Строительный журнал

О необходимости возжигать лампады

Почему икона, перед которой горит лампада, кажется нам более «глубокой» и «живой»?
Почему этот обычай возжигать перед святыми изображениями лампады издревле существует в православной Церкви?
Еще в Ветхом Завете написано:
«И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев,24;1-4).
В другой книге Ветхого Завета читаем:
“Зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего” (2Пар,13-11).
Но вот прошло время «детоводителя» ко Христу - Ветхого Завета - и с пришествием Спасителя мира было установлено царство свободы в благодати Христовой Церкви. Но возжигание светильников по-прежнему присутствует в жизни Церкви - теперь уже новозаветной. «Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, - говорит учитель церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».Кстати, еще в одной из глав книги Деяний Апостолов пишется, что Святые Апостолы вместе со своими последователями возжигали светильники когда собирались в ночное время для проповеди слова Божьего, для молитвы и преломления хлеба: ”В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян 20;8) - читаем мы там.На Русь практика возжигания лампад пришла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире.
Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Полумрак в храме означает, погруженную в сумрак греха и неведения, человеческую природу. Храм -это место где светит свет веры, свет Божий. Светом для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божьем. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1-5) Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники (Софроний, патриарх Иерусалимский).
Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
1.Во первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
2.Во вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)
3.В третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)
4.В четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому.
5.В пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам его.
6.В шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль покорные нашей воле так пусть пламенем любви и наши души во всех страданиях покорные воле Божьей.
7.В седьмых чтобы напоминать о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше - это наша внутренняя лампадка не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели –горючее которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Перед иконой дома и в церкви горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Перед иконой Спасителя она означает, что Он Свет Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Перед иконой Божией Матери она означает, что Она - Матерь Света и имеет пламенную любовь к роду человеческому, что Она носила огонь Божества. Перед иконами святых она означает пламенную любовь к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни, означает, что они - лампады, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями, наши горячие молитвенники перед Богом, день и ночь о нас молящиеся.
Но почему икона с горящей перед ней лампадой кажется нам гораздо более «глубокой» и «живой», чем икона без лампады?
Православная традиция иконопочитания подразумевает живую связь через образ на иконе с первообразом того, кто на этой иконе изображен, будь то Сам Спаситель мира, Его Пречистая Матерь, или же какой-либо святой. Как такая связь может возникнуть, ведь человек, возжигающий светильник перед иконой находится в нашем падшем мире, святые же лицезрят Господа Славы в небесных обителях, находящихся вне нашего пространства и времени?
Вспомним о всемогуществе Бога-Вседержителя, Который, по словам св. Дионисия Ареопагита, «есть все поддерживающая, связывающая и объединяющая Основа», Который «держит» Своими энергиями и душу пребывающего в иных, райских обителях святого, и душу находящегося в этом мире христианина. Ему, как Причине «соединения всего того, что рассеяно (в горнем и дольнем мире)», ничего не стоит протянуть между ними нить общения, как бы проходящую через освященную в Церкви икону.
Икона, в таком понимании, не проста доска с нанесенными на нее красками, не просто находящееся на этой доске изображение, но неотъемлемая часть более общей таинственной целостности, имя которой - Святая Церковь, а Глава которой - Сам воплощенный Вседержитель мира. Вседержителю же, по самому определению этого слова, все подвластно, и Он волен установить в Своей Церкви правила, стоящие выше логики этого мира. Одним из таких правил и является иконопочитание вместе с возжиганием перед иконой лампады. Смысл этого возжигания можно постигнуть лишь в контексте всей глубины таинственной жизни Церковного организма, постигнуть Святым Духом, Которым этот Церковный организм живет и Который являет нам истину о том, что горящая перед иконой лампада - это богоустановленный атрибут нашей церковной жизни.
Наши благочестивые предки это хорошо понимали. В любом доме, где жили православные христиане, перед святыми образами непременно возжигалась и лампада. В современной Греции, церковная жизнь которой не прерывалась периодом богоборчества, поныне существует традиция возжигать лампады перед иконами в любом офисе. Горящая лампада здесь, как, впрочем, и в любом другом месте является видимым выражение огня нашей любви к Господу и ближнему. Трепетный огонь пламени лампады, видимый перед иконой, будь то дома, в храме и даже в общественном учреждении, знаменует, что Закон Божий – есть светильник человеку во всех сферах его жизни. Огонь лампады является и образом духовного огня, Духа Святого, сошедшего с небес, в огненных языков на святых апостолов. Это символ надежды на искупление грехов и помощь Божию.
Как писал святой Григорий Богослов, «светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамощнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры"».

Молитва на возжигание огня:
Возжги, Господи,
Угасший светильник души моей
Светом добродетели
И просвети мя, Твое создание,
Творче и Благодетелю,
Ты, бо еси невещественный свет мира,
Прими сие вещественное приношение
Свет и огонь, -и воздажь ми
Внутренний свет уму и огнь сердцу.
Аминь

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях - это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички или зажигалки , для этого используется церковная свеча (т.к. церковная свеча освящена; рекомендуется, чтобы эта свеча была обожена благодатным огнем от Гроба Господня). Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает...» Лампадное масло (изначально - оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки. Лампадки бывают разных цветов - красная, синяя, зеленая, желтая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю), а в праздники, на всем протяжении праздника Пасхи - красную, на праздник Троицы и вербного воскресенья - зеленую. Желтая или золотая - это повседневный цвет, и ставится в обычные дни.
Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.
Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки. Детей нужно приучать зажигать лампаду.
Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Andreus-ПАПА-Ndrey Гений (75176) 6 лет назад

Лампадка в доме
В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.
В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.
Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в…

Четки
С четками — не спешите!
Это не для начинающих, а для уже преуспевших Христиан.
Но знать, что такое четки, должен каждый.
Это не просто «счетчик» молитв, а духовное оружие, духовный
меч, и оружием этим надо научиться пользоваться.
Но всему — свое время…
Один монах сказал, что для него нет ничего дороже, чем четки.
Ибо в них каждый узелок связан с Именем Сладчайшего Иисуса.
По четкам удобно творить молитвы: 30, 50, 100
и более раз.
Четки делятся по 10 узелков, и нужно читать молитву по количеству четок.
Чаще всего по четкам читают Иисусову молитву («Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), но к этой
молитве лучше приступать по благословению духовника.

Он и определит количество молитв на день.
Еще по четкам читают «Богородице Дево, радуйся», а иногда — «Отче наш».
Четки помогают сосредотачиваться в молитве, не рассеиваться…

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Пользование лампадкой

Пользование лампадкой

Здравствуйте, отец Андрей!
Сегодня купила лампадку, фитиль, перегородку (я не знаю, как она правильно называется), лампадное масло и благовоние. В церковной лавке мне толком ничего не объяснили, поэтому у меня появились вопросы:
1) Как правильно зажигать лампаду? (Я, как понимаю, нужно налить масло в лампадку, просунуть фитиль в перегородку. Перегородку поставить на лампадку и зажечь, И туда же (в масло) капнуть благовоние, правильно?)
2) А как фитиль просунуть в перегородку? Это, оказывается, проблема. Отверсие в перегородке тонкое, а фитиль толстый. Разделить фитиль на 2 части?
3) Можно ли самой сделать фитиль? Как?
4) Как часто нужно зажигать лампаду?
5) Чем отличается зажигание лампады от зажигания свечей?
6) Я узнала, что лампаду нужно зажигать от свечи, почему? Спасибо.

1. Да, все…

Популярное сообщение!

Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
1.Во первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
2.Во вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)
3.В третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)
4.В четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому.
5.В…

Выпуск без номера. Иконы в доме.

Икона освещает дом. Комната без образов — как без окон. Как же украсить свое жилище святыми образами? Что следует знать и помнить? Давайте попробуем хотя бы немного разобраться.

Прежде в каждой русской избе был красный угол, в который ставились иконы. С XVI в. сохранился интереснейший памятник письменной культуры — книга «Домострой». Книга эта представляет собой сборник правил и советов, касаемых всех сторон жизни семьи. Что же там сказано об иконах в доме (текст литературно отредактирован, немного приближен к современному языку):
Как дом свой украсить святыми образами и храм чистым иметь

В доме своем всякому христианину во всякой храмине (комнате) святые и честные образы, написанные на иконах, по существу ставить на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, в них же свечи пред святыми образами возжигаются на всяком славословии Божьем: и по пении погашаются и завесою закрываются — не всякой ради…

Вообще то лампаду надо зажигать не всем. Насколько мне известно, лампада у домашней иконы используется лишь у правоверных (самоназвавшихся православными) христиан. Католики иногда ставят лишь свечки во время молитвы, а протестанты вообще икон не используют, следуя заповеди божьей о недопустимости изображений разных.

Но вернёмся к нашим барана. Мои обе бабушки были исконно верующими православными христианками. Так вот, лампады перед иконами у них горели постоянно. И доливали они в них масло, стараясь не потушить огонь.

И я вижу смысл в такой традиции. В стародавние времена не было спичек, добывать огонь с помощью других способов было не совсем удобно. А тут огонь всегда под рукой. С помощью его всегда можно было что-то разжечь. Тем более, не просто огнём, а Божьим огнём. Это моя версия возникновения такой традиции — лампада у иконы. На абсолютную истину не претендую.

А посему мой ответ: Лампаду дома надо зажигать не с какой-то определённой частотой. Она должна…

Лампада

Лампада, небольшой светильник, зажигаемый пред иконами, есть у многих, но не каждый знает, какой символикой наделена лампада и что лампада олицетворяет в христианстве. Само слово лампада имеет греческие корни и буквально означает светильник перед святыми. В традиционных обрядах Православия лампада используется чаще всего при крещении, является она атрибутом венчания и погребения и символизирует вечный союз человека и церкви (Бога). Что касается погребения, то лампада будет нужна на кладбище. Её зажигают на первый день похорон, а также на 3-й, 9-й, 40-й дни после. Ещё лампада горит на годовщину кончины, Родительские и в праздник Троицы.

Лампада является символом горячей молитвы Господу и просьбой о милости к почившему и упокоении его души. К огню лампады прибегают, когда молят об отпущении всех прегрешений умершего. Также лампада является олицетворением божественного огня, спустившегося на апостолов церкви. На кладбищах иногда предоставляют услугу…

«и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это - всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.» (Исход, 30:8)

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5). Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма.

Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9). В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна….

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 16441

Здравствуйте!Я покрестилась в прошлом месяце, и на этих выходных у меня первая исповедь. Очень волнуюсь, потому что не знаю, что делать. Как проходит исповедь? Что надо делать перед иконой и батюшкой? Что говорить перед раскаянием?

Дорогая Мария! Загляните в свою совесть, она подскажет, какие грехи называть. Особых фраз искать не надо. Подойдя, перекреститесь, поздоровайтесь, и называйте грехи. Можно предварить свою исповедь словом: «Каюсь». После исповеди священник читает разрешительную молитву, возложив на на голову кающегося епитрахиль. Поэтому хорошо, когда все скажете, наклонить голову. Не волнуйтесь – пока Вы будете ждать своей очереди, Вы все увидите. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, хочу поблагодарить отца Сергия Осипова за ответ на мой вопрос…

Вам понадобится

— Лампада. — Лампадное масло. — Церковная свеча. — Спички или зажигалка. — Марля или хлопчатобумажная ткань.

Инструкция

Лампадное масло и фитиль купите в специальном церковном магазине или в лавке при храме. Если таковых по соседству нет, то фитиль можно сделать и самим. Отрежьте кусочек бинта или другой хлопчатобумажной ткани. Туго скрутите его в жгут и вставьте в поплавок лампадки. Вместо специального лампадного масла можно использовать оливковое.

Сейчас некоторые верующие зажигают лампадки от всего, что есть под рукой. Но раньше считалось, что лампадку нельзя зажигать непосредственно от спички, а надо обязательно использовать церковную свечу, которая в православном доме всегда есть. Купить свечи можно в том же церковном магазине. Свечу можно зажечь и от спички, и от зажигалки. Сделайте это и прочитайте молитву «Отче наш».

От свечи зажгите лампаду. Для этого случая есть специальная молитва: «Возжги, Господи, угасший светильник…

Зачем нужно возжигать свечи и лампады

Зачем нужно возжигать свечи и лампады

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

У большинства из нас дома имеется лампада, которую мы возжигаем на время чтения молитвенного правила.

Есть также благочестивый и богоугодный обычай – постоянно поддерживать огонь в лампаде, таким образом делая его неугасимым светильником перед святыми иконами.

И это не просто хороший обычай, ибо в этом благом делании есть великий духовный смысл. Возжигая лампаду, мы воздаем почитание Богу и Его святым угодникам, а также возжигаем в своем сердце огонек чистой веры.

О важности возжигания лампады мы можем прочесть отрывок из жития святой праведной Марфы, который утверждает значимость сего благочестивого установления.

“Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный…

В христианской вере очень много предметов несут большую смысловую нагрузку. Не исключение и лампада. Это символ неугасимой веры человека в Бога. Кроме того, светильник, горящий в доме перед иконами, означает, что ангел-хранитель оберегает этот дом и находится на месте. Живой огонь настолько плотно вошел в жизнь верующих, что трудно представить себе церковь без мерцающего пламени свечей и лампад.

История

Первые лампады - это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод - «светильник, горящий перед святыми». Изначально их действительно использовали для освещения в темных пещерах первые христиане. Там они правили свои богослужения, прячась от возможных преследователей.

Постепенно лампады стали важнейшей деталью убранства храма и атрибутом некоторых церковных обрядов. В помещении практически любой церкви в дневное время достаточно светло, но невозможно найти здание без горящих свечей или лампад. Это вызывает в душах верующих людей определенный настрой на общение с Всевышним. Неважно, с какой целью посещается храм: помолиться за здравие или упокой души, покаяться или поблагодарить Бога. Входящий сюда обязательно зажжет свечу, символ веры в Бога.

Значение

В церквях нет случайных вещей, любой предмет несет свою смысловую нагрузку. Огонек свечи в бронзовом подсвечнике или лампадке является своеобразным символом молитвы. В домашнем обиходе горящий светильник рассматривается как присутствие в доме Божьего Закона.

Лампада, расположенная непосредственно перед образами икон, не что иное, как выражение искренней благодарности святым за их жертву. Они отдали свои жизни ради спасения и прощения грехов других людей.

На кладбище нередко можно встретить горящие огонечки. Обычно их зажигают на первый, третий, девятый и сороковой день после похорон. Это своеобразная просьба о милости и прощении грехов усопшего перед Богом. Многие приносят лампадки, когда навещают своих близких в этом месте скорби.

Устройство

По сути, лампада - это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная веры. Стаканчики сменные, разных цветов:

  • красные - для пасхального времени;
  • зеленые - для ежедневного использования;
  • синие, фиолетовые или бесцветные - для Великого Поста.

Снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:

  • Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
  • Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.

Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.

Виды

Изделия можно разделить на несколько видов. Это зависит от размера, места использования и расположения:

  • подвесные или церковные лампады используются исключительно в храмах или церквях;
  • настенные;
  • настольные;
  • гасимые;
  • неугасимые - ставятся перед иконами, мощами святых, какой-либо особо почитаемой святыней, в них обязательно поддерживают непрерывное горение;
  • для крестного хода;
  • для домашнего обихода.

Размер зависит от объема масла, который можно залить в светильник. Большими считаются с объемом от 100 до 500 миллилитров. Такие обычно освещают иконы в храмах или церквях. В домашних условиях отлично себя зарекомендовали небольшие, объемом 30-50 мл.

Лампада подвесная не используется в быту, это больше ритуальный предмет, играющий важную роль в православной вере. Ее используют на крещении, погребении, венчании, крестном ходе. Изготавливают из латуни, меди, мельхиора, серебра.

Существуют большие паникадило. Они представляют собой массивную церковную люстру со множеством зажженных лампад и свечей. Их принято зажигать в праздничные дни. Паникадило находится в центре здания и выглядит очень торжественно. Часто украшается хрустальными подвесками, в которых преломляются отблески свечей. Некоторые экземпляры можно сравнить с произведением искусства.

Масло

Настоящее масло для лампад - деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.

Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.

Зачем зажигают лампадку

Бронзовый подсвечник возле иконы вполне может стать альтернативой лампадке. Важна суть горящего пламени:

  • сам огонь является символом ежегодного чуда схождения Благодатного огня;
  • это символ веры;
  • горящий огонь перед иконой - память о святых, сынах света;
  • огонь побуждает к жертвенности;
  • свет очищает от грехов и темных помыслов.

По церковным законам зажжение лампады возможно только от церковной свечи.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»

Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.

Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Детей нужно приучать зажигать лампаду.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —

Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.

…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер - частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

из книги — азы православия

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал