Строительный журнал

Понятие "выборочное чтение" употребляется в тех случаях, когда читатель концентрирует свое внимание на выбранных им аспектах текста. Искусство выборочного чтения состоит в том, что читатель обнаруживает информацию с помощью беглого чтения; читатель должен соединить предмет, который он держит в уме, с набором слов, которые он узнает в тексте. Это позволяет ему сказать - "это здесь есть" или "этого здесь нет".

Читатель может сузить поиск, если он ясно представляет себе, где, скорее всего, находится информация; предва­рительное беглое чтение порой помогает ему понять, как организован текст.

3. Организация материала

Вопросы организации подробнее разбираются в главе восьмой. Мы увидим, что письменный материал иногда организован таким образом, что его легко обнаружить; если организация соответствует обычному типу, то это раскроет беглое чтение.

4. Размещение специальной информации

Для поиска такой информации применяют те же методы, что и для выборочного чтения. Беглое чтение облегчается, если информация тесно привязана к соответствующим словам, а их общую организацию можно легко узнать. Однако эта операция не является полной до тех пор, пока читатель невполне уверился в том, что получил НУЖНУЮ информацию, внимательно прочтя ее.

5. Немедленная проверка

Допустим, читатель захотел запомнить некоторые факты, когда закончил читать, или пожелал вернуться к трудному месту. Хорошо помогает такой метод: сначала формулируются вопросы, а затем, имея их в виду, бегло прочитывается текст.

6. Запоминание на долгое время

Об этом подробно рассказывается в главе десятой.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ ПРЕДУГАДЫВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ У ВАС ЗНАНИИ

Мы будем рассматривать предугадывание как составную часть чтения: каким образом читатель предугадывает содержание, когда он читает, и как он может предугадывать содержание еще до того, как начал читать; другими словами, каким образом он использует имеющиеся у него знания.

1. ПРЕДУГАДЫВАНИЕ ПРИ ЧТЕНИИ

Предугадывание означает, что ум читателя опережает прочтение им текста, готовит почву для чтения. Способность ума заглядывать вперед в высшей степени характерна для умственной деятельности вообще. Возьмем для примера интервью. По мере того, как оно развивается, интервью­ируемый может почувствовать общее направление вопросов и сделать надежные прогнозы, с помощью которых он заранее готовит свои ответы. Читатель находится в таком же положении: он постепенно настраивается на волну темы и начинает активно заниматься предугадыванием. Это помогает ему подготовить почву и применять свои знания.

Мышление и предугадывание

Если у человека ограниченные идеи, то и его способность к предугадыванию ограничена. Читатель, который понимает содержание слишком узко, ограничивает возможности для своего предугадывания, а поэтому недостаточно использует имеющиеся у него знания.

Существует минимальный уровень предугадывания даже у медленных читателей, иначе читатель непрерывно останавливался бы для того, чтобы решить, в каком смысле употреблено то или иное слово. Каждый из нас увеличивает скорость в чтении по мере того, как встречает знакомые фразы и словесные обороты, смысл которых можно предугадать по малейшему признаку; однако даже этот выигрыш в скорости может быть утерян при непродуктивном чтении.

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на его долю приходится большая часть.

Режим быстрого чтения у инженерно-технических работников занимает 70—80% всего времени. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.


Быстрое. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.


Используется для предварительного, ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. В совершенстве им владел Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, профессор А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен» .

Сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в 2—3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из них так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основная причина – возрастание объемов информации как результат развития науки, её интегративность и необходимость в существенном ускорении освоения информации. Организуйте ежедневные тренировки своему мозгу и результат не заставит себя долго ждать.

В русском языке чтение трактуется в нескольких значениях:

1. чтение как процесс восприятия оформленных различными способами текстов:

2. чтение как произнесение, декламирование текстов, в том числе и в учебных целях;

3. чтение как устное изложение перед аудиторией учебного (лекция) или научного материала (доклад).

4. чтение как процесс восприятия, переработки, перекодирования, понимания и запоминания различных символов и текстов с помощью зрительного анализатора.

Рисунок 1. Модель переработки текстовой информации

Какое чтение бывает?

Углубленное - это способ чтения при котором читатель обращает внимание на детали, производит их анализ и оценку. Еще его называют аналитическим или критическим.

Например, такой способ чтения лучше всего использовать при изучении учебных дисциплин.

Быстрое чтение - сплошное чтение текста, при котором быстро идет процесс анализа фактов и синтез отдельных понятий.

Например, такой способ чтения подойдет для чтения научной, технической, экономической и т.д. литературы.

Выборочное чтение - это способ чтения при котором читаются избирательно отдельные разделы текста.

Например, такой способ используют при вторичном прочтении информационного источника после его предварительного просмотра.

Чтение-просмотр - это способ чтения при котором идет предварительное ознакомление с источником информации.

Например, берем в руки книгу, бегло просматриваем предисловие, по оглавлению отыскиваем наиболее важные положения автора, по которому можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваем заключение и делаем вывод о полезности и ценности текста.

Чтение-сканирование - это способ чтения источника при котором отыскивает исключительно фактографическая информация (цифры, слова, фамилии и т.п.).

Например, для доказательства своей точки зрения читатель отыскивает в книги ту или иную статистическую информацию.

Таким образом, рассмотренные способы чтения показывают необходимость не только овладения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от характера текста и бюджета времени.

Чтобы овладеть методами и приемами быстрого чтения необходимо понять причины медленного чтения:

Регрессия - непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При таком чтении глаза совершают движение назад, но не к начальному пункту чтения, а ограничиваясь ближней зоной.

Проговаривание - это движение губ, языка и других органов речи при чтении про себя. При медленном чтении возникает внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.

Малое поле зрение - охват глазом текста при одной фиксации взгляда. Человек воспринимает буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, следовательно, глаза делают несколько фиксаций, что называется дроблением взгляда.

Отсутствие стратегии чтения - отсутствие цели, задачи и темы, которая двигает читателем.

Отсутствие внимания - переключение мыслей на посторонние звуки, мысли, предметы снижает интерес к чтению и тормозит восприятие текста.

Нормативы чтения

Способы чтения различаются по скорости их реализации, которая определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени. Важным является не только скорость прочитки текста, но и коэффициент понимания, продуктивность чтения.

В разных странах и языках различаются как названия, так и значения нормативов чтения (см. таблицу).


Нормативы скорости чтения в разных странах

В нашей стране так же имеются нормы скорости чтения для взрослых (см. таблицу).


Нормативы скорости чтения в России

Конечно, скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от многих факторов: активность нервно-психических процессов, особенностей мышления, внимания, генетической предрасположенности. Но каждый человек, ежедневно тренируясь, может изменить собственные показатели.

Приемы техники быстрого чтения

Прием 1. Отключаем регрессию.

Необходимо силой воли заставить себя не возвращаться в ранее прочитанному тексту. Для этого можно надеть наушники при чтении или использовать специальный алгоритм чтения. Этот алгоритм предполагает последовательное извлечение информации по ключевым вопросам.

Специальный алгоритм чтения

Прием 2. Отключаем внутреннюю артикуляцию (проговаривание).

Так как наша речь – это ритмический рисунок, то для увеличения скорости чтения необходимо использовать прием аритмического постукивания.

Прием аритмического постукивания

Читая про себя человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий ритму русской речи. Например: раз-дватри-четырепять-шесть-семь-восемь.Этот ритм разрывает привычный механизм речедвижений при чтении русского текста, то есть мешает внутреннему проговариванию.

Прием 3. Расширяем поле зрения.

Нетренированный глаз вынужден делать 12-16 остановок во время чтения, что отнимает время и утомляет глазную мускулатуру.

Прием для научения чтению по вертикали

В таблице вписаны числа от 1 до 25. Посмотрите в центр таблицы с расстояния 30-40 см, стараясь увидеть всю таблицу. Вы должны найти все числа в возрастающем порядке от 1 до 25 за 25 секунд. Если потеряли какое-либо чисто, то ищите его, передвигая глаз только по вертикали. По этому же образцу можете сделать для себя таблицы с большим количеством чисел. Тренируйтесь 3-5 минут ежедневно.


Таблица для научения чтения по вертикали

Прием 3. Улучшаем внимание.

В психологии принято различать следующие качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Навыки беглого чтения требуют развития всех качеств.

Для улучшения всех качеств нужно ежедневно выполнять ряд упражнений.

Пример упражнений.

Перед вами два задания. Каждое из которых вы должны закрыть листом бумаги сразу после прочтения. Читать задания надо очень быстро. Затем следует ответить на вопросы.

Задание 1. Жена попросила мужа купить масло, мыло, мясо, капусту. Муж купил: капусте, мыло, масло, сало. Что забыл купить муж? Что он купил лишнего?

Задание 2. В комнате 235, в правом ящике шкафа, который стоит рядом с письменным столом, лежит книга Вормсбереха и Кабина “Сто страниц в час”. Принесите ее. Где именно лежит книга? Вас просили войти в комнату 325, 235, 435? Где стоит шкаф? Где лежит книга? Кто авторы книги?

Так же для развития внимания и памяти можно использовать мобильные приложения:

Таблица Шульте он-лайн - один из самых эффективных тренажеров для развития внимания, памяти и навыков скорочтения.

Lumosity - онлайн версия насчитывает более 40 игр на тренировку внимания, многозадачности, кратковременной и долговременной памяти, фокуса (концентрации), стресс-менеджмента и т. д.

PEAK - содержит 25 головоломок, разделенных по нескольким категориям. Фокус – ряд упражнений по взаимодействию с фигурами: их сортировка, сопоставление и вычленение. Ловкость – головоломки, требующие быстрого принятия решений и вызывающий определенный мозговой конфуз. Решение проблем – ряд головоломок, в которых особый акцент сделал на работу с числами и геометрическими фигурами. Память – 7 упражнений для тренировки памяти и работе с карточками. Язык – предусматривает освоение навыков по быстрому подбору слов, составлению пар, поиску слов среди буквенной сетки (поддержка только английского языка).

«B-trainika» -ежедневно подбирает для Вас 5 упражнений, ориентированных на комплексное улучшение основных познавательных функций мозга. Общее время занятий составляет 15-20 минут в день. Все тренажеры выполнены в форме игр, поэтому занятия на них увлекательны и интересны.

Таким образом, при должной целеустремленности, усердии и желании успех вам обеспечен.

Нас всех окружают тексты: мы читаем книги, форумы, интернет-рассылки, журналы... Все нужно знать, во все нужно вникнуть. Но вдумчивое чтение - чтение не быстрое. С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.

На странице - 6 абзацев. Страница - час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день - месяц…

А нужных вам книг - тысячи.

Что делать? Обучаться быстрочтению? Можно, это полезный навык, но это еще не решение. Представьте, вы потратили полгода на освоение быстрочтения, научились читать быстро и стали читать то, что вам не нужно, то вы потратили время на освоение быстрочтения и далее просто с большей скоростью продолжаете грузить себя лишней информацией.

Скорость - еще не решение. Если человек научился быстро бегать, но побежал не по той дороге, домой он прибежит позже, чем спокойный пешеход, знающий верный путь.

~C~Осваивайте выборочное чтение.

Дисциплина чтения

В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно. См.>

Инструкция по выборочному чтению

Итак, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало. Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо. См.>

Как читать художественные тексты

Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста... См.>

Из переписки: ... мудрый Соломон сказал: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас". (Екклесиаст 1:9,10)

Что такое выборочное чтение. Это когда Вы читаете не все подряд а только то что Вам необходимо. Обучившись быстрому чтению Вы сможете получать только ту информацию которая Вам необходима а не нужную отбрасывать.

Нас всех окружают тексты: мы читаем книги, форумы, интернет-рассылки, журналы... Все нужно знать, во все нужно вникнуть. Но вдумчивое чтение - чтение не быстрое.

С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык, на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут времени, а иногда и больше.

Изучающему выборочное чтение чтение на заметку

Каждый массив информации требует определенной скорости чтения, своей стратегии обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно помнить то, что скорость мышления определяет темп понимания прочитанного.

Основные принципы динамического чтения:

  • Формулируйте вопросы автору текста . Пишите обсуждайте полученную информацию с друзьями или на форумах.
  • Определяйте четкие цели перед чтением. Решите что планируете сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать просмотреть, запомнить наизусть найти какой либо факт, внимательно прочитать, ...
  • Мысленно соединяйте полученные знания и сведенья с приобретенными ранее знаниями. Раскладывайте знания по полочкам. Почитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Продумал - решил для себя как Употреблять.
  • Думайте над тем, что прочитали . Читайте с записной книжкой.
  • Если нет реализации прочитанного - значит, напрасно тратил время.
  • Перечитывайте несколько раз важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Устали? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Гибко меняйте скорость восприятия информации . Мусор фильтруйте.
  • Работайте на пике интереса . Читать неинтересные тексты не удастся.

На странице - 6 абзацев. Страница - час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день - месяц…

А нужных вам книг - тысячи.

Полезное на сайте о том, как научиться быстрее читать и запоминать больше

Что делать? Обучаться быстрочтению? Можно, это полезный навык, но это еще не решение. Представьте, вы потратили полгода на освоение быстрочтения, научились читать быстро и стали будете читать то, что вам не нужно, то вы потратили время на освоение быстрочтения и далее просто с большей скоростью продолжаете грузить себя лишней информацией.

Скорость - еще не решение. Если человек научился быстро бегать, но побежал не по той дороге, домой он прибежит позже, чем спокойный пешеход, знающий верный путь.

Осваивайте выборочное чтение.

Дисциплина чтения

В чтении, как и в жизни, нужна дисциплина: привычка делать не все, что вдруг захотелось, а то, что сейчас важно. См.→

Итак, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало. Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо. См.→

Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста...

Инструкция по выборочному чтению

Книг много, а жизнь у вас - одна...

Итак, соблюдайте дисциплину чтения, не читайте не нужные вам книги. Но это - только начало.

Взяв в руки книгу, поосторожничайте, настройте себя. Не открывая книгу, спросите себя: какие мои цели на сегодня, на месяц и на год, содержится ли в этой книге то, что наилучшим образом отвечает моим целям. Постарайтесь буквально разглядеть, как должно выглядеть в книге то, что вы хотите в ней найти. Точно ли там это есть? Может, эти книгу стоит все-таки отложить?

Пусть чтение книги будет для вас таким же ответственным делом, как: покупаю машину. Строим дом. Рожаем ребенка. Хотя книги все-таки можно читать - почаще…

Поэтому - взяли книгу в руки, открыли оглавление, нашли нужную главу. Открыли именно ее, остальное не читать.

Потратили 2 минуты, сэкономили до десятка часов.

Пропускайте не нужные вам страницы.

Скользите по страницам свободным взглядом - этого достаточно, сориентироваться сможете: эта не нужна, эта тоже про другое… Не теряйте время, ищите только нужное вам.

Проскальзывайте мимо лишних для вас абзацев.

Анализировать в книге каждый абзац это все равно, как заходить в каждый встреченный по дороге магазин: они манят, но вы идете своим путем.

Но на нужные вам абзацы, в которых действительно содержится то, ради чего вы взяли в руки книгу - не жалейте времени. 10 минут на абзац - совсем не много, если в результате вдумчивого чтения вы действительно станете богаче.

Концентрируйтесь на том, что вам действительно необходимо.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал