ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ
В слове ве́
рба
:
1. 2 слога (ве́
р-ба);
2. ударение падает на 1-й слог: ве́
рба
1 ) Транскрипция слова «ве́ рба»: [в❜э́ рбъ].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
в | - | [в❜] | - | согл., мягк. (парн.), Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
е | - | [э́ ] | - | гласн., ударный; ниже см. § 27. |
р | - | [р] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.). Сонорные согласные не оглушаются. Звук [р] перед твёрдым согласным произносится твёрдо). |
б | - | [б] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
а | - | [ъ] | - | гласн., безударный; ниже см. § 48. |
5 букв, 5 звуков
Настройка
§ 27
§ 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, бе́ лый, ве́ ра, мел, се́ рый, зе́ ркало, де́ ло, те́ сно, кедр, ге́ тры, нерв, те́ рмин, музе́ й, инспе́ ктор, ме́ дик — в них произносятся сочетания: [п❜ э], [б❜ э́ ], [в❜ э́ ], [м❜ э], [с❜ э́ ], [з❜ э́ ], [д❜ э́ ], [т❜ э́ ], [к❜ э], [г❜ э́ ], [н❜ э], [т❜ э́ ], [з❜ э́ ], [п❜ э́ ], [м❜ э́ ] 2 .
Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, це́ нный (произносится [шэ], [жэ], [цэ́ ]).
§ 48
§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.
Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) вы́ дан (произносится [вы́ дън]), выбрана (произносится [вы́ брънъ]), вытаскал (произносится [вы́ тъскъл]), рабо́ тал (произносится [рабо́ тъл]), по забо́ рам (произносится [пъ- забо́ ръм]), на забо́ рах (произносится [нъ-забо́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-забо́ ръми]), коро́ ва (произносится [каро́ въ]), о́ кна (произносится [о́ кнъ]), дела́ (произносится [де́ лъ]), вы́ жал (произносится [вы́ жъл]), по лу́ жам (произносится [па-лу́ жъм]), в лу́ жах (произносится [в-лу́ жъх]), за лу́ жами (произносится [за-лу́ жъми]), лу́ жа (произносится [лу́ жъ]), вы́ царапал (произносится [вы́ църъпъл]), ку́ рица (произносится [ку́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па-у́ лицъм]); б) вы́ нос (произносится [вы́ нъс]), вы́ брос (произносится [вы́ бръс]), го́ лову (произносится [го́ лъву]), на́ голову (произносится [на́ -гълъву]), на́ дом (произносится [на́ -дъм], у́ зок (произносится [у́ зак]), за до́ мом (произносится [за-до́ мъм]), на ста́ ром (произносится [на-ста́ ръм]), за кана́ вой (произносится [зъ-кана́ въй]), се́ но (произносится [се́ нъ]), де́ ло (произносится [де́ лъ]), мно́ го (произносится [мно́ гъ]), на́ до (произносится [на́ дъ]).
Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [де́ лъ], [зъхади́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: те́ хником и те́ хникам, забо́ ром и забо́ рам, ду́ лом и ду́ лам, кре́ слом и кре́ слам: [те́ хникъм], [забо́ ръм], [ду́ лъм], [кре́ слъм].
Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авизо́ (может произноситься [зо]), ве́ то (может произноситься [то]), кре́ до (может произноситься [до]), лега́ то (может произноситься [то]), алле́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.
§ 66
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.
Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.
Список всех букв - это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Письменный язык состоит из букв, а устная речь из звуков. Классификацией звукового состава языка занимается фонетика. Чем может помочь носителю русского языка фонетический разбор? За примером далеко ходить не нужно. Как правило, по произношению вы можете сразу понять, что ваш собеседник иностранец или приехал из глубинки. Если человек искажает звуки в словах, неправильно ставит ударения, то его сочтут неучем или малограмотным, а подобный говор просторечным. В современном высокоразвитом обществе это выглядит весьма комично.
Поэзия, как и стихотворение, хотя и несет в себе поэтическое послание поэта, несомненно, позволяет читателю интерпретировать его субъективно, так что, погрузившись в инертность того, что не может полностью переполнить мир, его выразительность лояльная и созерцательная форма во всех ее аспектах, довольствуется только тем, чтобы идентифицировать себя в поэзии поэта, обнаруживать там свои чувства, негодования, муки, запросы и глубочайшие желания.
Т. Школа не должна рассматривать концепцию метода, основанного на «официальной организации» этого класса, как достаточную для себя, поскольку она также может привести к редуктивной концепции чтения и поэзии, превращая ее только в инструмент, используемый для технического и формального обучения акту чтения. Тревиан предлагает с диалектической точки зрения метода подняться до уровня «концептуальной концепции», то есть чтения, поэзии, начинает задумываться как активное упражнение в воссоздании текстового произведения.
Так зачем же чувствовать себя предметом насмешек, когда так легко научиться произносить в словах буквы и звуки правильно! Если вы планируете актерскую карьеру, выбираете профессию медийной персоны, журналиста, редактора, PR-агента, либо у вас далеко идущие планы на руководящий пост, то правильная речь и знание риторики основательно помогут вам на пути к заветной цели.
По словам Тревисана, «незнание специфики литературного языка приводит к нейтрализации образовательной миссии по созданию условий для раскрытия изобретательского потенциала наших детей». Октавио Мендеса, чтобы выбрать победившие произведения и почетные упоминания в трех категориях: сказка, летопись и поэзия. Отсюда разница между работой преподавания поэзии или любого другого текстового жанра согласованным образом и механической и роботизированной работой. Мероприятие получило стихотворения от нескольких учеников школы.
Вот что об этом говорят словари:
Подытожим. Фонема - это начальная единица в любом языке. Не существует языка, в котором была бы только одна звуковая единица, например: [о]. Из нее можно было бы образовывать такие слова: оо, ооо, оооо, ооооо и тд. В итоге, их стало бы невозможно отличать друг от друга, даже несмотря на различную постановку ударений. Очевидно, что фонем в любом языке должно быть много. Исходя их этого, назначение звука - отличать слова друг от друга.
На вечернюю презентацию были отобраны работы Рани Браги, Густаво Скатиньи, Марианы Тревисан, Паулу де Оливейры, Андреа Калдейры, Марины Массайо, Габриэля Карвальхала, Наташи Стеллы, Луана Иконоса и Густаво Кордейро. В энтузиазме к 100-летию со дня рождения певца и композитора Адонирана Барбосы пространство для чтения библиотеки стало освещенным свечами бистро. Группа музыкантов интерпретировала основные композиции бразильского художника.
Адониран Барбоза - один из самых восхитительных композиторов Бразилии. В своих песнях Адониран выбрал лирику, полную поэзии, которая воспевала способ говорить о простых людях. В конкурсе приняли участие члены присяжных, составленные писателями и преподавателями португальского языка. Из десяти классифицированных стихотворений жюри выбрало три лучших. Победоносными стихами были Любовь, равная смерти Рани Браги, Темных очков Луана Якониса и черного света Марины Масайо.
Сам по себе звук не несёт смысла, но в сочетании с другими фонемами образует слоги и морфемы (минимальные значимые части слов: корень, приставка, суффикс, окончание и тп). Далее они соединяются в смысловые единицы: словечки и предложения.
Представьте, что вы можете употреблять фонетические единицы как вам вздумается, в любой последовательности и сочетаниях. Тогда бы у вас постоянно образовывались новые неизвестные никому словечки, а разговорная речь потеряла бы смысл для окружающих. В таком случае сам устный язык утратил бы свое предназначение, как средство коммуникации. Именно поэтому словообразование, произношение в словах букв и фонем подчиняется определенным закономерностям.
Все избранные стихотворения характеризуются значительным поэтическим качеством: письменность и краткость; способность предлагать эмоции и создавать изображения. Большинство работ были написаны от первого лица, что свидетельствует о сильном интересе поэтов к выражению через стихи и строфы особого и интимного мировоззрения. Это случай победы стихотворения, Любовь равна смерти. В первом стихе, ссылаясь на приключения и события жизни, поэт стреляет: «есть те, кто платит мне безмятежное лицо». В другой момент Луан восклицает: «Мое зрение устало, позволь мне спрятаться».
Фонетика - раздел науки о языке, изучает законы, которые управляют сочетанием и чередованием звуковых единиц. Фонетика русского языка анализирует звучащую речь и выделяет:
Данные характеристики отображаются при звукобуквенном разборе гласных и согласных. Теперь вы знаете, что все слова состоят из звуков. Не будь их, люди бы просто не смогли общаться устно и полноценно выражать свои мысли, эмоции.
На самом деле, выигрышные стихи пропитаны храбрыми запросами о смысле существования. Нет правильного ответа на вопрос. Остальные работы также выделяются. Они исследуют хаотичный аспект жизни, «открытие бытия», как в названии стихотворения Марианы Тревисан или как в кратких стихах Пауло Оливейры: «Я один». Это «вселенная с неизвестными человечеством», как заключает Андреа Калдейра. Есть нечто большее. Само название стихотворения Андре означает этот активный поиск смысла вещей. То, что есть не все, не удовлетворяет.
Лучшим из первых конкурсов поэзии, проведенных Центральной библиотекой архиепископского колледжа Мариста в Сан-Паулу, было возобновление способности задавать вопрос о молчаливых меандрах существования, которыми обладает молодежь, - завидным образом. Также было доказано, что сила, которую только поэзия должна двигаться и перемещать человека, остается в живых.
Фонетический разбор слова
Если вы не желаете вникать в нюансы звукобуквенного анализа, воспользуйтесь автоматическим онлайн анализатором. Он поможет быстро разобрать фразу по звукам онлайн. Для этого впишите нужное слово в поисковую строку без грамматических ошибок и нажмите:
«Фонетический разбор слова».Обратите внимание, что корректное определение фонем во многом зависит от окружения в слоге и даже от контекста предложения. Программа автоматически обозначит звуки в слове и выдаст варианты. Выберете из них подходящий для вашего конкретного случая. Звуко-буквенный анализ онлайн отобразит:
Рудини Борхес Существует много серьезных способов ничего не говорить, но только поэзия верна. Некоторые выскакивают из ниоткуда в моем письме. В конце концов, стихотворение не стоит наедине с поэтом в темном ящике. Ничто из того, что займет вид надолго. Всегда есть спешка и множество дел. Но машины стоят на проспекте. Пулеметы стреляют красноречиями и непрофессиональными рифмами. Нет снобистских, высокомерных поэтов. Просто маленькие фразы с длинными эффектами. Искупительное смирение добра. Ведьмы и правила свободны, чтобы надеть наручники на нашу лодыжку.
Некоторые орфографически идентичные словоформы при звуко-буквенном разборе разнятся, поскольку могут являться омонимами, либо варьироваться положением ударения при смене числа и падежа. Следите за контекстом своего предложения. Если вы хотите самостоятельно произвести фонетический разбор слов, узнать как определить звуки и фонетически охарактеризовать их, ниже приводится общая схема.
Они забывают, что ночь - это ребенок. И, как сказал старый друг, это делает ребенка. Они рисуют все дома с тем же выцветшим синим. Провидцы забывают, что множественность ценна, и униформа обнищала. Некоторые, отправляя стихи, довольствуются нерешительной тишиной огромного списка контактов. «Освященные» молчат. У них нет времени комментировать новые поэты. Друзья не уверены, что сказать. Другие, самые оптимистичные, твердо верят в разорванные комплименты. Стихотворение продается на каждом углу. Мир, благодаря Музам, заимствован у поэтов.
Предупреждение ясно: прочитайте мое стихотворение. Но не смейте придумывать отчеты, анализы и критические замечания. Не смей говорить, как писать стихотворение. Где выдающиеся критики и комментаторы? Те, у кого есть смелость указать пальцем и подтвердить, что они на самом деле думают, даже если они ошибались? Боже мой, разве варвары никогда не приходили, чтобы рассказать нам, каким должен быть мир? Поэзия - простите мой грех - это старый праймер. Буклет тех, кто, когда у них есть власть, кричит свои истины.
Буква | Звук | Характеристика звука |
---|---|---|
п | [п] | согласный, глухой парный |
о | [а] | гласный, безударный |
м | [м"] | согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный |
и | [и] | гласный, безударный |
д | [д] | согласный, звонкий парный |
о | [о́] | гласный, ударный |
р | [р] | согласный, звонкий непарный, сонорный |
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.
Заводы распределяют тысячу равных стихотворений. То, что кажется новизной и инновациями, пронизывает воздух и не позволяет нам дышать с спокойствием. Эти размытые глаза хотят видеть. Что за этими холмами? Где спорящие, пророки, злые сметают прочь, кто кричит на улице и втирается в уши, что король голый? Не стесняйтесь жить с нами. Поэзия состоит из алхимического процесса слов - смешанного между собой, поэт - колдун и ответственный за воспроизведение его магической смеси. Волшебник Штрауса и его Магия подтверждают этот смысл передачи чувствительности племени - чарующий процесс, посредством которого человек побуждается размышлять в другом, как в себе, раскрывая множественность каждого человека и высшую силу слово.
Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.
Список всех букв - это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Октавио Паз говорит: «Поэзия - метаморфоза, трансформация, алхимическая операция», «по этой причине она живет очень близко к магии и религии» - в луке и лире. Необходимость представлять образ человека с самого начала, а не сам человек, как думал Кант, был одним из способов найти человека. Поэзия не ценит откровенных душ оптимизма и не имеет целью сидеть на сюжетных линиях своей песни. Это беспокоит, вызывает недомогание, должно заставить вас чувствовать себя первозданными, как пыль, беспокоить вас до того, что вы ставите под сомнение свое существование и доказываете это: вы смертны, люди.
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [ йу ].
В «Уроках колдовства» Рубаль Алвес дает ясный пример силы этого слова, показывая нам вопрос о психоаналитике: Психоаналитик слушает молча, чтобы узнать имена, которые заставляют тело завораживать. - Как тебя зовут? Он спрашивает. Ибо он знает, что, когда их имена услышаны, демоны бегут. С «Психологией композиции» Жоау Кабрал де Мело Нето выявляет минеральную композицию стихотворения - таким образом, связывая поэзию и материю, придавая ей физическую согласованность, такую как элементы природы. После публикации «Образование для камня» поэт четко определяет алхимическую концепцию поэзии и отбора, с игривым и ручным примером «сбора бобов».
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Термин «конкретный» относится не только к бразильскому конкретическому движению, эта терминология использовалась Гарольдо де Кампосом в интервью, когда выясняется, что в великой поэзии «конкреция», то есть сила слов, напечатанных в его физическое и воображаемое присутствие как пример материализации стихотворения в мир конкретных сущностей. Поскольку стихотворение, или слова, вызывает отсутствие, необходимо, чтобы посредством стиха была создана жесткая система, чтобы можно было осуществить или вызвать присутствие этого поэтического выражения, лежащего в основе нашего духа.
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Таким образом, будет много способов показать эту скрытую форму царства слов. Если мы рассмотрим алхимическое движение, присутствующее в поэзии, так как Рембо, чтобы проиллюстрировать отличный пример литературы, и с публикацией его «волшебной поэмы» Воеллеса - каждое слово, присутствующее в поэме, приобретает статус атома, особенно управляемый поэтом, основной состав: работа. Для Фейнмана «все вещи состоят из атомов - мелких частиц, которые движутся вечным движением, притягивая друг друга, когда они находятся на некотором расстоянии, но отталкиваются при сжатии друг против друга».
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Не нравится ли поэзия? Несколько поэтов использовали этот процесс, таких как Данте, Лафорг, Бодлер, Фернандо Пессоа - разнообразный. Подобно тому, как сочетание генов может выявить будущий феномен, не напрасно, что пророчества Нострадамуса были написаны в стихах даже по смысловому и множественному характеру поэзии, а также по силе слова. Дискурсивный стих, широко используемый, является одним из средств поэтического сочинения. Ничто не широко обсуждается в философии, Бергсон говорит, что «думать о ничто» невозможно, потому что невозможность этого опыта устраняет аналогичную возможность мысли.
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Как известно, биологически говоря, теория жизни основана на идее, что существующие организмы были созданы из других существовавших ранее - биогенеза. Замечательная попытка автора «Дня фавна» была попыткой написать Великую Работу, к сожалению, не достигнута. Некоторые критики того времени даже говорили, что на самом деле он написал «чрезвычайный провал». Даже в литературе, где все возможно, поэт действительно сочинил «гениальный фрагмент», с желанием исправить его из Ничто, чтобы стать Ничто.
Есть пределы даже невозможного. Малларме говорит в «Досье данных», что «предложение данных никогда не отменяет шансов», и, мастерски, «каждая мысль отправляет заявку на данные». Жак Моно, в своем эссе о естественной философии современной биологии «Шанс и необходимость», говорит, что «общий закон последовательностей радикалов полипептидных волокон, закон собрания, которому они подчиняются, осуществляется посредством анализа и расчета: случайности». Тогда «случайная последовательность» каждого белка на самом деле производится в тысячи и в миллионы раз в каждом организме, каждая клетка в каждом поколении, с помощью механизма высокой точности, который гарантирует неизменность структур; такой механизм, который автор называет необходимость неумолимых убеждений, поэтому основан на диалектическом и диалогическом механизме.
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ].
В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных.
Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е.
Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный
[и] - гласн., безударный
в [в] - согл., парный твердый, парный зв.
л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорный
е [э′] - гласн., ударный
н [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный
и [и] - гласн., безударный
е [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный
[э] - гласн., безударный
________________________
Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков
Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв.
Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы].
А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю.
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются.
Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще.
Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией.
Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку
ку
ру
за, дощечку
, у
чу
сь, у
лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]
. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции.
Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у
´сл’и], ключ [кл’у
´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р].
Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда].
При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции).
Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора:
- соловьи [салав’йи´
], на курьих ножках [на ку´р’йи’
х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи
], нет семьи [с’им’йи´
], судьи [су´д’йи
], ничьи [н’ич’йи´
], ручьи [руч’йи´
], лисьи [ли´с’йи
].
Но:
Гласная «О»
после мягкого знака «Ь»
транскрибируется как апостроф мягкости [’]
предшествующего согласного и [О]
, хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо
н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо
н, шампиньо
н, шиньо
н, компаньо
н, медальо
н, батальо
н, гильо
тина, карманьо
ла, миньо
н и прочие.
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.
Подсказка:
Для ассоциативной связи запомните фразы:
«Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость).
«Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [ - ] прочерк.
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [ : ].
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы . Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву. Если вам пригодился наш ресурс, будем благодарны за поддержку в соцсетях.
Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999
Цель: актуализировать и закреплять знания учащихся; учить слушать и понимать русскую речь; развивать орфографическую зоркость; расширять представление учащихся о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к литературе.
Оборудование: рисунки с изображениями белки и бабочки; предметные рисунки.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания Проговаривание скороговорки по памяти. У Кондрата куртка коротковата.
2. Минутка каллиграфии {по выбору учителя)
3. Заучивание и проговаривание скороговорки {автоматизация произношения мягких согласных звуков)
Все озёра - зеркала из зелёного стекла.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- На какие группы делятся все согласные звуки? {Звонкие и глухие; мягкие и твёрдые)
- Назовите изображённых животных. Белка бабочка
- Произнесите первые звуки в этих словах. Чем они различаются? В каком слове первый согласный мягкий?
- Назовите каждую пару предметов.
Зонт - зеркало лук - лимон помидор - перец
- Выделите первый звук в словах каждой пары. Чем они отличаются? Какие слова начинаются с твёрдых согласных звуков?
- Сегодня мы повторим знания об обозначении на письме твёрдых и мягких согласных звуков.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Коллективное выполнение заданий
- Прочитайте.
Почему у дома уго.. Превратился сразу в уго... Вез пожара, просто так?
- Какой звук слышится в конце выделенных слов? Твердый или мягкий?
- Прочитайте: угол - уголь. Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове? {Мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком (ь).)
Мягкий знак - хитрый знак, Не сказать его никак;
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
К. Измайлов
- Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (ь).
- Запишите пять-шесть таких слов. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
- Объясните значение выделенных слов. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
Мать, дом, рысь, сталь, лазурь, сын, лань, забор, морс, фасоль, июль, июнь, январь, мост.
- Сравните количество звуков и букв в словах.
- Отгадайте загадки.
Что без начала и без конца? {Кольцо)
Я не печка и не грею,
Но тепло хранить умею. (Пальто)
- Произнесите мягкий согласный звук в каждом слове-отгадке. Объясните, почему в словах-отгадках звуков меньше, чем букв.
- Прочитайте. Сравните звучание парных согласных в каждой паре слов. Люк - лук, нос - нёс, зяблик - забор.
- Обратите внимание, как на письме обозначена мягкость согласных звуков.
- Спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
- На какие две группы делятся согласные звуки? Выберите правильный вариант ответа.
1) Большие и маленькие;
2) звонкие и глухие;
3) заглавные и строчные;
4) правильные и неправильные.
- В какой строке написаны все звонкие согласные?
1) [в, г, т, с,р, м, з, н];
2) [к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, ц];
3) [б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р];
4) [б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, р].
- В какой строке написаны все глухие согласные?
1) (в, г,т, с, р, м, з, н];
2) [б, в, г, д, ж, з, й, ш, м, н, п];
3) [к, п, т, с, ф, х, ч, ш, щ, ц]ї
4) [к, п, р, с, т, ф, х, ш, щ, а].
- Какое слово написано неправильно?
1) Наряд;
2) флаг;
3) лошка;
4) тетрадь.
- Как проверить написание парного согласного?
- Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите проверочные слова. дож..ь
са..
гри..
гря..ка
- Чтобы написать слово без ошибок, повторим правила.
Глухие звуки - это непоседы. Они спокойно не же.чяют жить,
Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй. Слово смело изменяй: Зуб - на зубы, лёд - на льды - Будешь грамотным и ты.
Физкультминутка
Это- правая рука.Это- левая рука.
Справа - шумная дубрава.
Слева - быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот. Слева - шумная дубрава.
Справа - быстрая река. Неужели стала правой
Моя левая рука?
2. Работа по учебнику (с. 26)
1) Вспомните секреты чтения.
- Прочитайте правильно слова. Найдите столбик слов, в которых пишется буква я, а произносится звук [и].
2) Составление предложений по таблице.
3) Произнесите цепочку звуков каждого слова. Какие согласные в этих словах звонкие, а какие - глухие? Какие - твёрдые, а какие - мягкие?
Малина клубок
4) Работа над стихотворением В. Бардадым. Чтение стихотворения учителем.
- Найдите слова, которые развеселят старый тополь.
- Какие слова с мягкими согласными звуками можно подобрать для рассказа об осени?
V. ИТОГ УРОКА
- Какие группы звуков повторили?
- Как обозначается на письме мягкость согласных?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 27. Прочитать, вставить пропущенные буквы.