайтоллер. Вот кто всегда оставался в тени в этой истории - члены судовой команды, их характеры и судьбы. И пресса, и литература, и кино традиционно сосредотачивались на знаменитых пассажирах, а, между тем, во время судебного расследования, начавшегося в Нью-Йорке 19 апреля 1912 года, через четыре дня после катастрофы, именно на них больше всего обращали внимание: кто что делал, кто как себя вел и до, и после катастрофы, во время долгой, в три часа длиной, агонии "Титаника".

Диктор : В январе 1965 года в английском портовом городе Саутгемптоне повесился 75-летний отставной моряк Фред Флит. Перед смертью он отослал короткое письмо директору американского Исторического общества "Титаник", в котором писал, что несколько дней назад у него умерла жена, и что в одиночку ему эту жизнь не выдержать. Фред Флит, вышедший в море на "Титанике" из того же Саутгемптона 53 года назад, был главной фигурой в судебных расследованиях кораблекрушения. На "Титанике" он был впередсмотрящим. Это Флит первым увидел айсберг из "вороньего гнезда", то есть со смотровой площадки на мачте. Если бы он увидел его на полминуты раньше, Мердок, старший помощник капитана, дежуривший на мостике, успел бы сманеврировать, и "Титаник", а с ним 1511 человеческих жизней были бы спасены.

Марина Ефимова : Так описывается злосчастная судьба одного из главных действующих лиц трагедии в книге Майкла Дави "Титаник: жизнь легенды". Почти до самой смерти Флита не оставляли в покое. Зато бесспорным любимцем всех историков стал второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер, сдавший дежурство на капитанском мостике старшему помощнику капитана Мердоку за два часа до катастрофы. По всем свидетельствам, Лайтоллер вел себя безупречно. Это он не пустил в одну из спасательных шлюпок, предназначенную для женщин и детей, самого богатого пассажира "Титаника" полковника Астера. Это он следил, чтобы в каждой отправляемой им лодке было как можно больше пассажиров, как можно меньше гребцов и, непременно, один офицер. Именно Лайтоллер спустил на воду последнюю спасательную шлюпку на корабле и только тогда сам прыгнул в ледяную воду. Ему повезло - через несколько минут его втащили на надувной плотик. Удивительную судьбу этого офицера описывает участник нашей сегодняшней передачи историк Джордж Сталлок, президент исследовательской компании "Титаник Инкорпорейшн".

Четверо выживших офицеров "Титаника". Слева направо: Гарольд Лоу, Чарльз Лайтоллер, Джозеф Боксхолл, сидит Герберт Питман. 1912

Джордж Сталлок : Мне особенно дороги реальные истории людей с "Титаника". Вот Чарльз Герберт Лайтоллер, например. С 13 лет он был в море, начинал с юнги, спасся из четырех кораблекрушений, включая пожар на танкере. В компании "Уайт Стар", построившей "Титаник", он прослужил 12 лет, был одним из ее лучших офицеров, и должен был вскоре стать капитаном. На судебных разбирательствах он попал в чрезвычайно сложное положение. С одной стороны, он должен был говорить правду, с другой - соблюдать лояльность своей компании, погибшему капитану Смиту и другим членам экипажа. Компания "Уайт Стар" не оценила своего героя. После катастрофы она отказалась от услуг всех спасшихся членов экипажа "Титаника". Это сломало жизнь многим морякам, но не Лайтоллеру. Во время Первой мировой войны он стал-таки капитаном, командовал эсминцем и потопил немецкую подводную лодку. На 67-м году жизни, во время Второй мировой войны, Лайтоллер был среди тех смельчаков, которые под обстрелом переплыли на маленьких частных суденышках Ла-Манш и эвакуировали из Дюнкерка британский экспедиционный корпус. Я думаю, в судьбе Лайтоллера есть какая-то особая красота и символика.

"Компания "Уайт Стар" не оценила своего героя. После катастрофы она отказалась от услуг всех спасшихся членов экипажа "Титаника". Это сломало жизнь многим морякам, но не Лайтоллеру..."

Офицеры с "Титаника" Чарльз Лайтоллер (справа) и Герберт Питман после кораблекрушения. 1912

Марина Ефимова : Среди членов экипажа "Титаника" несколько человек стали легендами. Пятый помощник капитана Герберт Лоу, один из немногих повернувших свою спасательную шлюпку обратно к месту катастрофы, чтобы подобрать тонущих. Несколько стюардов, до последней минуты помогавших пассажирам, почтальоны, с риском для жизни пытавшиеся спаси вверенные им ценности и погибшие. Музыканты, которые не переставали играть вплоть до последней команды капитана Смита. Радист Филипс, который, по свидетельству его спасшегося напарника, передавал сигналы SOS даже после того, как капитан отдал свою знаменитую команду. Он сказал: "Я освобождаю всех от их обязанностей. С этого момента каждый человек может надеяться только на себя". Однако не все члены экипажа вели себя по-джентельменски, и это стало ясно не столько из свидетельских показаний, сколько из статистки. Из мужского состава пассажиров "Титаника" спаслось лишь 16%, а из мужского состава экипажа – 25%. В некоторых спасательных шлюпках оказалось по 8-12 членов экипажа, а пассажиров - человек по 30, хотя помещалось там под 70. О другой ошеломительной статистике писал в своих памфлетах 1912 года английский журналист сэр Филипп Гиббс.

Диктор : "Привилегии нигде так ясно не видны, как на пассажирском лайнере. Там буквально: богатые - наверху, на верхней палубе, в первом классе, а бедные – внизу, рядом с машинным отделением. И какой шокирующий результат дало это распределение! Взгляните на данные, опубликованные после гибели "Титаника" Министерством путей сообщения. Из мужского состава пассажиров первого класса спасено 34%, второго класса - 8%, третьего – 12%. Эти цифры не оставляют никакого сомнения - командование "Титаника" первыми спасало богатых".

Марина Ефимова : Однако памфлетист был принципиально неправ, говоря, что эти цифры "не оставляют сомнения". В истории "Титаника" все оставляет сомнения. Во-первых, на пароходе было много эмигрантов, не знавших английского языка, заблудившихся на пути к той палубе, откуда отправляли шлюпки. Кроме того, многие из них, в отличие от матросов, не могли решиться прыгнуть в воду. Во-вторых, самые богатые пассажиры погибли. Владелец отелей полковник Джон Астор, угольный король Бенджамин Гуггенхайм, владелец сети роскошных магазинов "Мейсис" Исидор Штраус вместе с женой, которая отказалась покинуть мужа. Погибли трамвайные магнаты отец и сын Вайденеры, погиб президент Пенсильванской железнодорожной компании Джон Тайер. Возвращаясь снова и снова к теме "Титаника", журналисты не без цинизма замечают, что именно после катастрофы США получили в наследство от погибших три своих значительнейших культурных института – Библиотеку Гарварда, Публичную библиотеку Нью-Йорка и Музей Гуггенхайма. Другая ужасная деталь, помимо возможной дискриминации при эвакуации пассажиров разных классов, выявилась на первых же судебных разбирательствах. Многие спасательные шлюпки заполнялись наполовину, а иногда и на треть, и отчаливали, не дожидаясь полной загрузки, торопясь отойти от тонувшего корабля. Но уже когда "Титаник" потонул, сотни людей, плавающих в своих спасательных жилетах в ледяной воде, вопили о помощи. Однако известно, что только несколько шлюпок подбирали тонущих. Надо сказать, что во многих спасательных шлюпках верх взяли женщины, и именно они возражали против того, чтобы вернуться на место катастрофы, хотя находились в каких-нибудь двухстах метрах от гибнущих людей. Но, по крайней мере в одной шлюпке все было наоборот. Веселая и бесстрашная нуворишка Мегги Браун, презираемая снобским обществом у себя в Филадельфии, оказалась в шлюпке, где офицер абсолютно потерял лицо и требовал только одного - стоять на месте и ждать помощи. Но Мегги села на весла (а она родилась в Миссисипи и прекрасно гребла) и сказала офицеру, что если он попробует ее остановить, она сбросит его в воду. За ней и другие женщины сели на весла, вернулись назад и стали вытаскивать людей из воды. Легенда, правда, рассказывает, что Мегги раздала промерзшим до костей людям всю свою одежду и гребла, якобы, в одном корсете с пистолетом, заткнутым за пояс юбки. Но это уже преувеличение. Однако, что было, то было - Мегги стала героиней в Филадельфии до конца жизни. Ее прозвали "непотопляемая Мегги Браун".

"В истории "Титаника" все оставляет сомнения..."

В 1980-х годах американским путешественником Гриммом были предприняты три попытки обнаружить затонувший "Титаник". Все закончились неудачей, и Гримм отказался от своей мечты. Но от нее не отказался молодой океанолог Роберт Баллард.

Роберт Баллард : Ни один человек, организация или общество не разделяли тогда моей мечты. А экспедиция, которую я затеял, требовала участия множества людей и множества организаций. Мне нужно было специальное судно, особые технические устройства для работы на большой глубине. В общем, все мои приготовления походили на сборы Золушки на бал – одолженное платье, чужая карета с кучером. И знаешь, что в полночь все превратится в тыкву. Поэтому если при первой же встрече в тебя не влюбятся, то на вторую попытку у тебя нет времени.

Марина Ефимова : Влюбились французы, не без содействия Кусто, и совместная экспедиция на исследовательском судне "Атлантис", под руководством Балларда, в начале июля 1985 года начала поиски. Максимум времени, которое им было отведено - два с половиной месяца. 56 дней прошли впустую. Наконец, 1 сентября 1985 года на экране видеокамеры, установленной на маленьком подводном роботе по имени Джейсон-младший, появились занесенные песком контуры металлических конструкций. Запись реакции команды "Атлантиса", оставшаяся на магнитофонной ленте, не требует перевода:

Пожалуй, единственное выражение надо перевести - крик Балларда "саккер экзистс". "Экзистс" значит "существует", а "саккер" - полуприличный синоним к слову "неудачник".

31 мая 1911 года в Ливерпуле на воду спускали не "саккера", а чудо света, воплощение технического прогресса - самый большой пароход в мире. Кадры тогдашней хроники показывают 30 пар битюгов, тянущих к порту один только его якорь. За роскошь убранства 1 класса со знаменитой лестницей и бронзовым купидоном его прозвали плавучим дворцом. Джефри Маркус пишет в книге "Океанский дебют":

Диктор : Через девять дней после гибели "Титаника", 24 апреля 1912 года, на пароходе "Олимпик" той же компании "Уайт Стар", что и "Титаник", начался бунт. 280 членов экипажа перед самым отплытием отказались выходить в море на корабле, не снабженном достаточным числом спасательных шлюпок. Это был первый урок "Титаника". Из показаний спасшихся моряков и 80 пассажиров "Титаника" выяснилось много недосмотров на судне. У впередсмотрящих, например, не было биноклей. Несмотря на предупреждение о плавучих льдах, ночью не были включены дополнительные прожектора. Сыграли эти недосмотры роковую роль или нет, трудно сказать, но то, что 16 спасательных шлюпок "Титаника" вмещали, даже будь они набиты битком, всего 1200 человек, означало, что 1200 человек в случае катастрофы были обречены на гибель.

Марина Ефимова : Шлюпок не было, а бронзовый купидон был. И вот теперь он поднят со дна и украшает выставку памяти "Титаника" в Мемфисе. Об этой выставке рассказывает ее устроитель, президент компании ""Титаник" Инкорпорейтед" Джордж Таллок.

Джордж Таллок : Компания была создана для изучения затонувшего "Титаника". Со временем мы надеемся поднять его останки, а пока создаем коллекцию тех предметов, которые удается поднять со дна. Мы не имеем права продавать эти предметы частным коллекционерам. И, вообще, создание компании и предоставление ей исключительных прав объясняется желанием правительства предупредить разграбление судна. У нас получилась довольно солидная выставка, мы провели несколько экспедиций и подняли со дня и с борта судна почти пять тысяч предметов.

Марина Ефимова : Как получилось, что вы занялись "Титаником"?

Джордж Таллок : Просто я всегда любил историю и испытывал особенное сострадание к людям, погибшим на "Титанике". И когда были подняты на поверхность первые предметы с "Титаника", первые вещественные свидетели его гибели, я сумел собрать среди друзей деньги на следующую экспедицию. Я всегда опасался, что все подобные свидетельства превратятся в дорогие сувениры, будут гулять по аукционам и навсегда исчезнут в частных коллекциях, а я задался целью сохранить вещи с "Титаника" для будущих поколений. Вместо того, чтобы они достались тем единицам, которые могут платить за них миллионы на аукционах, пусть их увидят миллионы людей, заплатив 12 долларов за билет на выставку. Правда, мои оппоненты утверждают, что теперь я стал кладбищенским вором. Только богу известно, кто мы все на самом деле.

Марина Ефимова : Как только начались работы у затонувшего "Титаника", в Америке и Англии поднялась волна протеста. Многие считают "Титаник" братской могилой для 1200 человек, ведь тела только трехсот из полутора тысяч погибших удалось найти в океане и похоронить на кладбище в Галифаксе в Канаде. Однако у тех, кто пытается сделать "Титаник" музейным экспонатом есть и защитники. Все четверо последних оставшихся в живых пассажиров "Титаника" в возрасте от 88 до 92 лет присутствовали на предполагавшемся, но неудавшемся пока подъеме одной секции корабля в августе 1996 года. Туда приехала и Анна Лайтоллер, внучка героя "Титаника". А знаменитый космонавт Эдвин Олдрин сказал: "Если мы будем делать места гибели людей закрытыми и неприкосновенными, то никогда ничему не научимся на ошибках прошлого".

Жгучий интерес к "Титанику" никогда не угасал. Существуют тысячи Титанико-маньяков, знающих каждый винтик на корабле, лежащем на дне океана на глубине двух миль вот уже 85 лет. Написаны 130 книг, поставлены десятки документальных фильмов, четыре телесериала, мюзикл прошлого года и, конечно, художественные фильмы. "Гибель "Титаника"", немецкий фильм 30-х годов, "Титаник" с Барбарой Стэнвик 1953 года, британская картина "Незабываемая ночь", выигравшая "Оскар" в 1958, "Непотопляемая Мегги Браун" с Дебби Рейнолдз 1964 года, и "Подъем "Титаника"" 1980 года с Алеком Гиннессом. Но все они выглядят как обычные корабли рядом с "Титаником" в сравнении с новым голливудским блокбастером, только что вышедшим на экраны Нью-Йорка. Фильм "Титаник" создал режиссер Джеймс Камерон, автор культовых триллеров "Чужие" и "Терминатор", и комедии "Правдивая ложь". Новый фильм стоил 200 миллионов долларов, почти как сам "Титаник". На его премьере побывала Рая Вайль.

Рая Вайль : Фильм шел чуть больше трех часов. Когда он закончился, зрители долго аплодировали.

Джеймс Камерон представил потрясающую работу, - сказала мне на бегу средних лет дама с еще красными от слез глазами.- Ему удалось воссоздать атмосферу и дух того времени.

Фильм сделан абсолютно достоверно, - говорит владелец художественной галереи Тони Ланда. - Я читал все, что когда-либо было написано о катастрофе "Титаника". Все точно! И последние часы его жизни, и эгоизм привилегированных пассажиров, и паника среди пассажиров третьего класса, которых держали взаперти до последних минут, и тысячи замёрзших трупов в спасательных поясах на воде. Он с документальной точностью запечатлел все, что произошло в ту роковую ночь.

Рая Вайль : Из кинотеатра выходит группа молодых людей, закуривают. Вы не считаете, что такие фильмы превращают реальную трагедию в фарс? - подзадориваю я.

Нет, абсолютно не согласен с этим. Этот фильм создает ощущение настоящей трагедии, ты чувствуешь ужас людей, которые, невзирая ни на что, стараются выжить. И эта борьба за жизнь передана очень реалистично.

Рая Вайль : Я спрашиваю, что в фильме произвело самое сильное впечатление?

Сцена с музыкантами. В корабль уже хлынула ледяная вода, а они, не обращая внимание на всеобщую панику, продолжают играть. Вот это герои! Я чуть не заплакал, когда в самом конце один из музыкантов, опустив смычок, сказал, обращаясь к остальным: "Джентльмены, было честью для меня играть с вами в этот вечер". Невероятно трогательная сцена!

Марина Ефимова : Почему память, легенда, миф "Титаника" живет вот уже 85 лет, и его не затмили ни войны, ни революции, ни массовый террор диктаторских режимов? Одни говорят, что завораживает удар судьбы такого масштаба, другие говорят, это страшный урок, данный свыше напыщенному богатству и роскоши. А вот что подметил наш коллега Александр Генис, посмотрев новый фильм "Титаник".

Александр Генис : "Титаник" – метафора западной цивилизации, которая внезапно, совершенно неожиданно для себя, обнаружила свою хрупкость и уязвимость. И произошло это как раз тогда, когда Запад находился в зените могущества и самодовольства. Трагедия "Титаника" - это трагедия всего прекрасного 19 века, не справившегося с грозной силой, которой он больше всего восхищался - с прогрессом, с научно-технической мощью. Не айсберг "Титаник" погубил, а инерция, в том числе, инерция мышления. Уверенный в незыблемости своих порядков, старый мир не мог понять их условности, уязвимости, необязательности. Корабль как упрощенная домарксистская схема социальной модели наглядно делит общество на классы, первый и все остальные. Прочность этой пирамиды, казалось бы, обуславливает уверенный ход прогресса, но достаточно жалкого пустяка, несчастного случая, чтобы все перевернулось вверх тормашками. В фильме это показано очень буквально. Уходящий под воду пароход становится на попа, - кто был никем, тот станет всем, - но ненадолго, вскоре и верхи, и низы окажутся в ледяной воде. Так фильм, в терминах своего мифа, описывает рождение массового общества. Потеря наследства, в конце концов, обернется свободой. "Титаник" затонул за два года до Первой мировой войны, и мы не можем забыть его как раз потому, что наши деды и прадеды вовремя не поняли смысла этого знаменитого кораблекрушения. В одном из начальных кадров мы видим "Титаник" из машинного отделения. Это величественное зрелище! Нечеловеческая мощь шатунов, слаженный гул, гармония всех частей, упоение умным расчетом суровых гаек и стали, как говорил Маяковский. А потом камера показывает маленьких изящных дельфинов, играючи обгоняющих пароход. Дельфины не режут воду, а вписываются в нее, не спорят со стихией, не покоряют ее, а просто живут в ней. Чего про нас не скажешь.

10 апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк - в свой первый и последний рейс - вышел «Титаник», британский трансатлантический пароход, на тот момент - самое большое судно в мире. На борту было 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля в 23.40 пароход столкнулся с айсбергом. 15 апреля в 2.20, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. 712 спасшихся подобрал пароход «Карпатия»…

С той поры прошло более 100 лет, но одна из крупнейших катастроф века до сих пор волнует человечество, успев обрасти множеством слухов, легенд, мифов и теорий.
15 апреля 1972 г.

Радист американского линкора Ллойд Детмер принял сигнал SOS с призывом прийти на помощь тонущему… «Титанику»! Радист решил, что свихнулся. На всякий случай запросил берег. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Уже в порту команде линкора разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил.

Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование - сначала просто из любопытства, а потом увлекся и… попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с «Титаника». Переписал даты: 1924, 1930, 1936, 1942 года. И элементарно подсчитал, что призраки в радиоэфире появлялись примерно раз в шесть лет. В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор. Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с «Титаника», полученном канадским судном «Квебек»…

24 сентября 1990 г.
Экипаж норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» (капитан Карл Йорген Хас) обнаружил в Северной Атлантике, в 275 милях юго-западнее Исландии, айсберг, на котором находилась молодая женщина, одетая в платье по моде начала века. Ее доставили на судно, и она заявила изумленной команде, что ее зовут Винни Коутс, что она… пассажирка «Титаника» и чудом спаслась в ночь кораблекрушения. «Она была очень взволнована и время от времени впадала в истерику, - рапортовал капитан Хас. - Она считает, что после катастрофы прошли всего сутки, что сейчас 15 апреля 1912 года».

Винни Коутс выглядела очень похудевшей, изможденной, но не постаревшей. Она утверждала, что вступила на борт «Титаника» в Англии, в Саутгемптоне, откуда лайнер отправился в роковое плавание.

«В сумочке, которую она крепко держала в руках, мы обнаружили билет на «Титаник».
Проверка документов в морских архивах Англии подтвердила: действительно, в списках пассажиров «Титаника» значилось имя 29-летней Винни Коутс. А после катастрофы она была в списке тех, чье тело не было найдено.

В порту Осло таинственную пассажирку встретили врачи и поместили ее в клинику для обследования.
Почти 10 лет психиатр Джи Холланд и еще 27 специалистов вели наблюдения над этой пациенткой. Ее много раз выслушивали психиатры, ученые, психологи; ее повествование многократно записывали на пленку, и никаких отступлений от первоначального варианта, который она сообщила капитану Хасу, не было. «То, что она говорит, лежит за пределами человеческого понимания. Несмотря на мой многолетний профессиональный опыт, я не могу классифицировать ее состояние как психическое заболевание и не могу дать логическое объяснение ее поведению. Все это вне логики и вне медицины. Я бы никогда не поверил тому, что говорю сейчас сам: у нас всех создается впечатление, что эта женщина действительно пребывала в анабиозе или находилась в каком-то вневременном состоянии в течение 78 лет, пока ее не сняли с айсберга», - приводила слова Холланда израильская газета «Панорама».

9 августа 1991 г.
Норвежское научно-исследовательское судно «Ларсон Нэйпер» в Северной Атлантике, в 365 километрах юго-западнее Исландии подобрало спасательную шлюпку, в которой находился крепкий пожилой мужчина с седой бородой, одетый в форму компании «Уайт Стар Лайнз» - компании, которой принадлежал утонувший «Титаник». Он утверждал, что он… капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит.
Решили, что он просто псих, а шлюпку с надписью «Титаник» и форму мог приобрести у антикваров или на «блошином» рынке. Спасенного отправили в Сэтерскую психиатрическую клинику в Осло. Однако поговаривали, что личность капитана Смита была… идентифицирована при помощи отпечатков пальцев, содержащихся в его морских документах!
Там он постарел буквально в течение нескольких недель и умер. По некоторым данным, точно так же завершила жизнь и Винни Коутс. Впрочем, по другим - она исчезла в «застенках» ЦРУ. По третьим - спокойно дожила до преклонного - в физическом, а не «паспортном» смысле - возраста…

14 декабря 1992 г.
Норвежские рыбаки ловили сельдь в северной Атлантике. Неожиданно на сейнере стал барахлить судовой двигатель, и судно легло в дрейф, чтобы устранить неполадку. И вдруг перед глазами моряков из океанской пучины, как им показалось, всплыл огромный корабль. По его палубам в панике металось множество пассажиров. Люди кричали, плакали и умоляли о помощи. Некоторые бросались за борт в ледяные волны. Норвежские рыбаки застыли в ужасе, многие крестились: это был известный всем морякам «Титаник»! Прошло всего несколько минут, и он вновь ушел под воду.

Из-за сломавшегося двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы, чтобы спасти людей в ледяной воде. Они лишь дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе американских ВМС в Северной Атлантике. В указанный район срочно направился военный корабль, к счастью, оказавшийся недалеко от места второй гибели знаменитого лайнера. Ему удалось поднять из воды 13 человек, на которых были спасательные жилеты с надписью «Титаник». И вот что поразительно: все они были живы!

В дальнейшем вся информация, связанная с этим случаем, была засекречена. Но со временем утечка все же произошла. Эксперт по морским катастрофам Филлин Старнес рассказал журналистам: «Возможно, в данном случае имело место перемещение лайнера и людей во времени и переход их в другое пространственно-временное измерение. Разбором и анализом происшедшего занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года «Титаник» возник на поверхности, а на его борту были живые люди».

Ф. Старнесу, по его словам, удалось побеседовать с одним из американских офицеров, принимавших участие в спасательной операции. Тот рассказал, что спасенным было от 21 до 62 лет, у всех у них наблюдалась потеря памяти. Их личные документы имели даты не позднее 1912 года. Спасенные на вид соответствовали возрасту, указанному в их документах, как будто с тех пор и не прошло восьмидесяти лет.

1994 г.
В водах северной Атлантики команда норвежского рыболовного судна выловила 10-месячную девочку, замерзшую, но живую. Малышка плавала привязанной к спасательному кругу с надписью «Титаник». Причем обнаружена она была именно в том месте, где в 1912 году погиб знаменитый корабль. Позднее ученые, занявшиеся этим делом, действительно обнаружили в списке пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Грудной ребенок, естественно, был не в состоянии рассказать о себе. А когда девочка подросла, то, естественно, не помнила себя в таком юном возрасте.

Темные пятна
- В 1991 году был составлен каталог предметов, поднятых с «Титаника» французской экспедицией. Среди прочего был кейс с 10000 долларов, которые эксперты признали подлинными. Вот только дата их выпуска была… 1996 год!

Также среди находок было ружье, из которого капитан Смит стрелял в воздух, чтобы успокоить паникеров. Экспертиза показала, что оно было выпущено… в 1928 году.
- Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили сигнал бедствия с «Титаника» в 23.17. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4.38, то есть шла около 6-ти часов. Но «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23.40 и… не мог просить о помощи 23 минутами раньше! Он начал отправлять сигналы бедствия в 00.15, когда и был услышан на корабле «Цинциннати», находившемся в 900 километрах от места катастрофы.

Белые пятна
- Оставшиеся в живых по-разному описывали последние минуты «Титаника». Некоторые утверждали, что судно разломилось на две части, другие отрицали это. Полковник Грейси в книге, изданной в 1912 году, категорически отвергал точку зрения другого очевидца трагедии, 17-летнего Джека Тайера, утверждавшего, что корпус судна сломался пополам. Грейси предполагал, что Тайер принял падение трубы за разлом судна. Но после того, как в 1985 году «Титаник» обнаружили, то убедились: он был разломлен на две части - Джек Тайер был прав.

Точное местонахождение остатков «Титаника» выяснилось лишь в сентябре 1985-го - стараниями международной исследовательской группы под руководством Жана-Луи Мишеля (Институт морских ресурсов, Франция) и Роберта Бэлларда (Океанографический институт Вудс-Хоул, США). То, что осталось от лайнера, лежит примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд на глубине в 3750 метров.

С того дня, как затонул «Титаник», прошло уже 105 лет, однако воспоминания об этой страшной трагедии, по всей видимости, никогда не исчезнут из коллективной памяти общества. За прошедшее столетие появилось немало легенд и рассказов о самом «Титанике» и тех, кто был на борту лайнера в день его гибели. Одни из них являются правдивыми, другие сильно искажены. В данной статье представлены десять самых распространённых заблуждений о «Титанике» и том страшном дне, когда он затонул.

1. Первый сигнал SOS

Одним из самых живучих мифов о «Титанике», которые по-прежнему волнуею умы людей, интересующихся данной темой, является утверждение о том, что этот круизный лайнер был первым кораблём, использовавшим сигнал бедствия SOS. Как и в большинстве других легенд, в этой также есть зерно истины, которое, однако, было искажено с целью придания истории более драматичного звучания.

Данный миф возник вокруг записи разговора, который произошёл между операторами беспроводной связи «Титаника», Гарольдом Брайдом и Джеком Филлипсом, после столкновения лайнера с айсбергом. Брайд пошутил, что у Филлипса появилась возможность испытать новый сигнал бедствия SOS. До того как затонул «Титаник», для кораблей, которые оказались в бедственном положении, не существовало стандартного сигнала бедствия, признанного на международном уровне. В то время британские суда, как правило, использовали сигнал CQD – SEEK YOU - DANGER/DISTRESS («НУЖНА ПОМОЩЬ - ОПАСНОСТЬ/БЕДСТВИЕ»). В 1906 году конференция по беспроводной связи попыталась положить конец путанице и назначить стандартный сигнал бедствия, который можно было бы легко узнать. Они выбрали SOS, который, вопреки общераспространённому заблуждению, на самом деле никак не расшифровывается. Эти буквы выбрали по той простой причине, что их было легко передать и узнать. Даже начинающему оператору было под силу справиться с ними в случае необходимости.

Тем не менее, многие предпочли придерживаться старых традиций, и британские корабли продолжили использовать CQD в качестве сигнала бедствия. «Титаник» не был исключением. После того как лайнер столкнулся с айсбергом, Филлипс изначально передал сигнал CQD. Затем он выполнил указание Брайда и набрал SOS.

И хотя сигнал SOS считался относительно новым, к 1912 году он уже в течение нескольких лет находился в использовании (даже если он и не был предпочтительным выбором оператора). Тот факт, что он был применён операторами «Титаника», лишь поспособствовал его более широкому распространению.

2. Вперёдсмотрящие не увидели айсберг, потому что у них не было биноклей

О том, что у вперёдсмотрящих на «Титанике» не было биноклей, известно всем. Многие утверждают, что если бы не отсутствие биноклей, то вперёдсмотрящие смогли бы вовремя заметить айсберг, и катастрофы удалось бы избежать. Во время допроса вперёдсмотрящий Фредерик Флит, который находился на дежурстве, когда лайнер столкнулся с айсбергом, заявил то же самое. Дело было только в этом? Если да, то почему им не предоставили бинокли?

Начнём с того, что вперёдсмотрящим «Титаника» на самом деле предоставили бинокли, или, по крайней мере, таков был план. Они хранились на корабле в специальном месте. Пока корабль находился в порту, бинокли вперёдсмотрящих, как правило, лежали запертыми в ящике – для надёжности. Вперёдсмотрящим их выдавали лишь после того, как начиналось морское путешествие. Когда «Титаник» покинул Белфаст, стало ясно, что бинокли вперёдсмотрящих пропали, поэтому второй помощник капитана предложил им свою пару. По прибытии в Саутгемптон он попросил вернуть ему бинокли и запер их в своей каюте. За несколько минут до отплытия «Титаника» из Саутгемптона произошла незапланированная смена второго помощника капитана. Когда вперёдсмотрящие попросили у нового члена экипажа бинокли, он сказал, что их у него нет. Вперёдсмотрящие снова обратились к нему с просьбой выдать им бинокли, когда корабль покинул Куинстаун, однако получили отказ.

После допросов капитанов, их помощников и вперёдсмотрящих начала вырисовываться более ли менее чёткая картина. Мнения на счёт целесообразности использования биноклей вперёдсмотрящими разделились. И если уж на то пошло, то практика предоставления биноклей вперёдсмотрящим, используемая британской судоходной компанией «Уайт Стар Лайн» была больше исключением, нежели правилом. Если им и предоставляли бинокли, то это, как правило, было в тех случаях, когда корабль во время плавания настигала плохая погода (в ту ночь, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, погода была хорошая).

Одни утверждали, что в использовании биноклей вперёдсмотрящими не было необходимости. Другие даже видели в этом опасность, указывая на то, что сосредоточение на какой-то одной небольшой части горизонта без периферического обзора было губительным. Некоторые вперёдсмотрящие недвусмысленно сказали, что они использовали бинокли лишь в тех случаях, когда замечали что-либо на горизонте своим естественным зрением и хотели получить дополнительную информацию об объекте. В действительности, было отмечено, что в обязанности вперёдсмотрящих не входило определение объекта; они должны были, заметив препятствие, проинформировать об этом помощников капитана, находившихся на мостике.

Понятно, почему Фредерик Флит, который боялся стать козлом отпущения, сказал, что бинокли помогли бы избежать трагедии. Однако в реальности кажется маловероятным, что они смогли бы что-либо изменить. Если бы Флит заметил айсберг, после чего попросил бы предоставить ему бинокль для определения объекта, это заняло бы очень много времени. В общем, столкновение было неизбежно.

3. Мумия Амен-Ра

Согласно одной популярной городской легенде, в грузовом отсеке «Титаника» находилась проклятая мумия Амен-Ра, которая посеяла хаос и волшебным образом заставила судно двигаться прямиком на айсберг. Конечно же, на борту «Титаника» не было никакой мумии.

Во время круиза известный спиритуалист Уильям Т. Стед за обедом рассказал своим спутникам захватывающую историю о проклятой мумии Амен-Ра. В то время мумия находилась на выставке в Британском музее. После того как «Титаник» столкнулся с айсбергом, историю Стеда начали распространять со скоростью света. В скором времени все начали утверждать, что мумия Амен-Ра на самом деле находилась не в Британском музее, а на борту «Титаника».

4. Если бы на борту «Титаника» было достаточно шлюпок, то спастись удалось бы каждому

Большинство людей знают, что на борту «Титаника» не было достаточного количества спасательных шлюпок. Согласно стандартам того времени, такому огромному лайнеру требовалось всего шестнадцать шлюпок (плюс четыре складные лодки). Стоит отметить, что идея, согласно которой «непотопляемый» корабль не нуждался в спасательном оборудовании, является откровенной ложью. Но если бы на «Титанике» оказалось достаточно шлюпок, чтобы вместить всех находящихся на борту, повлияло бы это на число спасённых жизней?

Ответ: нет; и тому есть ряд причин. Во-первых, мы знаем, что последние спасательные шлюпки были спущены на воду примерно в 2:15 ночи, всего за пять минут до того, как судно полностью затонуло. Иными словами, помощникам едва хватило времени, чтобы спустить на воду имеющиеся шлюпки. Кроме того, очевидцы рассказали, что многие пассажиры категорически отказывались садиться в спасательные шлюпки, считая, что на борту тонущего корабля им будет безопаснее. Переубедить удавалось лишь единицы. Мы также знаем, что те, кто был в третьем классе, испытывали трудности с тем, чтобы попасть в шлюпки. Большинству из них так и не удалось этого сделать. Способ хранения спасательных шлюпок также стал одной из проблем. Так, например, складную лодку С нельзя было разобрать до тех пор, пока не была спущена на воду спасательная шлюпка № 1. Складные лодки А и В хранились на крыше кают помощников капитана; для того чтобы достать их оттуда и спустить на шлюпочную палубу, требовалось время, которого и так было в обрез. Вполне вероятно, что дополнительные лодки хранились бы точно таким же образом; помощники капитана и члены экипажа попросту не успели бы их разобрать и спустить на воду.

Да, несколько дополнительных спасательных шлюпок при условии своей доступности действительно могли бы помочь спасти больше людей, учитывая то, что море тогда была достаточно спокойным, однако даже при таком раскладе число жертв всё равно было бы невероятно высоким.

5. Последние минуты жизни Томаса Эндрюса

Судостроителя Томаса Эндрюса по праву считают одним из героев истории, связанной с гибелью «Титаника». Интересно, что легенда об Эндрюсе романтизировала последние минуты его жизни: он стоял один в курилке для первого класса, угрюмо уставившись на картину гавани Плимут; его спасательный круг был наброшен на стул, символизируя потерю надежды на то, чтобы выжить. Трогательное описание, которое было сделано со слов очевидцев. Но так ли на самом деле Томас Эндрюс встретил свой конец?

Одного из вышеупомянутых очевидцев звали Джоном Стюартом. Причин сомневаться в его словах нет, не считая времени, на которое выпали, как мы думаем, последние моменты жизни Томаса Эндрюса. Стюарт оказался в спасательной шлюпке № 15, которая отплыла от корабля примерно в 1:40 ночи. Получается, что он видел Эндрюса в курилке, по меньшей мере, за 40 минут до того, как корабль затонул. Однако есть более поздние свидетельства, которые дают нам лучшее представление о последних минутах жизни Эндрюса. Один из выживших (его имя нам не известно) заявил, что видел Эндрюса на шлюпочной палубе, когда оставалось всего несколько минут до окончательной гибели «Титаника». Он бросал шезлонги за борт, чтобы помочь тем, кто цеплялся за жизнь, оказавшись в ледяной воде. Буфетчик Сесил Уильям Н. Фицпатрик видел Эндрюса вместе с капитаном Смитом на мостике, когда «Титаник» совершал своё окончательное погружение. Как сообщается, капитан сказал ему: «Мы не можем больше здесь оставаться – он уходит под воду!». После этого оба вместе нырнули в воду.

По всей видимости, последние минуты своей жизни Томас Эндрюс провёл не в отчаянии, а в попытках спасти жизни других людей. В 1912 году биограф Эндрюса, Шан Ф. Баллок, написал: «Что бы он ни наблюдал в свои последние минуты, это не лишило его самообладания и мужественности. Работа есть работа; он должен был выполнять свои обязанности до победного конца».

6. Пассажирам третьего класса не дали шанса спастись

Идея о том, что пассажирам третьего класса пришлось одновременно вести борьбу за свою жизнь и против классовой системы, является основой большинства фильмов, посвящённых гибели «Титаника». Однако это неправда. Да, мы знаем, что из 700 пассажиров третьего класса спастись удалось лишь одной четвёртой части. Также имеются сведения о том, что нескольким небольшим группам, находившимся глубоко внутри корабля, не удалось добраться до шлюпочной палубы. Это само по себе звучит шокирующе. Однако важно помнить о контексте ситуации.

В 1912 году власти постановили, что корабли должны быть строго разделены по классам, чтобы предотвратить распространение болезней. На открытых палубах имелись низкие ворота; также по всему кораблю были развешаны соответствующие знаки. В более глубоких частях корабля были установлены высокие ворота. Ворота представляли собой простой способ разделения классовых отсеков. Однако то, как часто эти ворота запирались в действительности – это уже другой вопрос. Стюарды должны были следить за тем, чтобы не допустить перемещение пассажиров из одного класса в другой. В ту ночь, когда затонул «Титаник», многие пассажиры, члены экипажа и помощники капитана не осознавали всю серьёзность ситуации. Даже те, кто знал, что корабль идёт ко дну, надеялись на суда, которые шли на помощь «Титанику». Многие думали, что в течение часа их спасут. Иными словами, люди считали, что даже в такой критической ситуации следует придерживаться обычных правил. Вдобавок ко всему, большинство пассажиров предпочли остаться в своей части корабля, а не искать спасения, думая, что ситуация была под контролем. Предположение о намеренной попытке не дать пассажирам третьего класса добраться до шлюпочной палубы имело бы смысл, если бы высокие ворота в более глубоких частях корабля перекрывали им единственный путь к спасению, но это просто не тот случай. Пассажиры третьего класса имели беспрепятственный доступ к открытым палубам. Многие очевидцы сообщали, что видели, как пассажиры третьего класса направлялись к этим открытым палубам. К сожалению, на корабле имелось очень мало знаков, указывающих путь на верхние палубы. Проблема также усугублялась тем, что многие пассажиры третьего класса не знали английский язык. Очевидцы утверждали, что стюарды помогали пассажирам третьего класса перемещаться по кораблю, однако представьте себе, как было тяжело тем, кому это приходилось делать в одиночку. Тем не менее, многим это удалось. Настоящая проблема возникла, когда они попытались получить доступ к частям кораблям, предназначавшимся для второго и первого классов и располагавшимся на верхних палубах. Именно тогда они столкнулись с реальными трудностями, оказавшись лишёнными возможности добраться до шлюпочной палубы. Имеющиеся доказательства говорят о том, что большинству пассажиров третьего класса удалось попасть на шлюпочную палубу, однако было уже поздно. Предположение о том, что пассажиров третьего класса намеренно оставили на произвол судьбы, откровенно говоря, является нелепым. Правда заключается в том, что основными причинами гибели такого большого количества пассажиров третьего класса были недооценка серьёзности ситуации, трудности с передвижением по запутанным «лабиринтам» лайнера, языковой барьер и плохая организация.

7. Бортовой номер «Титаника» расшифровывался как "No Pope" («Никакого папы римского»)

В Белфасте, родном городе «Титаника», после крушения лайнера начали распространять слухи о том, что если его бортовой номер, 360604, прочитать с помощью зеркала, то получатся слова "No Pope" («Никакого папы римского»). Эта история стала крайне популярной в религиозном Белфасте, и в скором времени многие люди начали утверждать, что причиной гибели «Титаника» был его демонический бортовой номер.

Однако данный миф довольно легко развенчать, поскольку на самом деле «Титанику» был дан бортовой номер 401.

8. Джозеф Брюс Исмей был усатым злодеем

Вокруг гибели «Титаника» существует множество невероятных историй о героях и злодеях. Одна из них связана с именем председателя и директора-распорядителя пароходной компании «Уайт Стар Лайн», Джозефа Брюса Исмея. Сегодня его считают усатым супер-злодеем, который пожертвовал безопасностью пассажиров и членов экипажа ради скорости. Однако насколько верен этот образ?

Первое обвинение, брошенное в сторону Исмея, связано со срезанием углов при строительстве «Титаника» и экономией денег на безопасности пассажиров. Да, это правда, что Исмей был бизнесменом. И не исключено, что снижение затрат было для него в абсолютном приоритете. Однако факты говорят о том, что Исмей беспрекословно выполнял требования Министерства торговли и был готов выделить средства на дополнительные спасательные шлюпки (и недавно разработанные шлюпбалки, которые позволили бы взять на борт ещё больше спасательных шлюпок, если бы того потребовали нормы). Было бы несправедливо отметить, что он делал это исключительно по доброте своего сердца, а также считал такие траты разумными инвестициями в будущее. Всё выше написанное определённо указывает на то, что он не был скрягой Скруджем, который сидел в своём мрачном кабинете и отчаянно пытался найти способы сэкономить на безопасности лайнера, чтобы набить свои карманы деньгами. На самом деле это было бы глупо с его стороны, ведь чем безопаснее и крепче корабль, тем больше прибыли он принесёт в будущем. Более того, попытка обмануть Министерство торговли могла бы привести к плохой репутации и негативно сказаться на развитии бизнеса.

Следующее обвинение в адрес Исмея связано с тем, что бизнесмен, ослеплённый жаждой славы и известности, якобы при помощи угроз и запугивания заставил капитана и его помощников увеличить скорость хода «Титаника» за пределы безопасности. Но Исмей сам был пассажиром. Ставить собственную жизнь под угрозу было бы глупо с его стороны. Пассажирка «Титаника», Элизабет Лайнс, призналась, что подслушала разговор о корабле, который состоялся между капитаном Смитом и Исмеем. В нём Исмей озвучил яркие, оптимистичные идеи по поводу будущего лайнера. Также он говорил о том, что хотел бы, чтобы «Титаник» побил рекорд скорости, установленный «Олимпиком» – вполне себе нормальное желание как для директора-распорядителя пароходной компании. Все – и члены экипажа, и пассажиры – знали о том, что «Титаник», возможно, придёт в Нью-Йорк на день раньше установленного срока. В любом случае, главным на корабле был капитан Смит, и у него не было причин бояться Исмея. Компания «Уайт Стар Лайн» платила ему огромные деньги; его даже прозвали «Капитаном Миллионеров» за то, что он пользовался популярностью в высшем обществе. В действительности, тот факт, что его назначили капитаном «Титаника», способствовал продаже билетов. Идея о том, что Исмей оказывал давление на Смита и заставил его выйти за рамки своих полномочий, кажется маловероятной. Те, кому посчастливилось выжить в страшной трагедии, впоследствии заявили, что Исмей предупреждал их об увеличении скорости хода лайнера во время путешествия. В этом не было ничего необычного. В ясную погоду корабли, особенно во время своего первого плавания, плыли на полной скорости, когда это было возможно. Однако в ночь на 14 апреля, когда произошло столкновение с айсбергом, «Титаник» плыл не на полной скорости. Капитан собирался увеличить её 15 или 16 апреля, в зависимости от погодных условий. Лайнер действительно плыл быстрее, чем обычно, но не на полной скорости. Вдобавок ко всему, вопреки общераспространённому мнению, помощники капитана не отвергли, а всерьёз восприняли предупреждения об айсберге. Они проинформировали об этом вперёдсмотрящих, и капитан приказал сбавить скорость при малейшем ухудшении погоды.

Итак, что же произошло с Исмеем после столкновения? Хорошо известно, что он спасся, за что ему пришлось расплачиваться всю свою оставшуюся жизнь. Однако мало кто знает, что спасательная шлюпка, в которой он оказался, была спущена на воду одной из самых последних. Также менее известен тот факт, что в этой спасательной шлюпке находился ещё один пассажир первого класса и четыре безбилетника. Как Исмею удалось попасть в эту спасательную шлюпку, никто точно не знает. Будучи представителем компании «Уайт Стар Лайн», он должен был остаться на борту корабля. Но стоит отметить, что до того момента, как попасть в спасательную шлюпку, Исмей находился на шлюпочной палубе и активно помогал женщинам и детям. Он также убеждал и подбадривал тех, кто отказывался покидать тонущий корабль.

Сегодня Исмея часто изображают трусом, который не должен был остаться в живых, однако правда заключается в том, что образ усатого злодея, каким его представляют, является не совсем точным. Исмея определённо нельзя винить в трагедии, которая унесла жизни почти 1500 человек.

9. «Титаник» затонул, потому что пожар в угольном бункере повредил его корпус

Это старая теория, которая возродилась благодаря недавно вышедшему документальному фильму. Были обнаружены новые фотографии, на которых виднеется «смазанное пятно» на правом борту «Титаника» (именно этой стороной лайнер столкнулся с айсбергом). Согласно данной теории, пожар, который произошёл в одном из угольных бункеров, повредил конструкцию корабля. Если бы не пожар, то лайнер не получил бы серьёзных повреждений в результате столкновения с айсбергом и не затонул бы.

Пожар в угольном бункере действительно имел место быть. Такое на кораблях того времени не считалось обычным явлением, однако периодически всё же случалось. Членам экипажа «Титаника» удалось справиться с пожаром; для этого на борту имелись все необходимые средства. Самый большой недочёт данной теории заключается в том, что «смазанное пятно», которое якобы свидетельствует о повреждении корпуса «Титаника», находится примерно в 15 метрах от того места, где произошёл пожар. Более того, предположение о том, что сокращение расходов привело к созданию более слабого корпуса, необычайно чувствительного к повреждению огнём, не имеет под собой никаких оснований. Нет убедительных доказательств того, что структурные элементы корпуса «Титаника» были недостаточно прочными.

Самое интересное заключается в том, что существует теория, согласно которой пожар на самом деле оказался полезным. Если какой-то из бункеров, расположенных на правой стороне, был полностью опустошён во время ликвидации пожара, это может объяснить, почему «Титаник» не опрокинулся на правый борт сразу же после столкновения с айсбергом. Как бы там ни было, любой корабль в такой ситуации получил бы довольно много серьёзных повреждений.

10. Капитан Смит собирался идти в отставку после рейса «Титаника»

Нет никаких сомнений, что трагедия, связанная с гибелью «Титаника», лишь усиливается при мысли о том, что капитан лайнера планировал после рейса уйти на заслуженный отдых. Что может быть лучше возможности сказать «Прощай!» морю, находясь на борту величественного лайнера? И что может быть хуже того, когда жизнь обрывается таким внезапным, трагическим образом?

Тем не менее, истина является менее драматичной. Да, это правда, что капитан Эдвард Джон Смит находился на закате своей карьеры. Однако нет никаких доказательств того, что первый рейс «Титаника» должен был стать завершением карьеры Смита.

В отличие от большинства заблуждений в этом списке, эти слухи появились ещё до того, как «Титаник» отправился в плавание. В 1911 году корабль «Олимпик» совершил свой первый рейс под командованием капитана Смита. Тогда газета "The New York Times" писала, что капитан Смит уйдёт в отставку к концу года ввиду своего возраста. В статье также было сказано, что «Титаником», скорее всего, будет командовать капитан Бертрам Хейс. Однако это было не точно, поскольку Джозеф Брюс Исмей ещё не решил, кого выбрать. К концу 1911 года стало известно, что капитаном «Титаника» станет Смит, который должен был уйти в отставку летом 1912 года.

11 апреля 1912 года, когда «Титаник» начал свой путь через Атлантический океан, газета "The New York Times" сообщила о подтверждении слухов о том, что это действительно будет последний рейс Смита. В свою очередь, компания «Уайт Стар Лайн» опровергла это, заявив, что Смит будет командовать «Титаником» до тех пор, пока у него не появится возможность стать капитаном более крупного и лучшего судна» (скорее всего, здесь имелся в виду «Британник», который в тот момент находился на стадии строительства).

По всей вероятности, Смит действительно планировал уйти в отставку, однако популярность вынудила его задержаться на своём посту. Учитывая это, будет разумно предположить, что слухи о его грядущей отставке способствовали развитию бизнеса, давая дополнительный стимул для путешествия на «Титанике». К сожалению, мы никогда не узнаем, какое решение принял бы Смит впоследствии, если бы круизному лайнеру всё же удалось благополучно пересечь Атлантический океан. Что бы он ни сделал, справедливо будет отметить, что он наверняка хотел продолжить свою карьеру, и у него была возможность это сделать. И нет никаких оснований предполагать, что первый рейс «Титаника» стал бы для него последним.

Специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com - перевела Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Нераскрытые тайны "Титаника"

Слухи о роковом лайнере . Согласно одному из мифов, незадолго до завершения строительства корабелы неоднократно слышали странные постукивания в той части "Титаника", где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство судна велось очень быстро, в его корпусе остался замурованным один, а то и несколько строителей. Этим якобы и объясняются странные постукивания: люди пытались вырваться из ловушки, в которую попали.

Также распространено мнение, что в "Титаник" был заложен антихристианский код. Серийный номер корпуса корабля - 3909 04. Если верить мифу, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если написать этот номер от руки на бумаге и посмотреть в зеркало, то там будут отражаться слова "No Pope" (в переводе - "Нет Папы"). Ирландские протестанты полагали, что эти слова означают "Нет Папе Римскому", поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, и лайнер затонул в первом плавании.

По слухам, сигнал SOS с "Титаника" современные суда ловят и по сей день. Причем происходит это раз в несколько лет с определенной периодичностью. Одним лишь приемом радиосигналов с давно затонувшего корабля дело не ограничивается. По некоторым свидетельствам, спустя десятилетия после трагедии суда, проплывавшие мимо района затопления "Титаника" периодически вылавливали… спасшихся пассажиров!

Так, из морской пучины якобы выловили женщину средних лет, одетую по моде начала XX века. Она утверждала, что сейчас на дворе 1912 год и ей чудом удалось выжить. После того как женщину доставили на берег и решили установить ее личность, оказалось, что имя, которым она представилась, совпадало с реальным именем одной из пассажирок "Титаника". Впрочем, как и следовало ожидать, дальнейшая судьба этой женщины неизвестна.

Это не единственный случай подобного рода. Члены команды разных судов утверждали, что им удалось подобрать в океане десятимесячного младенца, который находился в спасательном круге с надписью "Титаник", и пожилого мужчину, который был одет в капитанскую форму компании "Уайт Стар Лайн". Мужчина утверждал, что он - никто иной как капитан "Титаника" Смит.

Теория заговора

Из-за сходства "Титаника" и другого корабля компании "Уайт Стар Лайн" "Олимпик" сразу после катастрофы появилась теория заговора, согласно которой в трагический рейс на самом деле был отправлен второй корабль. В основе этой теории лежит предположение о возможном мошенничестве с целью получения страховой выплаты, которая могла бы покрыть все убытки компании "Уайт Стар Лайн". Согласно мнению сторонников теории, кормовые листы с названием судна, а также все предметы быта и интерьера с названием судна были заменены, в результате чего, никто не мог заподозрить подмены.

В 1911 году при выходе в 11 рейс "Олимпик" столкнулся с английским крейсером "Хоук". "Олимпик" получил лишь небольшие повреждения, и их было недостаточно для выплаты страховки. Нужно было, чтобы судно получило ещё большие повреждения. Поэтому судно подвергли намеренному риску столкновения с айсбергом - в компании были уверены, что, даже получив серьёзные повреждения, судно не затонет.

Эту теорию не раз пытались опровергнуть. Например, против нее свидетельствовал тот факт, что многие пассажиры "Титаника" ранее плавали на "Олимпике" и могли бы определить, на каком корабле действительно плывут. Но окончательно теория заговора была развенчана только после того, как с парохода подняли детали, на которых был выбит номер 401 (строительный номер "Титаника"), а строительный номер "Олимпика" был 400.

Другие версии крушения

Согласно официальной версии, "Титаник" затонул не столько из-за того, что столкнулся с айсбергом, а сколько , с которой шел корабль. Но далеко не все согласны с этим.

Уже долгое время существует версия, что еще до отплытия в угольном отсеке корабля возник пожар, который спровоцировал сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Эксперт, посвятивший изучению истории "Титаника" более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что "Титаник" быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость "Титаника" в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего "Титаник" не смог сбросить скорость, когда был замечен айсберг.

Существует версия, что "Титаник" затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, опять же с целью получения страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев "Титаника". Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус "Титаника", это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

Известно также, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на "Титанике" в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл "Титаник", не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей.

Особого внимания заслуживает версия, которая появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана "Титаника" Ч.Лайтоллера леди Паттен "На вес золота". Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров "Титаника" и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию, опасаясь, что компания "Уайт Стар Лайн" обанкротится. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке.

Другая версия появилась в писательских кругах. Во времена "Титаника" существовал престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики - "Голубая лента Атлантики". Этим призом обладало судно "Мавритания" компании "Кунард", которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании "Уайт Стар Лайн". В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал "Титаник", Исмей подбивал капитана "Титаника" Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но у этой теории есть элементарное опровержение. "Титаник" просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой "Мавритания" поставила рекорд, продержавшийся еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал