Строительный журнал

«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери

Мы живем больше по наитию и по инерции. Но мы редко задумываемся о самом себе. Мы думаем об окружающих, обстоятельствах, жизни, но редко о себе. Почему мы избегаем думать и анализировать себя? Мы боимся оказаться не такими хорошими, умными и успешными? Анализ внешних и личностных качеств поможет выбрать нужный путь развития. Самоанализ позволит выявить слабые места и акцентироваться на сильных сторонах.

Для успеха в жизни нужно проводить внутреннюю настройку регулярно. Как познать свою внутреннюю сущность и использовать это во благо? Мы составили тебе список для копания внутри себя. Выполни каждый пункт и обязательно сделай пометки в записной книжке.

Как проводить самоанализ?

1. Самоанализ лица

«Чтобы стать самим собой, нужно позабыть все прежние представления о себе» Пауло Коэльо

Подойди к зеркалу и внимательно рассмотри свое лицо. Не ленись и подойди! Что ты видишь в отражении? Представь что это незнакомец, а не ты. Опиши его несколькими предложениями. Что можно сказать по его прическе, улыбке, глазам, коже и выражению лица?

Результаты самоанализа. Тебе не очень понравиться этот «незнакомец»? Это нормально. Но что бы ты изменил в его внешности и как улучшил? Может нужно больше спать, вести более здоровый образ жизни или больше ухаживать за собой?

2. Самоанализ фигуры

Разденься догола. Окинь критическим взглядом свою фигуру и тело. У тебя подтянутая и спортивная фигура? У тебя нет лишнего веса? Твое тело выглядит здоровым и красивым? Как обстоят дела с растительностью на теле? Взгляни на себя со всех сторон и сделай выводы.

Результаты самоанализа. Все слабые стороны видны не только тебе, но и окружающим. Начни больше следить за своей фигурой, займись спортом, акцентируй приоритеты на здоровом питании и образе жизни. У тебя единственное тело и тебе жить с ним до самого конца. Не позволяй быть себе некрасивым, толстым, худым, неспортивным и несексуальным.

3. Самоанализ гардероба

Открой социальную сеть и просмотри свои фотографии. Ты все время в одних и тех же джинсах, рубашке, джемпере, костюме или куртке? Твоя одежда не поменялась за последние несколько лет? Это не очень хорошо. Загляни в шкаф и перебери вещи. Большинство ты никогда не используешь? Насколько твоя одежда опрятная, стильная и новая? Как обстоят дела с нижним бельем? Оно вызывает желание у противоположного пола или жалость?

Результаты самоанализа. В большинстве случаев тебе не понравиться твой внешний вид, но это стимул для его усовершенствования. В выходные выкинь ненужные вещи и посети магазин. Выбери себе парочку новых вещей. Это привычка будет хороша не только один раз. Каждый месяц покупай себе что-нибудь. Это позволит выглядеть модно, стильно и сексуально.

4. Самоанализ личной жизни

У тебя есть кто-то или ты один? Ты доволен существующими взаимоотношениями или отсутствием их? Почему ты один или несчастлив в любви?

Результаты самоанализа. Если ты один, то самое время найти подружку. Поставь себе за правило знакомиться с 5 новыми девушками за неделю. Ты можешь знакомиться с одной девушкой в день или делать это за сутки. Подходи к понравившимся девушкам и завязывай разговор. Отказы – это нормально. Хорошо если ты достигнешь успеха в 30% случаях. Если у тебя есть подружка, то проанализируй отношения. Что тебе не нравится? Что можно улучшить? Предприми шаги для исправления ситуации.

5. Самоанализ карьеры

«Ищи свое место. Когда ты найдешь его, тебе не нужно будет бороться» Бернар Вербер

Ты учишься в нужном месте? Ты достаточно получаешь знаний? Ты не лентяй? Если ты работаешь, что можешь сказать о своей квалификации, перспективах, карьере и зарплате? Что тебя устраивает, а что вызывает крайнее беспокойство?

Результаты самоанализа. Если хочешь быть профессионалом, то учились более прилежно. Пойди на курсы повышения квалификации или изучи иностранный язык. Недоволен работой? Начни искать новую работу не пассивно, а активно! Помести резюме, начни ходить на собеседование. Глупо быть неудачником, провести всю жизни на ненавистной и малооплачиваемой работе.

6. Самоанализ внутренних качеств

«На свете полно мест куда можно сбежать. Но иногда стоит заглянуть в себя» Майк Дилан Раскин

Что ты можешь сказать о себе самом? Насколько у тебя хороший характер? Сколько у тебя настоящих друзей? Как обстоят дела с чувством юмора? Ты бы дружил сам с собой?

Результаты самоанализа. Самоанализ внутренних качеств и черт характера достаточно сложен. Но именно в нем кроется причина многих наших взлетов и падений. Попробуй немного покопаться в себе и выйти с некоторыми результатами. Что можно улучшить, исправить и изменить?

Что делать после самоанализа?

«Что делать, когда разрушается вся твоя личность и все твои представления о себе? Как жить дальше, когда вдруг выясняется, что все это время ты жил неправильно?» Чак Паланик

Теперь прочитай пометки, которые ты сделал. Не все в порядке? Это нормально и вполне ожидаемо. Лучше честно найти ошибки и исправить их, чем жить в придуманном розовом мире. Проводи самоанализ регулярно и записывай результаты в специальную записную книжку. Что ты уже улучшил, а что еще обстоит сделать?

Вскоре ты обнаружишь, что жизнь налаживается, а ты становишься более удачливым и счастливым.

    Вспомните свое детство. Понять свою суть и свои мотивы не всегда легко. Многие мотивы поведения и особенности самовосприятия являются результатом подсознательных побуждений и принципов. Чтобы понять, как именно вы воспринимаете себя, стоит копнуть глубже. Задайте себе следующие вопросы:

    • Прислушивались ли ко мне в детстве или все время критиковали?
    • Со мной разговаривали уважительно или меня игнорировали, критиковали, дразнили?
    • Получал(-а) ли я нужное мне внимание и любовь либо мной пренебрегали?
    • Сталкивался(-лась) ли я с физическим, вербальным или сексуальным насилием?
    • Признавали ли окружающие мои достижения?
    • Спокойно ли окружающие воспринимали мои промахи либо меня за них отчитывали?
    • Ожидали ли окружающие, что я буду идеальным(-ой)?
  1. Наблюдайте за своим настроением. Ведите дневник в течение всего дня. Когда почувствуете, что ваше настроение изменилось, пишите о своих чувствах. Это первый шаг к пониманию того, что пытается вам сказать ваш внутренний голос.

    Записывайте то, о чем вы думаете. Мысль, возникшая до изменений в настроении, является отражением внутреннего голоса. Такие мысли называются автоматическими. Они описывают то, как вы воспринимаете себя, других и окружающий мир. Записывайте эти мысли в течение дня и обращайте внимание на любые закономерности.

    • Автоматические мысли формируются в подсознании, поэтому нередко сформулировать их очень сложно. Подумайте, что заставило вас почувствовать то, что вы чувствуете. Затем задайте себе более сложные вопросы: "Что это говорит обо мне?", "Почему у меня возникло это чувство?"
    • Первые несколько ответов будут поверхностными. Продолжайте задавать себе вопрос "а что еще?" до тех пор, пока не сможете рассмотреть более глубокие автоматические мысли.
    • К примеру, если коллега сказала что-то, что вас разозлило, вы можете зафиксировать ситуацию так: "Маша сказала, что я сделала это неправильно. Это разозлило меня. Она пыталась выставить меня некомпетентной". Если после этого несколько раз задать себе вопрос "а что еще?", вероятно, вы дойдете до мысли, которая раньше не приходила вам в голову: "Возможно, я справляюсь с этой задачей хуже других".
  2. Проанализируйте закономерности в своих мыслях. Когда вы зафиксируете несколько автоматических мыслей, вы наверняка обнаружите в них закономерность. Подумайте, какая глубинная причина вызывает эти мысли. Эти мысли полезны либо они негативны и оказывают разрушающее воздействие на вас? Нередко из-за негативных мыслей возникают следующие закономерности:

    • Все или ничего. Человек считает, что одна ошибка означает полное поражение. К примеру, если вы ошибетесь на работе один раз, вы можете решить, что вы не способны выполнять свою работу.
    • Отказ видеть позитивное. Человек отказывается видеть или забывает о хорошем и фокусируется только на плохом. К примеру, человек может зациклиться на одной ошибке в тесте, хотя на все остальные вопросы дал верный ответ.
    • Поспешные выводы. Человек делает выводы, не зная всех фактов. Например, вы заметили, что ваш друг на парковке развернулся и побежал в другую сторону. Вы можете решить, что он не хочет с вами встречаться, хотя на самом деле он опаздывал на встречу и не видел вас.
    • Навешивание ярлыков. Человек обобщает информацию, не пытаясь разобраться в ситуации. К примеру, человек думает про себя "я плохой человек", вместо того чтобы сказать себе, что он мог поступить в этой ситуации иначе.
  3. Подумайте, является ли ваша самооценка здоровой. Человек со здоровой самооценкой считает, что он имеет вес в обществе и достоинство. Человек с низкой самооценкой не уверен в себе и постоянно ищет одобрения и признания окружающих. Если вас постоянно посещают негативные мысли, у вас может быть заниженная самооценка. Низкая самооценка негативно влияет на восприятие себя, поэтому крайне важно проводить сознательную работу над отношением к себе. Если вы не уверены, можно ли считать вашу самооценку заниженной, подумайте, знакомы ли вам три "лица" низкой самооценки:

    • Жертва. Человек чувствует себя беспомощным и ждет, что ему кто-нибудь поможет. Страх неудач он прячет под жалостью или равнодушием к себе. Человек не уверен в себе, не проявляет всех своих талантов, а его самооценка сильно зависит от мнения других.
    • Самозванец. Человек ведет себя так, как будто он счастлив и все у него хорошо, когда на самом деле он боится неудачи. Такому человеку всегда нужно добиваться успеха, чтобы чувствовать себя счастливым, что нередко приводит к перфекционизму, стремлению превосходить других и эмоциональному выгоранию.
    • Бунтарь. Человек пытается принизить значимость других, особенно тех, кто является авторитетом. Он испытывает злость из-за того, что он недостаточно хорош, и старается делать все возможное, чтобы критика других не задевала его. Это может приводить к перекладыванию ответственности за свои проблемы на других или желанию противостоять людям, которые имеют какую-либо власть.

    Как определить свой тип личности

    1. Возьмите лист бумаги и положите перед собой. Разверните бумагу горизонтально, то есть так, чтобы длинная сторона оказалась перед вами. Найдите твердую поверхность, на которой вам будет удобно писать.

      Проведите пять вертикальный линий. Они должны располагаться на равном расстоянии друг от друга. Вам нужно будет писать в полученных колонках, поэтому убедитесь, что везде будет достаточно места.

      Озаглавьте колонки. Напишите вверху колонок "экстраверсия", "эмоциональность", "добросовестность", "доброжелательность" и "открытость". Эти термины описывают пять ключевых факторов личности, которые также называются большой пятеркой. Большинство исследователей сходятся в том, что эти пять факторов характеризуют личность и крайне важны в любых межличностных взаимодействиях.

      • Помните, что эти черты не описывают типы личности, а позволяют оценить степень развитости определенных качеств в человеке. К примеру, у одного человека может быть много доброжелательности, но мало экстраверсии (общительности). Такой человек не будет общительным, однако относиться к окружающим он будет хорошо.
      • Эмоциональность еще называют невротизмом. Противоположностью невротизма является эмоциональная стабильность.
      • Вместо термина "открытость" иногда используют термин "интеллект". Эти термины взаимозаменяемы.
    2. Решите, насколько у вас развиты эти пять черт личности. Как правило, каждая из черт может быть развита или сильно, или слабо. Обдумайте каждую из характеристик. Напишите "сильно" или "слабо" в соответствующие колонки. Ниже мы приводим описание всех черт личности, чтобы вам было проще проанализировать эти качества в себе:

      • Экстраверсия описывает явный интерес к другим людям и внешним событиям. Люди, у которых это качество ярко выражено, уверены в себе и стремятся исследовать новые территории. Если экстраверсия развита слабо, человек считается интровертом и предпочитает уединение и тишину.
      • Эмоциональность (или невротизм) описывает степень тревожности и возбудимости. Люди с высокой степенью эмоциональности ярче переживают негативные эмоции. Если вы много переживаете и нервничаете, ставьте в этой колонке значение "сильно".
      • Открытость означает желание человека адаптироваться к ситуации при появлении новой информации. Если вы открыты, вы готовы к новому и не любите условности. Если у вас открытость развита слабо, вам ближе традиционные подходы и вы не любите отклоняться от привычного образа мышления.
      • Добросовестность описывает готовность человека учитывать потребности других людей при принятии решений. Она также связана со способностью контролировать себя. Если у вас это качество развито сильно, вы дисциплинированы, организованны и способны работать самостоятельно. Если это качество развито слабо, вы склонны поддаваться сиюминутным желаниям и предпочитаете переменчивую и непостоянную среду.
      • Доброжелательность означает степень совместимости человека с другими. Она также отражает то, какое значение для человека имеют другие люди. Если у вас хорошо развита эта черта, вы способны к эмпатии и понимаете других людей. Вас часто называют приятным человеком с доброй душой. Если этого качества вам не хватает, вы не полагаетесь на эмоции, принимая решение. У этого качества есть гендерные отличия: женщинам свойственна более высокая степень развития этого качества, а мужчинам - более низкая.
    3. Подумайте, какое влияние эти черты характера оказывают на вашу личность. Люди стремятся к поведению и среде, которые наиболее подходят их личности. Самоанализ позволит вам понять, почему вы ведете себя так, как привыкли.

      • Каждое качество может быть выражено сильно или слабо. Существует 45 разных сочетаний этих качеств, где каждое из них развито в разной степени.

    Как оценить свою работу

    1. Выберите удобное время. Выделите не меньше часа на оценку своей работы. Вам нужно будет подумать о своих привычках, целях, навыках и успехах в целом. За час вы сможете перечитать свои записи и изучить другую информацию, которая позволит вам оценить проделанную работу.

      Составьте список всех своих достижений на работе за последний год. Не бойтесь перечислить все, что вы сделали. Можно даже гордиться собой. Основная цель этого задания - выявить свои достижения. Вспомните все проекты, над которыми вы трудились, все дополнительные обязанности и пользу, которую вы принесли организации. По возможности приводите конкретные примеры.

      • Чтобы вспомнить все, что вам удалось сделать, попробуйте перечитать письма в электронной почте.
      • Если вы регулярно фиксируете результаты своего труда (к примеру, вносите данные в компьютер или в журнал), перечитайте все последние записи.
      • Задавайте себе вопросы, которые помогут вам оценить свою работу. Например: "Способствовал ли мой труд реализации миссии компании?", "Каким образом я проявлял(-ла) себя в качестве лидера?"
    2. Если вам сложно описать свои достижения, попробуйте использовать методику STAR. Эта методика позволяет выявить ситуации, которые дают фирме возможность получить выгоду. Используйте эту методику столько раз, сколько потребуется, и вам удастся составить список своих достижений. Суть методики STAR заключается в следующем:

      • Опишите ситуацию (S - situation, ситуация): вспомните ситуацию, в которой вам удалось проявить себя.
      • Опишите задачу (T - task, задача): объясните, какой была ваша задача и что вам нужно было делать.
      • Опишите действие (A - action, действие): объясните, что вы сделали, чтобы выполнить задачу.
      • Опишите результат (R - result, результат): объясните, какой результат вам удалось получить.
    3. Составьте список сфер, в которых вам хотелось бы улучшить свои показатели. Проводя самоанализ, важно вспоминать не только достижения, но и сферы, требующие работы. Подумайте, где вы могли бы проявить себя лучше, и вспомните моменты, когда вам не удалось достичь своей цели. Анализируя неудачи, вы сможете дать более объективную оценку своему труду.

      • Хотя сейчас вы вспоминаете успехи и неудачи в контексте самоанализа, вам может быть полезно попросить руководителя честно оценить вашу работу в последнее время.
    4. Составьте список из 5–6 целей, которых бы вы хотели достичь в следующем году. Теперь вам стоит составить план и сосредоточиться на вещах, которые помогут вам стать лучше. Цели должны соответствовать задачам вашей компании.

    Как оценить уровень стресса

      Вспомните недавние перемены в жизни. Перемены могут быть как положительными (свадьба, рождение ребенка, повышение на работе), так и отрицательными (развод, потеря работы). Помните, что любые изменения могут вызывать стресс, поскольку они требуют адаптации к новым условиям. Подумайте, что изменилось за последние шесть месяцев и как это может влиять на ваше эмоциональное состояние.

      Подумайте о своих ценностях. Если ваши действия противоречат вашим принципам, возможно, это вызывает стресс. Например, если для вас очень важны амбициозность и соревновательность, но вы вынуждены зарабатывать на жизнь бесперспективной работой, вы будете испытывать стресс, потому что то, как вы живете сейчас, не соответствует вашим ценностям. Стресс и недовольство могут возникать тогда, когда принципы и ценности расходятся с действительностью. Чтобы понять, влияет ли это несоответствие на ваше эмоциональное состояние, задайте себе несколько вопросов:

      • Какие ценности имеют для меня особое значение? Доброта? Честность? Успех? Семья?
      • Соответствует ли мое поведение этим ценностям? Предположим, вам важно проводить время с семьей. Удается ли вам это или этому мешают другие занятия?
      • Вступают ли ваши отношения, работа, дружеские связи и другие сферы жизни в конфликт с вашими ценностями? Вернемся к примеру выше. Мешает ли вам работа проводить больше времени с семьей?
    1. Проанализируйте свое окружение. То, где вы живете и проводите большую часть своего времени, может быть фактором, вызывающим стресс. Если вас окружают толпы людей, преступность, шум, грязь и мусор или другие неприятные вещи, вы будете нервничать. Подумайте, как сильно ваше окружение влияет на ваше эмоциональное состояние.

      Проанализируйте свои личные проблемы и отношения. Личные проблемы и социальные факторы могут оказывать влияние на уровень стресса. Учтите следующие сферы и то, как они влияют на ваше эмоциональное состояние:

      • Деньги. Хватает ли вам денег на базовые расходы (жилье, еда, одежда, транспорт)?
      • Семья. Есть ли у вас проблемы с супругом(-ой) или детьми? Ухаживаете ли вы за пожилыми родственниками?
      • Здоровье. Все ли в порядке со здоровьем у вас и ваших близких?
    2. Проанализируйте то, как вы спите. Нехватка сна может сказываться на многих сферах жизни, что повышает уровень стресса. Записывайте, сколько часов вы спите каждую ночь. Хотя потребность в сне индивидуальна, если вы спите меньше 6–8 часов в сутки, это может негативно сказываться на многих сферах вашей жизни. В результате уровень стресса будет повышаться. Нехватка сна может вызывать следующие проблемы:

      • мыслительные процессы замедляются, способность усваивать новое ухудшается;
      • возрастает количество ошибок и накладок;
      • возникают проблемы со здоровьем, включая повышение риска развития диабета и преждевременной смерти;
      • усиливается депрессия и забывчивость;
      • снижается либидо;
      • начинается преждевременное старение, вес растет;
      • ухудшается способность принимать взвешенные решения.
    3. Найдите психотерапевта, который специализируется на психологических травмах, если вы пережили травму. Если во время самоанализа вам станет понятно, что вам нужно разобраться с травмирующими событиями прошлого, вам потребуется психотерапевт, который специализируется на психологических травмах. Проработка событий прошлого требует усилий и достаточного количество времени, и специалист поможет вам в этом процессе.

      Найдите специалиста, с которым вам будет комфортно. Есть много способов найти психотерапевта: в интернете, по рекомендациям друзей или врача либо в различных медицинских центрах. Важно понимать, что психотерапия - это определенные отношения, и вам должно быть комфортно работать со специалистом. Вам не всегда будет легко говорить о том, что вас беспокоит, однако у вас должно быть ощущение, что психотерапевт сможет вас поддержать. Если после пары сеансов вы не почувствуете, что вам нравится работать с этим человеком, попробуйте найти другого психотерапевта.

    4. Знайте, какие специалисты могут помочь вам. Психологическую помощь могут оказывать не только психиатры и психотерапевты. Есть и другие специалисты, поэтому вам стоит изучить все варианты. Ниже мы приводим список специалистов, которые могут работать с психологическими проблемами:

      • Психиатры - это врачи, которые могут назначать лечение. Они ставят диагноз, выписывают препараты и могут использовать методы психотерапии. Поскольку их знания обычно охватывают много сфер, их услуги стоят больших денег, однако работа с ними показана людям с серьезными психическими заболеваниями.
      • Психотерапевты - это специалисты с дипломом о высшем образовании в сфере психологии. Они могут ставить диагноз и проводить сеансы психотерапии. Они также могут выписывать некоторые препараты.
      • Клинические социальные работники - это люди, которые имеют диплом о высшем образовании и занимаются социальной работой. Они могут проводить психотерапию и помогают с поиском подходящих специалистов.
      • Психиатрические медсестры - это медицинские сотрудники, которые выполняют диагностико-терапевтические функции и могут оказывать психологическую помощь.
      • Психотерапевты в области брака и семейных отношений имеют диплом в сфере семейной психологии. Они могут проводить психотерапию, но не могут выписывать препараты.
    • Важно регулярно проводить самоанализ, чтобы честно оценивать свои сильные и слабые стороны. Самоанализ позволит вам ставить перед собой более правильные и полезные цели. Кроме того, вы будете лучше понимать, в чем заключаются ваши ключевые ценности и убеждения. Благодаря этому вам будет проще жить насыщенной жизнью и придерживаться своих принципов.
    • Самоанализ может выявить ряд проблемных мест. Это нормально. Важно признать свои слабые места, чтобы иметь возможность развиваться дальше.
    • Самоанализ - это средство познания себя. Не используйте самоанализ для перекладывания ответственности на других.
    • Существуют специальные онлайн-тесты, которые позволяют лучше разобраться в пяти ключевых факторах личности.

Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio - обращение назад, отражение) - самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями - понятие С. в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.

С. является неотъемлемой частью любой психотерапии. Уже во время первых бесед психотерапевт знакомится с С. пациента, так как его обращению к врачу, как правило, предшествуют попытки анализа собственного психического состояния. На первых занятиях врач не только знакомится с больным, но и составляет первичное представление о причинах его заболевания. По словам В. Н. Мясищева (1958), сделать это иногда весьма затруднительно, и в таких случаях особенно важно, чтобы пациент играл активную роль, а врач при выявлении причин болезни в значительной мере опирался на его С. В большинстве случаев в рассуждениях и оценках больного таятся заблуждения и ошибки, ведущие его в тупик, самостоятельно выбраться из которых он не в состоянии. Перед психотерапевтом стоит задача направить С. пациента по психотерапевтически продуктивному пути.

Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные изменения в психике больного гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических воздействий и стабильность их результатов. Больной как объект такого воздействия, являясь одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей целостности. В процессе психотерапии С. пациента обычно соответствует концепции, которой придерживается психотерапевт.

Удельный вес С. в процессе психотерапии неодинаков в различных ее методах. В суггестивной психотерапии С. играет второстепенную роль. Но и здесь он является необходимым звеном при знакомстве с пациентом, при подготовке больного к применяемым методикам, в беседах между сеансами внушения, в оценке результатов внушения (Лебединский М. С., 1959). Существенно более важное место С. занимает не в симптомо-ориентированной, а в направленной на значительные изменения личности психотерапии, где активность пациента приобретает особое значение. В зависимости от базовой теоретической ориентации и применяемого метода психотерапевт фокусирует С. пациента на тех сторонах его психики, которые рассматриваются в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения.

В методах поведенческой психотерапии, основное внимание которой сосредоточивается на обучении пациента новым, более адекватным нормам поведения, предметом С. больного являются его связи с социальной средой преимущественно на уровне поведения.

В рациональной психотерапии, сущностью которой является логическое переубеждение пациента, обучение его правильному мышлению (поскольку, согласно Дюбуа (Dubois P.), психогения - это следствие ошибочных суждений, обусловленных недостатком верной информации), предметом анализа становятся логические построения, конструкции, поиск логических ошибок.

В психоанализе, способствующем переходу бессознательных, вытесненных из сознания, представлений в сознание, психотерапевт направляет внимание больного не на реальность, не на актуальную ситуацию, а на переживания раннего детства, на сексуальные влечения. Вытесненные из сознания и проявляющиеся в свободных ассоциациях пациента, в сновидениях, описках, оговорках, они становятся предметом работы психоаналитика. Подразумевается, что пациент по-новому оценит события своей жизни, осознает роль давно пережитого и вытесненного, что и приведет к выздоровлению.

Целью клиент-центрированной психотерапии, недирективной по своему характеру, является увеличение конгруэнтности пациента, открытости опыту, повышение уровня реалистичности и объективности восприятия себя и окружающих. Психотерапевт лишь создает доброжелательную обстановку, пациент же сам формулирует свои проблемы и ищет выход из неблагоприятных ситуаций. С. здесь направлен на чувства, выражение которых в процессе психотерапии становится все более свободным, на распознавание и дифференцирование своих чувств и восприятий, включающих собственное "Я", окружающих лиц и взаимоотношения между ними.

В патогенетической психотерапии Мясищева и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, целью которых является осознание пациентом противоречивых потребностей и мотивов, нарушенных отношений, приведших к невротическому срыву, и в итоге - регуляция потребностей, формирование сознательного отношения и разрешение психотравмирующей ситуации, задача психотерапевта состоит в том, чтобы направить С. пациента не только на его субъективные переживания и оценки, но также и на внешние условия его социальной среды, ее особенности, взаимоотношения с окружающими его людьми.

Первостепенную роль С. также играет в разговорной психотерапии, направленной на понимание и самостоятельное изменение пациентом тех сторон своей личности, которые препятствуют самоактуализации. Характерное понятие в системе разговорной психотерапии - самоэксплорация (Helm J., 1978), т. е. мера, в какой больной включает в беседу свое собственное поведение и свои личностные эмоциональные переживания, анализирует их и делает на этой основе выводы для себя. Основная задача психотерапевта здесь заключается в вербализации, отражении переживаний и чувств пациента, которая не должна выходить за рамки их осознания, что способствует активной роли больного в психотерапевтическом процессе.

В гештальт-терапии, целью которой является увеличение личностного потенциала, мобилизация собственных ресурсов пациента, на первый план выступает переживание контакта с самим собой, повышение степени осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также осмысление их значения и функции в настоящем. Задача психотерапевта состоит в создании ситуаций для проведения пациентом поиска и эксперимента, в котором он сам проверяет, что может быть для него ценным и подходящим, а что вредит. Анализ переживаний основан на принципе "здесь и теперь" - больного просят анализировать, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту, делая акцент на осмыслении того, "что и как" происходит.

В трансактном анализе, направленном на помощь больному в удовлетворении потребности в оптимальном контакте, психотерапевт знакомит пациента с основными понятиями трансактного анализа (3 состояния "Я": Родитель, Ребенок, Взрослый), объясняет механизмы поведения и его расстройств. В процессе психотерапии больной обучается самостоятельно анализировать ситуации с позиций Взрослого, т. е. проверять и оспаривать иррациональные и чрезмерные требования Ребенка и Родителя, предвидеть последствия ошибочных шагов, а также рационально решать проблемы, с которыми сталкивается в жизни.

В групповой психотерапии С. пациентов имеет сложный характер. Содержанием его становятся не только собственные переживания и поступки каждого участника группы, но также и его взаимоотношения с другими членами коллектива и главным образом то, каким, как ему кажется, его видят эти другие. Таким образом, С. в групповом процессе - своеобразное двойное зеркальное отражение индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективный внутренний мир партнера по общению, который, в свою очередь, отражает внутренний мир самого рефлексирующего.

По ходу С. пациент сталкивается со значительными трудностями, но они имеют и свое позитивное значение. Прибегнуть к С. как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии - это путь далеко не легкий. От индивида он требует большой решимости и самодисциплины. В этом отношении С. не отличается от других житейских ситуаций, которые способствуют личностному росту.

В психотерапевтическом процессе, в котором участвуют, как минимум, двое - пациент и психотерапевт, С. происходит у каждого из его участников. Психотерапевт, вырабатывая ту или иную психотерапевтическую стратегию и тактику, опирается на анализ собственных чувств, суждений относительно своего пациента. В некоторых психотерапевтических направлениях С. психотерапевта играет существенную роль. Так, например, в психотерапии психоаналитического направления анализ контрпереноса является важнейшим элементом работы психотерапевта.

Самоанализ

анализ и оценка своих поступков, душевного состояния.

Вся беда в том, что я слишком слаб. Пока есть Лео и я знаю, что он обо мне позаботится, я не стану работать. А вот если бы нужно было работать, чтобы не умереть с голоду, я бы и сам сумел прокормиться (А. Уолферт, Банда Тэккера).

Как бы остры ни были мои переживания, я всегда чувствую, что некая часть меня относится к ним критически… (Г.Д. Торо, Уолден, или Жизнь в лесу)

Самоанализ

ментальный процесс, при котором мы обращаем внимание на те или иные аспекты нашего собственного опыта (в феноменальном сознании), выражая словами и описывая наши переживания (при помощи рефлексивного сознания).

САМОАНАЛИЗ

изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики.

Всегда считалось, что для лучшего понимания других людей прежде всего необходимо познать себя. Не случайно изречение «Познай самого себя» уходит своими корнями в глубь человеческой истории. Оно было высечено на фронтоне Дельфийского храма и являлось важной составной частью древнегреческой философии человека.

Самоанализ был одним из источников возникновения психоанализа. В середине 90-х годов ХIХ столетия З. Фрейд уделил значительное внимание самоанализу. Он обратился к изучению своих собственных сновидений, стал присматриваться к своему психическому состоянию, нашел в себе нечто такое, что сам назвал неврозом, незначительной истерией. Затем стал заниматься собой, как врач занимается с больным.

В 1897 г. в письмах другу, берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928) З. Фрейд неоднократно писал о том, что сам является для себя наиболее важным пациентом. В то время он рассматривал самоанализ им как метод, дающий ценные сведения о самом себе. В частности, в одном из писем В. Флиссу он подчеркивал, что его самоанализ является действительно самым важным и многообещающим.

Первая фундаментальная работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), знаменовавшая собой рождение психоанализа, содержала богатый материал его самоанализа. По его собственному признанию, часть самоанализа была связана с реакцией на смерть отца. В этой работе З. Фрейд привел более 40 своих сновидений и дал их интерпретацию, что было наглядной иллюстрацией его самоанализа.

З. Фрейд считал, что самоанализ, включающий интерпретацию собственных сновидений, может оказаться полезным и необходимым для человека с нормальной психикой. Более того, он подчеркивал: для того чтобы стать психоаналитиком, необходимо начинать с анализа своих, а не чужих сновидений.

Позднее З. Фрейд прервал собственный анализ и занялся психоаналитическим изучением и лечением нервнобольных. Отдавая должное исследованию своего внутреннего мира, воспоминаний детства, сновидений и фантазий, он в то же время признал, что настоящий самоанализ в действительности невозможен. Получение объективных знаний о самом себе связано со значительными трудностями. Здесь требуется не только самоанализ, но и анализ со стороны другого человека – опытного психоаналитика.

Последнее положение, высказанное швейцарским психотерапевтом К.Г. Юнгом (1875–1961) и поддержанное З. Фрейдом, стало не отъемлемым элементом психоаналитического образования. Что касается самоанализа, то оба аналитика придерживались мнения, в соответствии с которым одного самоанализа недостаточно для становления профессиональным психоаналитиком. Некоторые аналитики полагают, что они могут обойтись самоанализом. Но, как замечал К.Г. Юнг, это – «психология Мюнхгаузена, с которой они неминуемо застревают в болоте».

По убеждению З. Фрейда, каждый психоаналитик имеет свои собственные комплексы и сопротивления. В психоаналитической практике успех лечения зависит от того, насколько сам психоаналитик продвинулся вперед в исследовании и понимании своего собственного бессознательного. Поэтому он должен начинать свою деятельность с самоанализа и продолжать его в процессе работы с пациентами. Вместе с тем З. Фрейд считал, что самоанализ не должен подменять собой психоанализ как таковой.

В отличие от З. Фрейда, считавшего, что настоящий самоанализ невозможен, некоторые психоаналитики придерживались иного мнения. Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) полагала, что ни с теоретической, ни с практической точек зрения нет никаких достаточных причин, делающих самоанализ невозможным. Пациенты могут осуществлять самоанализ во время длительных перерывов лечения, связанных с каникулами, командировками и другими обстоятельствами жизни. Они могут продолжать его и в случае преждевременного завершения психоаналитического лечения.

Как и З. Фрейд, К. Хорни осознавала трудности самоанализа, связанные, в частности, с эмоциональными факторами, которые делают человека слепым в отношении бессознательных сил. Она не исключала возможности того, что самоанализ способен усилить нездоровую склонность к «самокопанию». Более того, К. Хорни признавала негативные моменты самоанализа, если его понимать как самоцель, – тогда он подменяется самообвинениями и размышлениями о конце жизни. Но вместе с тем она подчеркивала, что самоанализ может быть плодотворным, если он помогает человеку раскрыть свои творческие дарования и силы, стать лучше в нравственном отношении и духовно богаче.

К. Хорни выдвинула идею конструктивного самоанализа, который следует осуществлять как эпизодически, так и систематически. В качестве терапевтического метода эпизодический самоанализ подходит для ситуационного невроза и может приносить удовлетворительные результаты при умеренных неврозах. При более сложных неврозах в лучшем случае он может ослабить напряжение или выявить значение того или иного расстройства. Устойчивые результаты дает систематический самоанализ, характеризующийся регулярно осуществляемой работой, непрерывностью и прослеживанием проблем до конца.

По мнению К. Хорни, «техника самоанализа не отличается от техники работы с аналитиком, ею является метод свободных ассоциаций». Регистрировать свои ассоциации в уме или записывать – вопрос индивидуального предпочтения. В записи ассоциаций есть преимущество, поскольку имеется возможность возвращаться к их подробному рассмотрению. Однако подобная запись должна служить цели познания себя, а не ведению дневника, рассчитанного на будущего читателя и увековечивания себя в памяти последующего поколения.

При самоанализе следует придерживаться следующих правил. Во-первых, человек должен стремиться выразить то, что он действительно чувствует, а не то, что обязан чувствовать в силу собственных стандартов или существующих традиций. Во-вторых, необходимо предоставлять своим чувствам как можно большую свободу. Главное в самоанализе – это «внутреннее значение, то есть осознание всей интенсивности чувства».

Как и при общении с аналитиком, при самоанализе возникают различного рода сопротивления, требующие тщательной проработки. Сложность работы с ними может вызвать желание отказаться от самоанализа. В конечном счете результат самоанализа, как и всякого анализа, зависит «от силы сопротивления и от силы Я, направленного на его преодоление». Поэтому главным требованием является осознание того, что сопротивление действует. Техника же борьбы с ним заключается в том, чтобы «попытаться его проассоциировать».

В целом К. Хорни исходила из того, что самоанализ может дать человеку возможность более полной самореализации, раскрытия его внутреннего потенциала. Однако, несмотря на то, что многие люди могут с пользой анализировать себя, процесс самоанализа никогда нельзя считать завершенным, поскольку нельзя считать завершенным процесс развития человека в какой-то момент его жизни, – человек постоянно меняется под влиянием самых разных обстоятельств. Что касается специфических условий, при которых человек может анализировать себя, то о них можно сказать следующее: если человек подвергался некоторому аналитическому лечению и если условия благоприятны, то он может, с точки зрения К. Хорни, продолжить работу самостоятельно с надеждой на достижение значительных результатов.

Инструкция

Укажите место конкретного урока в системе занятий по данной теме. Связан ли он с предыдущими и последующими урока ми. В полной ли мере учтены при подготовке программные требования, образовательные стандарты. Ответьте на вопрос: в чем вы видите специфику подготовленного вами урока ?

Укажите цели урока . Отдельно распишите воспитывающие, и обучающие задачи. Изложите информацию о том, какие специальные знания и компетенции понадобились при подготовке.

Обоснуйте выбор структуры и темпа проведения урока , характер взаимодействия и учащихся в ходе преподавания. Укажите методы и средства, использованные на занятии.

Расскажите о том, каким образом урок способствует формированию определенных умений и навыков.

Проследите и напишите, как осуществлялась теоретической и практической части урока . Как осуществлялся контроль за усвоением материала. Проводилась ли самостоятельная работа учащихся. Если да, то в какой форме.

Отметьте, были ли по итогу изменения по сравнению с первоначальным замыслом урока . Определите, какие именно и почему они возникли. Как они повлияли на конечный результат.

Расскажите о достоинствах и причинах недостатков проведенного урока . Сделайте выводы. Помните, что самоанализ урока формирует у учителя способности критически и адекватно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять необходимые корректировки в работе.

Написание самоанализа - это глубоко аналитическая деятельность, требующая полного сосредоточение на своем внутреннем мире и осмысление прожитого опыта. Этот процесс представляет собой изучение своего нынешнего состояния, оценку профессиональных способностей, установление причинно – следственной связи между случившимися событиями. Для написания анализа вам потребуется тетрадь и ручка. На какие же надо ответить вопросы, чтобы получился точный и грамотный самоанализ?

Вам понадобится

  • тетрадь и ручка

Инструкция

Начните со своего детства. Опишите самое первое . Попытайтесь понять, почему оно отпечаталось в вашей памяти. С чем оно было связано? Возможно, это был ваш или поход к зубному врачу. Напишите ребят, с которыми вы дружили в детстве. Скорей всего с кем-то вы общаетесь до сих пор, а про кого-то вообще забыли. Подробно опишите своих родителей и то чувство, которое к ним испытывали в детстве. Вспомните свои мечты и желания. Вы смогли их реализовать?

Оцените профессиональную деятельность. Запишите в столбик , о которых мечтали в детстве, а напротив - , которые повлияли на отказ от этих профессий. А сейчас вы выбрали работу, о которой мечтали в детстве или же интересы изменились? Проанализируйте свою сферу работы: справляетесь ли вы с поставленными ? Доставляет ли она вам удовольствие, или же работа в тягость?

Отметьте тип урока . Например, это был урок изучения нового материала или повторения изученного, интегрированный урок. Запишите, обоснован ли был выбор данного типа. Не забудьте отразить в анализе, как этот урок связан с предыдущими. Например, перед изучением написания падежных окончаний существительных были проведены по изучению и склонений имен существительных.

Необходимо отметить в анализе, как был начат урок (наличие оргмомента). Напишите, в какой форме была проведена проверка домашнего задания, и оправдан ли был выбор именно этой формы. Укажите, какие части урока показались вам наиболее удачными. Чем это, на ваш взгляд, обусловлено. Например, во время отработки навыков написания падежных окончаний существительных удачным было использование учителем карточек с дифференцированным заданием, а на этапе закрепления материала - наличие творческого задания.

Отметьте также, какие составляющие урока оказались неоправданными. Например, на каком-то этапе урока было нерационально потрачено время, или не продумана индивидуальная деятельность учеников.

Важным фактором успеха на уроке является эмоциональная атмосфера, созданная учителем. Запишите, было ли организовано плодотворное сотрудничество и учащихся. Не забудьте отметить наличие отклонений от запланированного хода урока , если таковые имеются, или все этапы были хорошо продуманы, рассчитаны по времени.

Напишите, разнообразны и интересны ли были задания, предложенные учителем. Необходимо чередовать индивидуальную работу с коллективной. Было ли это на уроке? Отобразите, в какой форме было дано домашнее задание(оно должно быть объяснено учителем до с урока ). Нужно отметить также было ли проведено обобщение изученного материала в конце урока . Обязательно укажите, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи. Отметьте, заслуживает ли урок высокой оценки.

Видео по теме

Закрылась дверь за последним ребенком, и учитель остался один на один со своими вопросами. И главный из них: правильно ли был проведен урок? Именно поэтому методическая работа в школе неизменно требует от любого преподавателя умения делать самоанализ . Такой вид деятельности способствует повышению уровня профессиональной компетенции учителя.

Инструкция

Перечитайте тему урока и по дидактическим целям определите его тип: вводный, закрепление материала, формирование умений, проверки, контроля и коррекции знаний,комбинированный, повторения, обобщающий. Учтена ли взаимосвязь уроков в теме?

Триединую задачу урока расщепите на составляющие части. Реализована ли образовательная составная? Для этого проанализируйте итог урока , количество и качество оценок. Подумайте, на такой ли результат вы рассчитывали.
Если он выше ожидаемого, то вы:
1) недооценили учащихся;
2) подобрали слишком легкий дидактический материал, не соответствующий уровню развития ;
3) вели опрос только сильных учеников;
4) предложили упрощенные методы и приемы оценки знаний.Если результат ниже ожидаемого, то вы
1) неправильно планировали предыдущие ;
2) допустили нарушение методики ;
3) плохо знаете образовательный стандарт.

Проанализируйте подобранный к уроку дидактический материал. Он должен быть разнообразным и богатым. Однако подбирайте его с таким условием, чтобы он соответствовал воспитательным задачам урока .

Посчитайте, сколько методов и приемов использовали за урок. Их должно быть не менее пяти. Например, словарный диктант, работа с учебником, тестовые задания, творческая работа (проектирование, исследование, постановка и решение проблемы), мозговой штурм. Учтите, что виды методов и приемов должны соответствовать развивающим задачам урока .

Оцените, оправдали ли себя использованные наглядные пособия и технические средства. Если нет, то ? Причины могут быть разные: неправильно рассчитали время показа, неудачно подобрали фрагмент, продублировали один и тот же материал разными средствами, не проверили работу аппаратуры накануне урока .

Подумайте, остались ли вы довольны дисциплиной. По какой причине происходили нарушения? Какие приемы способствовали установлению порядка на разных этапах урока ?

Не затягивайте проверку домашнего задания. В зависимости от сложности работы вы можете проверить его полностью. Но это возможно только в двух случаях: если вы накануне его плохо объяснили или дали слишком сложное, выше уровня класса. Лучше проверять выборочно или частично. Давайте подробный инструктаж выполнения домашнего задания. Упущение этого этапа урока будет ошибкой.

Проанализируйте вторую составляющую задачу урока : развивающую. Какие умения, навыки, способности, качества развивал этот урок? Помните, на нем должны быть такие методы и приемы, которые совершенствуют память, внимание, воображение, волю, терпение.

Проанализируйте третью составляющую задачу урока : воспитательную. Подумайте, что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения.

Видео по теме

Полезный совет

Ставьте оценку себе после каждого урока. Не бойтесь отклоняться от плана или совершенствовать его. Но учитывайте свои ошибки, ведь их исправление ведет к творчеству.

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей. Изучение человеком самого себя, своего внутреннего мира и глубин своей психики, как бы взгляд изнутри.

На данный момент самоанализ является неотъемлемой частью любой психотерапевтической или психологической работы. Через самоанализ рассматривают разные виды неврозов, психологических травм. Самоанализ используют для выявления травмирующих факторов и событий в жизни индивидуума.

Часто память молчит, но апатия, тоска и общее недовольство жизнью наваливаются все сильнее. Так реагирует психика на чрезмерное событие, справиться с которым и сохранить себя невозможно.

И психика расщепляется: часть чувств, телесных ощущений, мыслей переходит в «замороженное» состояние, а другая – начинает выживать. Но со временем психосоматика проявляется все ярче, а загоняют в глухой угол. Решение не вспоминать, неосознанно принятое в травмирующей ситуации постепенно работает все хуже.

Старые травмы необходимо проработать и вернуться к жизни, и именно здесь на первый план часто выходит самоанализ. В качестве метода терапии он выявляет значение расстройства и ослабляет напряжение.

Применение самоанализа

С помощью самоанализа разбираются причины и следствия, оцениваются действия с точки зрения истины и разума и функции психики начинают налаживаться. Объективная оценка событий, самопознание, истинная оценка собственной личности, не связанная с внутренним принуждением помогает вспомнить, принять и пережить боль.

При самоанализе следует придерживаться определенных правил. Человек должен выражать то, что он чувствует на самом деле, а не то, что обязан чувствовать по традициям или в силу своих стандартов.

Основные задачи, которые стоят перед пациентом:

  • Как можно полнее и искреннее выразить себя.
  • Понять свои бессознательные движущие силы и их влияние на жизнь.
  • Выработать способность менять установки, которые нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Главное в самоанализе – внутреннее значение, т.е. осознание всей интенсивности чувства.

Цели

При самоанализе часто возникает чувство сопротивления, требующее проработки и анализа со стороны специалиста, который направит по самому продуктивному пути. Важно осознать, что эти трудности имеют позитивное значение. Временные ухудшения бывают всегда, они связаны с раскрытием вытесненных и подавленных травмирующих ситуаций и обязательно вызывают тревогу.

Именно раскрытие эмоций, чувств и потребностей, ранее скрытых от сознания и является одной из целей самоанализа. Столкновение с правдой о себе не только шокирует, но и освобождает, осознание пугает, но и мобилизует, приводя в активность. Самоанализ – не панацея, но он очень важен в работе с пациентами.

В повседневной жизни самоанализ необходим при реализации себя, необходимости принимать ответственные решения, отстаивать жизненные ценности и неотъемлемые права. В сущности это делает любой искренний человек, обдумывая стоящие за поступками и чувствами внутренние причины. Такой самоанализ не требует особой психологической подготовки, нужно всего лишь желание узнать и понять себя, исследуя свой внутренний мир.

Чего не следует делать при самоанализе?

Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания, самообвинений или жалости к себе.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал