Строительный журнал

В итальянской прессе обнародована информация о заработках различного уровня ватиканских сановников, включая самого Папу Римского.

Отношения между Церковью и деньгами - тема скользкая и весьма деликатная и поэтому интересующая абсолютно всех, в особенности в свете многочисленных скандалов и слухов, обрушившихся в последние годы на государство-град.

Издалека Ватикан кажется неким царством с неограниченным бюджетом, где священники и кардиналы получают заоблачные жалования, которые они якобы могут потом тратить направо и налево по своему разумению. Как выясняется, это как раз тот случай, когда имидж не совсем соответствует реальности. Чтобы расставить все точки на "i" и раз и навсегда положить конец многочисленным спекуляциям на эту тему, римская "Иль Мессаджеро" решила опубликовать подробный отчет о заработках клириков.

Издание, в частности, поясняет, что часть денег для обеспечения духовных сановников берется из добровольных пожертвований верующих, а другая часть - из специального фонда "Otto per mille", регулярно пополняемого за счет налогоплательщиков, Исходя из действующего итальянского законодательства, каждый житель Апеннин может перечислить 0,8 процента с подоходного налога одному из следующих субъектов: государству, Католической Церкви, либо религиозным организациям. В 2012 году благодаря этому фонду церкви в Италии получили почти 1,2 миллиарда евро.

В среднем заработок приходского священника составляет всего около 1000 евро в месяц - приблизительно столько же в Италии получает простой рабочий или земледелец. Оклад священников и епископов вычисляется по оценочной шкале и зависит также от их возраста. В итоге, "потолком" для наиболее опытных падре является сумма в 1200 евро, а для епископов она составляет не более трех тысяч евро.

Самой привилегированной и высокооплачиваемой категорией оказались кардиналы. Доход "пурпурных шапочек" достигает в среднем пять тысяч евро в месяц, к которым, помимо всего прочего, добавляются еще и благотворительные пожертвования. Для сравнения, их заработок ровно в два раза превышает пенсию бывшего Папы Римского (ныне "Почетного Папы") Бенедикта XVI, который ежемесячно получает лишь 2,5 тысячи евро. Однако в эту сумму, как подчеркивает "Иль Мессаджеро", не входят авторские гонорары, выплачиваемые Ратцингеру от продажи его многочисленных книг и монографий. Содержание бывшего предстоятеля Католической Церкви, в целом соизмеримо с общеватиканскими пенсиями, отличающимися умеренностью. Пожалуй, единственным исключением является пенсия кардинала, который по рангу приравнивается к генералу вооруженных сил (4 тысячи евро в месяц).

Тем не менее, дальше всех пошел, пожалуй, нынешний Понтифик, известный своим аскетизмом и скромностью. Взойдя на папский престол, Хосе Марио Бергольо немедленно взялся за ватиканские финансы, начав реализацию своей собственной политики "жесткой экономии". Перед тем, как урезать пособия четырем тысячам служащих Ватикана и пяти кардиналам, надзирающим за деятельностью Института религиозных дел (Банка Ватикана), махом лишив их 25-тысячной годичной надбавки, Папа Франциск публично отказался от своей зарплаты. Правда, в жаловании Папа Бергольо особо и не нуждается - для реализации интересующих его проектов Франциск может пользоваться по своему усмотрению всеми существующими церковными фондами.

Кардиналы и политики

Кастрилльон родился в 1929 году в Меделлине еще до того, как этот провинциальный город стал прочно ассоциироваться с наркокартелями. Юноша, легко осваивавший чужие языки, стал священником. Он стал доктором канонического права в Папском Грегорианском университете в Риме, защитил другую диссертацию по социологии религии в Лувенском университете в Бельгии, а в возрасте тридцати шести лет вернулся в Колумбию уже епископом. Его обожали бездомные, в диоцезии Перейры он сам ходил по улицам и кормил брошенных детей. Бум торговли кокаином пробудил в Кастрилльоне стремление к власти в духе Макиавелли. СМИ показывали, как он освящает ресторан, принадлежащий гангстеру из наркомафии. «На самом деле, его отношения с наркоторговцами были сложными», – пишет Елена Курти в журнале The Tablet . Однажды Кастрилльон, переодетый молочником, появился в доме Пабло Эскобара, самого разыскиваемого человека в Колумбии, «и убеждал его исповедоваться в своих грехах». На встрече епископов Латинской Америки в 1984 году, продолжает она, Кастрилльон

…сказал, что принимал наличные деньги от наркокартели Эскобара на благотворительные цели. Он оправдывал свое действие тем, что эти деньги не пошли на противозаконные дела, такие как проституция, он также предупредил жертвователей о том, что эти дары «не спасут их души». Позже, став архиепископом Букараманги (1992–1996), он не раз публично говорил о коррупции в Колумбии, не боясь вызвать недовольство местных и национальных сановников и политиков.

Кастрилльон, готовый принять грязные деньги, чтобы использовать их на благие цели, считал, что католическая иерархия сама для себя закон. В 2001 году, когда французский прелат был приговорен к трем месяцам заключения за то, что укрывал педофила, Кастрилльон опубликовал на веб-сайте Конгрегации Духовенства письмо, в котором он восхвалял епископа Пьера Пикана из диоцезии Байе-Лизье: «Я рад, что среди моих коллег есть такой человек, который на глазах публики и других епископов всего мира предпочел отправиться в тюрьму, не выдав одного из своих сынов, священника».

И вот в 2003 году кардинал Кастрилльон встретился с более молодым епископом, который оказался в критической ситуации из-за большого количества жертв преступлений, чреватой большими финансовыми потерями. Кардинал чувствовал, что должен помочь своему собрату. Святейший Престол не оказывает финансовой помощи архидиоцезиям – такого никогда не случалось. В 2003 году у Ватикана образовался дефицит в $11,8 миллиона при бюджете текущих затрат в $250 миллионов. Лепта Петра, составившая $55,8 миллиона, помогла справиться с этой проблемой. Эти финансовые дела не зависели от сумм, которые Банк Ватикана негласно передавал папе. Для О’Мелли ситуация была куда сложнее той, с которой он столкнулся в Фолл-Ривер около десяти лет назад, поскольку там ему были готовы помочь Мальтийские Рыцари, располагающие огромными суммами денег. Теперь же из-за высокомерия Лоу просить помощи стало крайне трудно. Поскольку речь шла о выплате жертвам огромной суммы около $50 миллионов, вскоре к О’Мелли и Кастрилльону присоединились двое итальянских кардиналов: государственный секретарь Анджело Содано и префект Конгрегации по делам Епископов Джованни Баттиста Ре.

Кардинал Ре, известный трудоголик, с его широкой улыбкой и глухим голосом, на протяжении одиннадцати лет исполнял роль sostituto в государственном секретариате, то есть осуществлял надзор за ежедневными операциями. Он мог совещаться с папой Иоанном Павлом в любой нужный момент, не договариваясь специально об аудиенции. Теперь же он получил другую должность – надзирать за деятельностью епископов всего мира, хотя папа стал для него недоступнее. Он преимущественно использовал каналы Курии.

Семидесятипятилетний кардинал Содано выглядел внушительнее. Этот государственный секретарь с прямоугольными плечами и отвисшей нижней челюстью в толстых очках исполнял должность премьер-министра Святейшего Престола и был начальником всех служащих Ватикана. Во главе каждой из девяти конгрегаций, или дискастерий, которые примерно соответствуют министерствам, стоял префект, пользующийся автономией; Содано заведовал Министерством иностранных дел. На протяжении той дюжины лет, что Содано управлял Курией, он был как бы оптимистичным двойником Иоанна Павла во внешней политике, которой занимался сам папа до тех пор, пока не заболел в свои последние годы.

Он родился в 1927 году в городе Асти в Пьемонте в семье с шестью детьми. Его отец, член партии Христианских демократов, в 1948 году был выбран в парламент, где он служил до 1963 года. После окончания местной семинарии Содано защитил диссертации по каноническому праву и богословию в папских университетах Рима. В возрасте тридцати двух лет он уже вступил в дипломатический корпус Ватикана. В 1978 году, побывав на нескольких постах в Латинской Америке, он стал папским нунцием в Чили, где тогда существовала одна из самых жестоких диктатур во всей Южной Америке.

Страна достигла экономической стабильности при демократическом правлении, но в 1970-м, когда на выборах в Чили победил марксист Сальвадор Альенде, американский президент Ричард Никсон сказал директору ЦРУ: «Надо задушить их экономику », – чтобы лишить опоры Альенде. ЦРУ через вождей христианско-демократических партий Западной Европы стало оказывать поддержку противникам Альенде в Чили. В отчете ЦРУ говорится, что один итальянский деятель партии Христианских демократов (его имя скрыто) «не видел смысла рисковать своей репутацией ради обреченного на провал дела». За Альенде проголосовало большинство избирателей. Никсон выделил ЦРУ сумму в $10 миллионов на разрушение экономики Чили. Тремя годами позже при поддержке ЦРУ в стране произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришел генерал Аугусто Пиночет, а Альенде застрелился во время штурма президентского дворца. Чтобы укрепить свою власть, Пиночет применял пытки и похищение людей, а также убивал сторонников Альенде. Люди в военной форме распоряжались работой университетов и контролировали прессу. Было убито несколько известных чилийских критиков режима, живущих в других странах. Пиночет распродал государственные службы, осуществляя стратегию свободного рынка в соответствии с указаниями экономиста Чикагского университета Милтона Фридмана. 28 тысяч бедняков из разных районов оказались в трущобах, население которых постепенно разрослось до 1,3 миллиона.

В 1978 году, когда сюда в качестве нунция прибыл архиепископ Содано, в стране продолжали существовать профсоюзы, которые защищал кардинал Рауль Сильва Энрикес. Епископы правых и центристских взглядов были рады свержению Альенде, в то время как Сильва вместе с некоторыми другими боролся за права человека. Мучения Чили обострили в Латинской Америке конфликт между традиционными епископами, для которых в центре всего стояло личное благочестие, и более социально активными епископами, на которых оказало влияние представление теологии освобождения о «структурном грехе». В 1968 году на конференции латиноамериканских епископов в Меделлине было принято постановление о «выборе в пользу бедных». Кастрилльон плохо относился к теологии освобождения, в чем его вполне поддерживал Содано. Иоанн Павел II и Ратцингер видели в коммунизме монолитное зло, и потому с одинаковым подозрением относились и к диктатурам советского блока, и к марксистскому анализу эксплуатации бедных на плантациях, который вдохновлял сторонников теологии освобождения. Однако, по обоснованным словам журналиста Джона Оллена, на латиноамериканскую теологию повлияли и многие прежние направления европейской мысли. Христианские базовые общины, малые группы священников, монахинь и мирян, служащих обитателям трущоб, питались обсуждением Священного Писания. Ратцингер на своем трибунале расследовал дело отца Леонардо Боффа из Бразилии и в 1985 году вынес свой приговор: «молчание» в течение года. Шесть лет спустя он подверг запрету богословие Боффа. «Церковная власть жестока и безжалостна», – с гневом говорил Бофф, когда уже он оставил священство.

Пол Коллинз в своей книге «Современная инквизиция», посвященной Конгрегации Доктрины Веры под началом Ратцингера, пишет:

Именно темы бедности и эксплуатации Третьего мира позволяют, по мнению Боффа, церкви быть самой собой в самом подлинном смысле. Как он считает… только через размышление над повседневным опытом и с помощью «вещества» истории церковь может понять, чего от нее хочет Бог.

Для Ратцингера церковь стоит за пределами истории. Богословский фокус Конгрегации Веры в первую очередь определяет не Иисус истории, но воскресший и вознесшийся Христос во славе, стоящий вне событий этого мира, одновременно Спаситель и Судия. Вот главный предмет внимания Ратцингера.

К 1980 году латиноамериканскими эскадронами смерти было убито более восьмисот священников и монахинь. Пока Ратцингер наказывал богословов, подобных Боффу, Содано устанавливал дружеские связи с семьей Пиночета. Так, он присутствовал на встрече, во время которой Пиночет перед телекамерами угрожал церкви. Содано, контролировавший назначение епископов, создавал благоприятные условия для тех из них, кто поддерживал диктатора. В 1986 году группа «Викариат солидарности» обратилась к епископам Чили с просьбой о том, чтобы они добивались удаления Содано. «Этого уже давно требуют многие общины. О том же просят сотни священников и монахинь. Народ знает о его «отчетах» для Рима и о том, как горячо он предан военному режиму… Мы считаем, что это не дипломатическая работа, но соучастие в преступлении». Но Содано оставался на своем посту. Деятельность Содано в Чили в интересах Иоанна Павла останется темным пятном в истории до тех пор, пока Ватикан не откроет доступа к документам, которые он посылал.

Когда кортеж автомобилей прибыл в Сантьяго, его встретила большая толпа, восклицавшая: «Брат наш, папа, забери тирана с собой!» Люди держали плакатики с именами без вести пропавших близких. Иоанн Павел встретился с лидерами оппозиции и членами всех партий, эту встречу организовал Содано. Он также помог Пиночету заманить папу на балкон президентского дворца, чтобы сделать снимок, который охладил пыл людей, страдающих под властью диктатора. Но во время визита папы произошли и такие события, которые поддерживали волю к сопротивлению. Толпы людей пришли на мессу, совершавшуюся на том самом печально известном стадионе, где пятнадцать лет назад отряды диктатора собирали и убивали сторонников Альенде. Папа мог слышать, как «сменявшие друг друга ораторы жаловались на цензуру, пытки и политические убийства», писал Джонатан Квитни. «Толпы сжигали заграждения, бросались камнями и смеялись над полицейскими». Иоанн Павел прославлял чилийских священников за их стремление к справедливости, осуждал жестокость и призывал терпеть «страдания ради любви, истины и справедливости… в знак верности Богу». Его голос звучал на фоне рева водяных пушек, которыми полиция разгоняла толпу. «Любовь сильнее, – повторял он, – любовь сильнее».

Чили приближалось к восстановлению демократии, когда нунций Содано, награжденный медалью от Пиночета, вернулся в Рим. Его умение налаживать отношения с латиноамериканскими властями пригодилось во время вторжения США в Панаму. Президент Мануэль Норьега, который испортил отношения с ЦРУ из-за того, что участвовал в наркоторговле, нашел себе убежище в посольстве Ватикана. Содано убеждал его сдаться. Американцы переправили Норьегу во Флориду, где его судили, признали виновным и посадили в федеральную тюрьму.

В 1991 году Содано стал государственным секретарем. Почему Иоанн Павел, постоянно призывавший к миру и ненасилию, выбрал из всех кардиналов Курии именно этого человека, близкого к кровавому диктатору? Папа мог бы выбрать Акилле Сильвестрини, умелого дипломата в делах о контроле над вооружением, правах человека, который к тому же был протеже кардинала Агостино Казароли, тогдашнего государственного секретаря. Казароли десятилетиями вел переговоры с представителями Восточного блока, пытаясь смягчить преследования католиков, которые совершались за железным занавесом. Содано же называл дипломатию «инструментом диалога с целью защищать и расширять права католиков и устанавливать международные отношения».

По словам Джованни Авены, священника, ставшего редактором новостной службы либеральных католиков Adista, за этими хорошими словами стоит странная реальность. «Казароли обладал великим дипломатическим даром, он представлял церковь трезво, в стиле бизнесменов, – сказал мне Авена в Риме. – Казароли считал Содано не слишком далеким. Его послали в Латинскую Америку, и там он показал себя, установив дружеские связи с правыми деятелями наихудшего рода. Иоанн Павел спорил с Казароли о том, как следует вести себя относительно коммунизма. Папа стоял за более решительное сопротивление. Сильвестрини был наследником Казароли. Содано же представлял собой скорее не теоретика, а рядового пехотинца. Он получил этот пост [государственного секретаря] как менеджер Курии. Это абсолютно серый человек».

Назвав Содано «серым», Авена имел в виду его сознательную позицию нейтральности, которая позволяла ему принимать нужную окраску, когда того требовал момент. Иоанн Павел, которому, как известно, политики Курии казались скучными, использовал Содано как защиту от внутренних споров и как воинствующего противника левых, что способствовало установлению отношений с консервативными правительствами и жертвователями. Известно также, что на Иоанна Павла наводили скуку финансовые вопросы. В 1982 году разразился скандал вокруг Банка Ватикана, когда Banco Ambrosiano, крупнейший банк Италии, пал под тяжестью долга в $1,2 миллиарда в связи со схемой отмывания денег «Коза ностры» при участии ИРД под руководством архиепископа Пола Марцинкуса. Иоанн Павел позволил Марцинкусу воспользоваться дипломатическим иммунитетом, так что тот стал новым узником Ватикана. Государственному секретарю Казароли пришлось признаться в «злоупотреблении доверием» перед комиссией, производящей государственное расследование; в 1984 году он согласился выплатить $242 миллиона в качестве компенсации от ИРД.

В 1990 году Иоанн Павел попросил Эдмунда Шоку, кардинала из Детройта, взять на себя заботу о городе-государстве. «Когда в ноябре бюджетные средства подошли к концу, мы обсуждали эту проблему в течение часа, – рассказал Шока биографу Квитни. – Он не мог вникнуть во все эти мелочи. Я ставил его в известность о положении дел и о наших действиях».

Прагматичный Шока собрал более ста президентов национальных конференций епископов на первую встречу такого рода 8 апреля 1991 года. Усадив их в кресла, обитые красным вельветом, кардинал Шока рассказал, что дефицит Ватикана достиг рекордной за последние два десятилетия величины в $87 миллионов. Он попросил собравшихся о помощи, не указывая каких-то обязательных ее размеров. В этом случае была применена демократическая процедура – они изредка встречаются в церкви и придают комизм ситуации, – епископы голосовали и, конечно, согласились присылать больше денег. В 1992 году они собрали дополнительные $8 миллионов. В 1993 году у Святейшего Престола доходы уже превышали расходы; лепта Петра в этом году также увеличилась до $67 миллионов.

«Фонды Ватиканского банка Иоанн Павел использовал в первую очередь для помощи церкви в бедных странах, – писал биограф папы Джордж Вейджел. – В ИРД могли позвонить утром из квартиры папы с просьбой прислать к полудню какое-то количество пакетов с деньгами – по $20 тысяч или $50 тысяч – для раздачи епископам Африки, Латинской Америки и Азии». Банк, который не упоминался в ежегодных финансовых отчетах Святейшего Престола, снабжал папу наличностью, когда он в ней нуждался.

Став государственным секретарем, Содано поручил надзор за ИРД комиссии из пяти кардиналов, он также начал управлять бюрократическим аппаратом (итальянского типа) Курии. «Вокруг Римской Курии создают какую-то тайну, – заметил Содано в 1992 году, – но те, кто внутри нее, воспринимают ее как некое братство».

Когда это братство в 2003 году посетил архиепископ О’Мелли, состояние здоровья папы было достаточно плохим, потому что болезнь Паркинсона неуклонно прогрессировала. В первую очередь Кастрилльон желал, чтобы масштабные операции с собственностью были одобрены Содано. Кардиналы Ватикана выдали О’Мелли разрешение превысить установленный предел в $10,3 миллиона при «отчуждении церковной собственности». Это решение подтверждал документ Ватикана, который появился много месяцев спустя, после того как Питер Борре занялся составлением соответствующих каноническому праву прошений от девяти приходов, пытаясь предотвратить их закрытие. Конгрегация по делам Духовенства ответила на них отказом. Приходы подали апелляции в Сигнатуру. Марта Веген, обладавшая богатым опытом участия в судебных процессах Ватикана, в качестве адвоката архидиоцезии составила краткую записку по данному делу. Она писала:

Это крайне тяжелый случай, когда Преосвященный архиепископ Бостона [sic ] получил максимальную свободу действий, чтобы спасти архидиоцезию от финансовой катастрофы, связанной… со скандалом вокруг сексуальных преступлений. Именно в этом контексте следует рассматривать все действия в рамках процесса реконфигурации и «закрытие приходов», не исключая изъятия собственности богатых приходов и не исключая изъятие собственности приходов, в которых кипит активная жизнь.

Тут следует думать о финансовой целесообразности не на уровне прихода, но на уровне всей архидиоцезии, в частности, речь здесь может идти о передаче собственности нежизнеспособных приходов архидиоцезии.

Под «максимальной свободой» здесь следует понимать неограниченную возможность закрывать и продавать. Когда О’Мелли, новый архиепископ, вернулся в Бостон в 2003 году, епископ Леннон получил власть осуществлять «отчуждение собственности».

Никогда раньше в диоцезиях Америки не происходило чего-либо подобного в таких масштабах.

Этот факт произвел большое впечатление на кардинала Содано.

Из книги Священный вертеп автора Таксиль Лео

САЛАТ ИЗ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ. В ту пору францисканцы и доминиканцы приводили в негодование всю Европу, и в особенности Испанию, смехотворными дискуссиями по поводу непорочного зачатия.Борьба стала приобретать трагический оттенок, ибо добрые монахи, отбросив перья,

Из книги Чистая Россия автора Кротов Яков Гаврилович

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Крабы - прирожденные политики Три амбициозных политика гуляли по пляжу и планировали стратегические ходы, чтобы свергнуть могущественного соперника. Затем они подошли к Мулле Насреддину, ловившему крабов. Поймав очередного краба, Мулла клал его в плетёную

Из книги Во что я верую автора Шоню Пьер

Из книги Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение автора Ефимов Виктор Алексеевич

Из книги Призыв Духа автора Хорд Георгий

Единство человеческого рода–конечная цель культуры и политики Все, что проявилось в тайне домостроительства Сына, а также Святого Духа в Церкви, раскрывает внутритроическуюжизнь. Еще до начала мира Отец в тайне кенозиса видит перед Собой Сына. Отец уступает Сыну, ставит

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Цена политики Организовав поставление в патриархи Иова, Борис Годунов мог подумать и о последствиях этого шага. Когда Иеремия стал проситься на родину, правитель уговорил его задержаться. Только к маю была составлена Уложенная грамота, утверждающая новый статус Русской

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§25. Вмешательство политики в дела религии С объединением церкви и государства начинается долгая и мучительная история их столкновений и борьбы за первенство. Государство пытается подчинить церковь империи, церковь - подчинить государство своей иерархии, при этом оба

Из книги Варнашрама-дхарма. Совершенное общественное устройство. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Падший брахман попадает во власть политики Политика любого государства характерна тем, что ставит это государство на уровень абсолютного, высшего авторитета. Национальные интересы стоят превыше всего, даже превыше других наций. Если выше нации не бывает авторитета,

Из книги Деньги Ватикана [Тайная история церковных финансов] автора Берри Джейсон

Кардиналы в критическом положении Живущие в ином мире, чем Боуэрс и бесчисленные священники Бостона, кардиналы и члены Курии, близкие к папе, удалились для проведения тайного совещания. О Лоу говорить перестали. Борре качал головой. Если Лоу не удастся оправдаться перед

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первые политики Существуют свидетельства тому, что в шаманизме скрыты истоки официальной политики. Буряты Азии объясняли этнографам, что их первыми политическими лидерами были шаманы. В языке инуитов слова «шаман» и «лидер» почти идентичны: ангакок и ангайкок.

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

Истинный путь церковной политики Обращая внимание читателей на нижепомещаемую речь Георгия Алексеевича Шечкова в Государственной Думе по поводу гражданского решения церковных дел, не можем не присоединиться к опасениям почтенного оратора по поводу ложного пути, на

Из книги О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011 автора Жуковская Наталья Львовна

Атлас тибетской медицины на перекрестке религии и политики (опубликовано: Жуковская Н. Л. Мир традиционной монгольской культуры. Lewiston, Queenston: The Edwin Mellen press, 2000. C. 222–238)В первых числах мая 1998 г. по нескольким программам Центрального телевидения были показаны неотчетливые

Из книги InterТеррор в России. Улики автора Игнатенко Александр

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ Международный терроризм – негосударственное, открыто не санкционированное государствами как субъектами международного права трансграничное насилие в отношении гражданского населения и гражданских

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Кардиналы В Римской Церкви кардиналы составляют коллегию, которой принадлежит право избрания Римского первосвященника. Кардиналы также помогают Римскому первосвященнику в исполнении его миссии (коллегиально, когда они призываются для обсуждения особо важных

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Реплика по поводу сакрализации политики Опубликовано: Независима газета, 23.01.98 (приложение «НГ?религии»)Если говорить о православии и политике в России, да при этом заострить проблему, то можно сказать, что православный политик находится в почти шизофреническом

Подписаться на этот канал RSS

Его Высокопреосвященство кардинал Франц Роде́ (словен. Franc Rode; род. 23 сентября 1934, в Родике около Любляны, Словения). Словенский кардинал. Лазарист. Архиепископ Любляны с 5 марта 1997 по 11 февраля 2004. С 11 февраля 2004 префект Конгрегации Институтов Посвященной Жизни и Обществ Апостольской Жизни. Кардинал-дьякон с 24 марта 2006 с дьяконством Сан-Франческо Саверио делла Гарбателла.

Ранняя жизнь
Родился Франц Роде 23 сентября 1934, в Родике, митрополия Любляны, Югославия (теперь Словения). В 1945 его семья нашла убежище в Австрии, а в 1948 переехала в . Вступил Конгрегацию Миссии (лазаристов), в Буэнос-Айресе, в 1952. Образование получил в Папском Григорианском Университете, в Риме и в Католическом Институте, в Париже (докторантура в богословии, 1968).
Посвящён в священники 29 июня 1960, в Париже, Андре Дефебром, лазаристом, высланным епископом Нингсьена. В 1965, по требованию его главы конгрегации, возвратился в Югославию, где в 1956—1978 работал вице-пастором; директором обучения его конгрегации; провинциальным надзиратилем; профессором фундаментального богословия и миссионологии на теологическом факультете Любляны. В 1978—1981 советник Секретариата по делам неверующих. Перешёл на службу в эту дикастерию в 1981. В 1982—1993 заместитель секретаря Совета. Он помог организовывать некоторые существенные сессии диалога с европейскими марксистами. В 1993, папа римский объединил и Папский Совет по делам неверующих и назначил Роде секретарем нового Папского Совета по Культуре.

Архиепископ и кардинал
Избран архиепископом Любляны, 5 марта 1997. Посвящён в епископы, 6 апреля 1997, в соборе Любляны, Алоизем Шустаром, emeritus архиепископом Любляны, которому помогали Франц Перко, архиепископ Белграда, и Алоизиус Маттиас Амброзич, архиепископ Торонто. Он успешно вел переговоры по новому конкордату к заключительному одобрению в 2004.
Назначен префектом Конгрегации Институтов Посвященной Жизни и Обществ Апостольской Жизни, 11 февраля 2004.
возвёл Роде в кардиналы на своей первой консистории от 24 марта 2006, делая его кардиналом-дьяконом с дьяконством Сан-Франческо Саверио делла Гарбателла.
Он — первый словенский кардинал, после того как страна стала независимой 25 июня 1991.


Его Высокопреосвященство кардинал Да́рио Кастрильо́н О́йос (исп. Darío Castrillón Hoyos), (род. 4 июля 1929). Колумбийский кардинал. Титулярный епископ Вилла дель Ре и коадьютор епархии Перейра со 2 июня 1971 по 1 июля 1976. Епископ Перейры с 1 июля 1976 по 16 декабря 1992. Генеральный Секретарь Латиноамериканского епископского совета 1983 - 1987. Председатель Латиноамериканского епископского совета 1987 - 1991. Архиепископ Букараманги с 16 декабря 1992 по 15 июня 1996. И. о. префекта с 15 июня 1996 по 23 февраля 1998. Кардинал-дьякон с дьяконством Ss. Nominis Mariae ad forum Traiani. Префект Конгрегации по делам Духовенства с 23 февраля 1998. Председатель Папской Комиссии с 13 апреля 2000.

Ранняя жизнь
Родился Кастрильон Ойос 4 июля 1929, в Медельине, Колумбия. Образование получил в двух семинариях Антиаквия и Санта-Роза де Осос. А также в Папском Григорианском Университете, где он получил доктарантуру в каноническом праве и на социологическом факультете Университета Лувена, в Бельгии.
26 октября 1952 посвящён в священники, в Риме. Рукоположение совершил Альфонсо Каринчи - титулярный архиепископ Селеучи ди Изаурия, секретарь Священной Конгрегации Обрядов.
После его обучения в Папском Григорианском Университете в Риме, Кастрильон Ойос вернулся в Колумбию. В Колумбии, он был викарием двух сельских приходов, в Сеговии де Ярумал. Директор национальной пасторской программы; чиновник епархиальной курии Санта-Розы де Осос; директор радиофонических школ; церковный ассстент католической рабочей молодежи; епархиальный директор катехизации. Преподавал каноническое право в Свободном Гражданском Университете и был генеральным секретарем конференции колумбийских епископов.

Епископ
2 июня 1971, он был избран титулярным епископом Виллы дель Ре и назначен коадьютором, с правом наследования епархии Перейра. Посвящён в епископы 18 июля 1971, Анджело Палмасом, титулярным архиепископом Вибианы, нунцием в Колумбии.
Наследовал епархию Перейры, 1 июля 1976. В 1983 - 1987, он был генеральным секретарем Латиноамериканского епископского совета и был председателем совета в 1987 - 1991. 16 декабря 1992, Кастрильон Ойос был назначен папой римским Иоанном Павлом II архиепископом Букараманги. Оставил митрополию 15 июня 1996.

Кардинал на службе
15 июня 1996 Кастрильон Ойос был назначен и. о. префекта Конгрегации по делам Духовенства; на этом посту, он был ответствен за празднования, 50-й годовщины рукоположения Иоанна Павла II, в священники.
Возведён в кардиналы-дьяконы на консистории от 21 февраля 1998 папой римским Иоанном Павлом II, с дьяконством Ss. Nominis Mariae ad forum Traiani. Префект Конгрегации по делам Духовенства с 23 февраля 1998. Председатель Папской Комиссии Ecclesia Dei с 13 апреля 2000.
Кастрильон Ойос был одним из кардиналов-выборщиков, которые участвовали в папском Конклаве 2005, который избрал папу римского Бенедикта XVI. Также Кастрильон Ойос рассматривался в качестве папабиля.
При новом папе сохранил свои посты в Римской Курии.


Его Высокопреосвященство кардинал Иван Диас (англ. Ivan Dias; род. 14 апреля 1936, Бомбей [сейчас Мумбаи], Индия) — индийский кардинал, префект с 20 мая 2006, архиепископ Бомбея с 8 ноября 1996. Кардинал с 21 февраля 2001.

Образование
Закончил семинарию в Бомбее, Папскую церковную академию (одно из старейших дипломатических учебных заведений Европы и мира) в Риме, степень доктора канонического права получил в Папском Латеранском университете. Свободно говорит на хинди, английском, итальянском, испанском и французском языках.

На дипломатической работе
8 декабря 1958 в Бомбее архиепископом этого города, кардиналом Валерианом Грасиасом посвящён в священники. В 1958—1961 — пастырское служение в приходах бомбейского архидиоцеза. С 1961 по 1964 продолжал обучение в Риме, после чего поступил на службу в Государственный секретариат Римской Курии. Участвовал, в частности, в подготовке визита папы Павла VI в Бомбей в 1964.
С 1965 по 1973 — секретарь нунциатур в Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии, Индонезии, на Мадагаскаре, Коморских островах, островах Реюньон и Маврикий. В 1973—1982 Диас опять работает в Риме, в Государственном секретариате , возглавляет отдел по отношениям с СССР, балтийскими республиками, Белоруссией, Украиной, Польшей, Болгарией, Китаем, Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, ЮАР, Намибией, Лесото, Свазилендом, Зимбабве, Эфиопией, Руандой, Бурунди, Угандой, Замбией, Кенией и Танзанией.

Епископ
8 мая 1982 назначен про-нунцием в Гане, Того и Бенине (по совместительству) и одновременно титулярным епископом Рузибизира. Рукоположен в сан 19 июня 1982 в Патриаршей Ватиканской базилике государственным секретарём Ватикана кардиналом Агостино Казароли. Ординацию помогали проводить секретарь Совета по общественным делам Церкви, титулярный архиепископ Новалицианы и будущий кардинал Акилле Сильвестрини и секретарь Конгрегации евангелизации народов, почётный архиепископ Бангалора и также будущий кардинал Дурайсами Саймон Лурдусами.
20 июня 1987 стал апостолическим нунцием в Корее, а 16 января 1991 — нунцием в Албании, одновременно с 1992 занимая должность апостолического администратора Южной Албании. Работая в Албании, Диас сыграл важную роль в возрождении католической церкви в этой стране после краха коммунистического режима. 8 ноября 1996 назначен архиепископом Бомбея.

Кардинал
Возведён в сан кардинала на консистории 21 февраля 2001. Кардинал-священник церкви Святого Духа в Феррателле (итал. Spirito Santo alla Ferratella). С 10 марта 2001 член Совета кардиналов по изучению организационных и экономических проблем .
Участвовал в Конклаве 2005 года, рассматривался специалистами в качестве папабиля, одного из вероятных претендентов на вакантный папский престол.
По некоторым данным тесно связан с католической светской организацией «Опус Деи», что было, однако, решительно опровергнуто представителями Ватикана.
20 мая 2006 папой Бенедиктом XVI назначен префектом Конгрегации евангелизации народов.


Его Высокопреосвященство кардинал (англ. Francis Arinze; род. 1 ноября 1932, Эзиовелле, шт. Анамбра, Нигерия) - префект с 1 октября 2002 по 9 декабря 2008, кардинал-епископ субурбикарной епархии Веллетри-Сеньи с 25 апреля 2005, председатель Папского Совета по межрелигиозному диалогу с 27 мая 1985 по 1 октября 2002. Кардинал с 25 мая 1985.

Аринзе был одним из ближайших советников покойного папы римского Иоанна Павла II и рассматривался во время Конклава 2005 года в качестве папабиля - одного из основных претендентов на вакантный папский престол.

Свободно говорит на английском, итальянском и испанском языках.

Начало карьеры
Третий ребёнок из семи детей в семье, придерживавшейся местных языческих верований. Будущий кардинал Аринзе был крещён только в возрасте 9 лет 1 ноября 1941 отцом Киприаном Майклом Танси, который в 1998 был причислен к лику блаженных Католической церкви.

В возрасте 15 лет поступил в семинарию Всех Святых в нигерийском городке Нуэви, которую закончил спустя 3 года в 1950, после чего остался в ней преподавателем. В 1953 поступил в семинарию другого нигерийского города Энугу, где изучал философию, а в 1955 уехал в Рим, где в Папском Урбанианском университете ему преподавалась теология. Там же, в Риме, 23 ноября 1958 в университетской часовне Аринзе был посвящён в священники кардиналом Грегуаром-Пьером Агаджаняном, про-префектом Конгрегации Пропаганды Веры.

После окончания обучения в университете в 1961 вернулся на родину, где на протяжении следующих двух лет преподавал литургию, логику и основы философии в семинарии г. Энугу, которую в своё время закончил сам. В 1962 был назначен региональным секретарём по вопросам католического образования в Западной Нигерии, а в 1963 уехал в Лондон, где до 1964 учился в Институте Педагогики.

Самый молодой в мире епископ
6 июля 1965 в возрасте 32 лет стал самым молодым в мире епископом, будучи назначен коадъютором архиепископа Онитши и титулярным епископом Фиссианы. Рукоположен в сан 29 августа 1965 архиепископом Онитши Чарльзом Хири. А всего менее чем через два года, после смерти Хири, 26 июня 1967 сам занял архиепископскую кафедру в Онитше.

В 1979 продвижение Аринзе по служебной лестнице продолжилось: он был избран председателем Епископской конференции Нигерии и занимал этот пост до 1984. В 1982 также стал вице-президентом от Африки Объединённого Библейского общества.

На работе в Ватикане

8 апреля 1984 папа Иоанн Павел II решает перевести африканского архиепископа на работу в Ватикан и назначает его и.о. председателя Секретариата по делам не-христиан. Архиепископскую кафедру Аринзе оставляет 9 марта 1985, и с этого времени вся его дальнейшая карьера связана с Римской Курией.

25 мая 1985 всего в возрасте 52 лет Фрэнсис Аринзе возводится в сан кардинала-дьякона с титулом церкви Сан-Джованни делла Пинья, а спустя два дня 27 мая назначается уже председателем Папского совета по межрелигиозному диалогу - структуры-наследницы Секретариата по делам не-христиан. Кардинал Аринзе курирует отношения Римско-католической церкви с другими религиями на протяжении более чем 17 лет, до 1 октября 2002, когда Иоанн Павел II переводит его на другой важный пост в Курии, назначая префектом Конгрегации богослужения и дисциплины таинств.

29 января 1996 Аринзе становится кардиналом-священником с сохранением титула церкви Сан-Джованни делла Пинья.

Кардинал-епископ

Участвовал в конклаве 2005 года, выбиравшем преемника Иоанна Павла II, где был одним из главных претендентов на папский престол. Новый папа Бенедикт XVI 21 апреля 2005 подтверждает назначение Аринзе префектом Конгрегации богослужения и дисциплины таинств и в дополнение 25 апреля того же года возводит его в сан кардинала-епископа, высший у кардиналов, с назначением в субурбикарную епархию Веллетри-Сеньи, которую ранее возглавлял сам Бенедикт XVI, будучи ещё кардиналом Ратцингером.

Ещё с тех пор, как он работал в Совете по межрелигиозному диалогу, кардинал Аринзе - один из самых видных ватиканских кардиналов.

8 мая 1994 он председательствовал на специальной ассамблее Синода епископов по делам Африки, проходившей в соборе Св. Петра. А 24 октября 1999 Аринзе получил золотую медаль от Международного Совета христиан и евреев за свой выдающийся вклад в межрелигиозные отношения. Кардинал Аринзе много путешествует, став в частности чрезвычайно популярной фигурой среди католиков США. Он также входил в число членов Комитета по празднованию юбилейного 2000 года, тесно сотрудничая со множеством епископов и священников по всему миру в подготовке к празднованию Церковью этой редкой даты.

В настоящее время Фрэнсис Аринзе - один из самых влиятельных кардиналов в Ватикане, примыкает к той группе кардиналов, которые поддерживают нынешнего понтифика. Известен своими консервативными взглядами по многим моральным вопросам.

9 декабря 2008 года папа римский Бенедикт XVI принял отставку кардинала Аринзе с поста префекта Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств, в связи с достижением предельного возраста.

По некоторым данным, кардинал Аринзе возвратится обратно в Нигерию.

1 ноября 2012 года кардиналу Аринзе исполнилось восемьдесят лет и он потерял право на участие в Конклаве.


Его Высокопреосвященство кардинал Мар Игнатий Мусса́ I Дау́д (род. 18 сентября 1930, Месканех, Сирия). Сирийский кардинал. Сирийский епископ Каира с 2 июля 1977 по 1 июля 1994. Архиепископ Хомса с 1 июля 1994 по 13 октября 1998. Патриарх Антиохийский Сирийской Католической церкви с 13 октября 1998 по 8 января 2001. Префект и великий канцлер Папского Восточного Института с 25 ноября 2001. Кардинал-патриарх с 21 февраля 2001.

Начало служения

Родился Мусса Дауд 18 сентября 1930 в Месканехе, архиепархия Хомс, Хама и Набка, Сирия. Образование получил в Сирийской семинарии Святого Бенедикта и Святого Ефрема в Иерусалиме; в семинарии Шарфета в Ливане (философия и богословие), а также в Папском Латеранском Университете, в Риме, (лиценциат канонического права). Говорит на арабском, французском и итальянском языках.

Дауд был рукоположен в священники 17 октября 1954. В 1960 - 1964 он изучал каноническое право в Папском Латеранском Университете в Риме. В 1965 - 1970 секретарь Сирийского Патриарха, в Бейруте. Защитник супружеских обязательств патриархшего трибунала, в Бейруте.

Патриарх, кардинал, префект Конгрегации

2 июля 1977, он был избран Патриаршим Синодом Сирийским епископом Каира. Посвящён в епископы, 18 сентября 1977, в Шарфете, Дарун, Ливан, в церкви женского монастыря Нотр-дам де Ла Дельваранс, Игнатием Антонием II Хейек, Сирийским патриарх Антиохийским, которому помогали Флавиен Захарий Мелки, титулярный архиепископ Амиды деи Сири, и Иосиф Якоб Абиад, Сирийский архиепископ Хомса, Хамы и Набка. Его имя в его посвящении стало Василий Мусса Дауд.

Дауд был назначен Сирийским архиепископом Хомса 1 июля 1994. Избран патриархом Антиохийским Сирийской Католической церкви, 13 октября 1998, в Ливане, Сирийским Католическим Патриаршим Синодом. Взял имя Игнатий Мусса I.

25 ноября 2000 Дауд был назначен префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей. Возведён в кардиналы папой римским Иоанном Павлом II на консистории, от 21 февраля 2001.

Он был один из кардиналов-выборщиков, которые участвовали в папском Конклаве 2005, который избрал папу римского Бенедикта XVI.


Его Высокопреосвященство кардинал Уильям Джозеф Левада (англ. William Joseph Levada; род. 15 июня 1936, Лонг-Бич, Калифорния, США) — префект с 13 мая 2005. Председатель Международной Теологической комиссии и Папской Библейской комиссии с 13 мая 2005. Кардинал с 24 марта 2006 (на первой консистории Бенедикта XVI). В 1986—1995 — архиепископ Портленда (Орегон, США), в 1995—2005 — архиепископ Сан-Франциско (Калифорния, США). Главный редактор Катехизиса католической церкви.

Образование Левада родился в семье потомков выходцев из Португалии и Ирландии, иммигрировавших в район Сан-Франциско в 1860-е гг. Вырос в Лонг-Бич и Хьюстоне, учился в одной из семинарий архиодиоцеза Лос-Анджелес и Папском Североамериканском Колледже в Риме. Высшее теологическое образование получил в Папском Григорианском университете. В сан священника был посвящён 20 декабря 1961.

Начало карьеры
В 1961—1966 Левада работал в ряде приходов архидиоцеза Лос-Анджелес и преподавал в средних школах. Затем вернулся в Рим для продолжения обучения в Североамериканском Колледже. В 1971 получил степень доктора теологии, после чего вернулся в США, где преподавал богословие на теологическом факультете семинарии св. Иоанна в Камарильо, Калифорния. C 1976 по 1982 Левада работал уже в Ватикане, в Конгрегации доктрины веры, под руководством сначала кардинала Франьо Сепера, а затем кардинала Йозефа Ратцингера, будущего папы Бенедикта XVI. В 1982 архиепископ Лос-Анджелеса кардинал Тимоти Мэннинг назначил Леваду исполнительным директором Конференции католических епископов Калифорнии, организации, ответственной за общественную политику церкви в Калифорнии.

Епископ
Левада был рукоположен в номинальные епископы Капри 12 мая 1983 и назначен епископом-помощником в лос-анджелеский архидиоцез. В 1984 ему поручили должность генерального викария округа Санта-Барбара. Под руководством нового архиепископа Лос-Анджелеса Роджера Махони Левада занимался реорганизацией внутренней структуры диоцеза. 21 сентября 1986 назначен архиепископом Портленда (Орегон, США). В 1987 кардинал Ратцингер назначает Леваду и ещё шесть епископов редакторами готовящегося к выходу Катехизиса католической церкви. Левада активно участвует в подготовке издания и в его переводе на английский язык. 17 августа 1995 Левада становится сначала архиепископом-коадъютором, а 27 декабря того же года наследует Джону Рафаэлю Куинну на посту архиепископа Сан-Франциско. В ноябре 2000 он назначается одним из членов Конгрегации доктрины веры, возвращаясь к работе под руководством кардинала Ратцингера, но одновременно оставаясь во главе сан-францискской епархии. С ноября 2003 по 2005 Левада является также главой комиссии Конференции католических епископов США по вероучению.

Префект Конгрегации доктрины веры
13 мая 2005 папа римский Бенедикт XVI, бывший кардинал Йозеф Ратцингер, выбирает именно Уильяма Леваду в качестве своего наследника на посту префекта Конгрегации доктрины веры. Среди причин, побудивших понтифика сделать такой выбор, был безусловно и предыдущий опыт совместной работы в этой структуре Римской Курии и роль Левады как главного редактора Катехизиса католической церкви. 17 августа 2005 Левада официально покинул пост архиепископа Сан-Франциско. 24 марта 2006 Левада был назван в числе 15 кардиналов первой консистории Бенедикта XVI. Это назначение было ожидаемо, принимая во внимание значение поста, который он занимает.

В структуре церковной католической иерархии положение определяется уровнем достоинства. Кардиналы — это и сан, и должность. Вторая степень духовного достоинства после Папы римского. Кардиналы выполняют два основных действия: избирают на особой коллегии наместника умершего Папы и помогают ему в управлении важнейшими делами Католической Церкви. В свою очередь, кардиналы назначаются Папой. Он также принимает решение об их отставке: на нее подается прошение после достижения кардиналом 75 лет.

Коллегия

  1. Все количество кардиналов составляет возглавляемую деканом коллегию. Она выполняет три основных роли.
  2. Коллегия кардиналов собирается на консисторию (совет), созванную и возглавленную Папой, для совещания и обсуждения важных вопросов.
  3. Коллегия возглавляет руководство Католической Церковью в промежуточный период после смерти либо отставки предыдущего Папы и до избрания нового.
  4. Коллегия собирается на конклав, чтобы выбрать нового Папу.

Численность кардиналов

Коллегия в 1962 году насчитывала 87 кардиналов. Это количество было увеличено папой Павлом VI в 1973 году до 120 человек. Но сегодня такая норма не соблюдается жестко и на консистории 2012 года, которую возглавлял папа общее число кардиналов достигло 213 человек. Это связано с образованием новых титулярных церквей и диаконий, для которых требуются кардиналы разных чинов.

Чины

Коллегия делится на три чина: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры (священники), кардиналы-диаконы.

Священнослужитель епископского сана в коллегии — высший чин, в который возводят кардинала-пресвитера, изредка кардинала-диакона. Их закрепленное число в коллегии с 1917 года шесть человек. И до нынешнего времени оно остается неизменным. Кардинал-епископ, старейший из чина, традиционно выбирается деканом коллегии.

Коллегию кардиналов-священников возглавляет кардинал-первопресвитер. В связи с увеличением количества римских титулярных церквей, ограничения численности кардиналов-пресвитеров в коллегии перестали действовать при Павле VI. До этого их число было установлено с 1917 года в 50 человек. При наличии вакансии, в достоинство кардинала-епископа могут возводиться те кардиналы-священники, которые находятся в римском служении с учетом их старшинства. Это действие совершается только после решения Папы.

Семь первых диаконов Рима поставил сам ап. Петр (так записано в Liber Pontificalis). Рим в III веке был разделен на семь церковных округов, и во главе каждого назначен диакон. Постепенно количество римских диаконий увеличилось, и сейчас их насчитывается 62. Соответственно, за каждой закреплен кардинал-диакон. После десятилетней службы в своем чине они имеют право переходить в чин кардиналов-пресвитеров. Но им, за редкими исключениями, не дозволено становиться напрямую кардиналами-епископами.

Кардинал-перводиакон (протодьякон) возглавляет коллегию кардиналов-диаконов. Помимо своих главных обязанностей он руководит процессиями при Папских богослужениях. Существует традиция: кардинал-перводиакон коронует возлагая на его голову тиару. Если священнослужитель совершил две такие коронации, то может переходить непосредственно в чин кардинала-епископа — это исключительное право. С 1978 года эта традиция не применялась, но и не была отменена. Также обязанностью и привилегией кардинала-перводиакона является объявление о новом избранном Папе и вручение ему паллия — древнего отличительного знака епископского достоинства.

Одеяние

Главные элементы внешнего облачения кардиналов — это мантия и шапочка пурпурного цвета, символизирующие их достоинство. С 1245 года и на протяжение длительного времени только красный головной убор был внешним атрибутом кардинальского сана. Первым было галеро — широкополая шляпа, подобная тем, что носили паломники, с полей которой свисало 15 кисточек. Отменена в 1969 году.

Биретта - четырехугольный берет, увенчанный тремя гребнями. Его, возводя в сан, Папа возлагает на голову кардинала. Это торжественный и официальный головной убор, а повседневным считается дзукетто - маленькая, покрывающая тонзуру, шапочка, идентичная еврейским ермолкам, только с маленьким хвостиком на макушке.

Другие атрибуты

К предметам, символизирующим кардинальское достоинство, относятся также красный зонт, перстень, герб и трон, который находится в церкви, за которой закреплен кардинал.

Перстень с XIX века стал важнейшим внешним знаком достоинства кардиналов. Это - символ преданности Католической Церкви. Золотое кольцо украшает сапфир, рубин или изумруд. Снаружи изображена сцена распятия, а внутри выгравирован герб Папы, который кардиналу сделал назначение.

Серый кардинал

Это - не чин и не должность. Такое прозвище получил в XVII веке отец Жозеф (Франсуа Леклер) - французский политический деятель, исполнитель тайных поручений и начальник канцелярии кардинала Ришелье. В миру дворянин Леклер продвигался по военной и политической карьере. После 1599 года, приняв постриг в монастыре капуцинского ордена, стал фанатичным приверженцем католической веры. Прославился как церковный реформатор, проповедник, влиятельная при дворе духовная особа, совмещавшая политическую и религиозную деятельность.

Кардиналом и преподобием придворные прозывали монаха из-за его особых неофициальных полномочий и власти. А прозвище серый кардинал указывало не только на цвет капуцинского одеяния, но также на его неявные теневые деяния, и на то, что монаха считали тенью кардинала Ришелье. За несколько месяцев до смерти он получил кардинальское достоинство.

Серыми кардиналами называют в политике и бизнесе лиц, имеющих исключительное влияние и полномочия, но не занимающих главные должности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал