Строительный журнал

Лия - прародительница двенадцати колен Израилевых

29-я глава книги Бытия рассказывает о двух дочерях Лавана Арамеянина: «Лаван имел двух дочерей; старшая звалась Лия, а младшая Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем». Сестры сильно отличались не только внешне, но и характерами. Лия была скромной, доброй и кроткой; Рахиль - жизнерадостной, самоуверенной и дерзкой. С детства осознавая внешнее превосходство младшей сестры, Лия не завидовала ей и горячо любила всех своих родных.

К моменту появления Иакова Лия уже давно была на выданье, но женихов она не привлекала. Иаков, прибывший к Лавану с целью найти себе жену, с первого взгляда влюбился в его младшую дочь Рахиль. Однако по существующую закону младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Безусловно, Лаван мог бы увеличить приданое за Лией и найти ей какого-нибудь мужа. Богатые невесты всегда ценились не меньше, чем красавицы.

Но Лаван поступил иначе: он не хотел какого-нибудь мужа для Лии. Любящему сердцу отца обе дочери казались красавицами. Его хитрый поступок говорит о том, что Лаван одинаково любил своих дочерей. Отец хотел, чтобы у старшей дочери тоже был достойный, надежный муж, отец ее будущих детей и его собственных внуков.

Согласно библейскому предписанию, деторождение, а не любовь между мужчиной и женщиной, - основная цель брака. Библия видит в детях благословение Божие (Быт 22:17; 32:13). Вот чем объясняется обман, который совершил Лаван, подменив в брачную ночь обещанную Иакову Рахиль.

Иаков пришел к тестю и воскликнул: «Что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену». Фактически Лаван почти одновременно, с разницей в неделю выдал замуж обеих своих дочерей.

Почему Лаван поставил Иакову условие: после женитьбы на Рахиль отработать за нее еще семь лет? Просто он не хотел расставаться с любимыми дочерьми, мечтая увидеть и понянчить внуков. Можно ли при этом считать Иакова пострадавшим? Все-таки он получил одновременно двух жен и двойное приданое за них! Кроме того, как рассказывает Библия, Иаков покинул тестя очень богатым человеком.

История двух жен Иакова - любимой Рахиль и нелюбимой Лии - была наполнена множеством драматических событий. Кроткая, романтичная Лия искренне полюбила своего мужа и мечтала заслужить любовь Иакова. Когда она родила первенца, сына Рувима, в ее сердце появилась большая надежда. Она сказала: «Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой».

После рождения сына Симеона жаждущая любви Иакова Лия с отчаянием и надеждой произнесла: «Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего». В третий раз став матерью, родив сына Левия, наивная душа Лия восторжествовала: «Теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов». В ветхозаветные времена женщина-мать, родившая сыновей, пользовалась особым почитанием в обществе и уважением мужа.

Однако ее женская любящая душа жила напрасными надеждами: сыновья, рожденные Лией, для Иакова оказались менее важны, чем Рахиль. Лия смирилась с долей нелюбимой жены. «…Смирение предшествует славе», - сказал премудрый Соломон (Притчи 18:21).

В угасающей смиренной женской душе, не познавшей любви мужчины, стала рождаться новая душа - душа матери. Она росла и наполнялась духовной красотой. В смиренной Лии проснулась гордость. Всю свою невостребованную Иаковом любовь мать полностью, без остатка отдала детям. Как повествует Библия, она продолжила борьбу за свое счастье, за право быть матерью многочисленного потомства. Полная самоотдача материнству сделали Лию одной из четырех прародительниц еврейского народа.

После рождения четвертого сына Иуды гордая мать произнесла: «Теперь-то я восхвалю Господа!» В рождении и воспитании детей Лия обрела неиссякаемый источник силы, вдохновение и свое предназначение в жизни.

Особенно к матери был привязан ее первенец Рувим. Ему было только пять лет, когда он принес Лии мандрагоры. Рувим их не случайно нашел. Ребенок сильно переживал за мать из-за ее приниженного положения нелюбимой жены. Однажды Рувим подслушал разговор взрослых и узнал о редком для Месопотамии растении: мандрагоровых яблоках. По народному поверью это растение обладало чудесным свойством: приготовленный из него напиток возбуждал любовь и увеличивал способность к деторождению. Во время сбора урожая пшеницы, когда все взрослые были заняты, Рувим незаметно сбежал и направился на поиски мандрагоры. Ему хотелось сделать свою мать счастливой. И он нашел мандрагоры и принес их своей матери! В конечном счете эти чудодейственные плоды оказались у Рахиль.

Лия отдала их сестре в обмен на свидание с мужем. Но не ради еще одной попытки завоевать сердце Иакова, иначе она ни за что бы не отдала мандрагоровые яблоки своей сестре. Она сделала это только ради одного: чтобы иметь еще детей.

Через девять месяцев Лия родила пятого сына - Иссахара, через год шестого - Завулона. Тогда она сказала: «Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов». Лия очень нуждалась в статусе главной жены. Ей было необходимо, чтобы Иаков жил в ее шатре вместе с сыновьями, чтобы своим вниманием он укреплял ее авторитет как матери в глазах подрастающих детей. Кроме того мальчики нуждались в более близком общении с отцом. С ним они должны были делиться своими детскими мечтами, от него должны были получать наставления и поучения. Это смогло бы в будущем уберечь сыновей Иакова от неправильных поступков. Однако ложе Иакова по-прежнему оставалось в шатре Рахиль. Его любовь к женщине была сильнее, чем любовь к детям.

После рождения у Лии дочери Дины наконец-то забеременела и родила долгожданного сына Иосифа и Рахиль. И сказала она: «снял Бог позор мой».

В скором времени Иаков решил уйти от Лавана и вернуться в родные земли. Он ушел тайно, никого не известив об этом. Лаван, который мечтал, чтобы дочери и внуки всегда оставались с ним, бросился в погоню. Отец был потрясен и не мог поверить, что дочери могли покинуть его, не попрощавшись. Догнав Иакова, он сказал ему с болью: «Для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих как пленниц?», «ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт 31:26, 28). Тем не менее, Лаван благословил и отпустил своих любимых детей, взяв с Иакова клятву: «Если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то… смотри, Бог свидетель между мною и между тобою» (Быт 31:26).

По дороге в Ханаан у беременной во второй раз Рахиль начались схватки, но что-то пошло не так… Роды были очень тяжелыми. Любимая жена Иакова умерла сразу после рождения второго сына. Рахиль безумно хотелось жить. Перед смертью она отчаянно кричала и плакала. «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31:15). Умирая, Рахиль успела дать новорожденному младенцу имя: Бенони - «сын моей печали». Иаков изменил это имя на Вениамин.

После смерти Рахиль Лия стала нежной матерью для младенца Вениамина и маленького Иосифа. Своей преданной любовью и неустанной заботой она объединила всех детей Иакова, стала для них не только мудрой матерью, но и наставником и близким другом. Именно с ней сыновья Иакова делили все свои радости и печали, тревоги, надежды и мечты.

К сожалению, сам Иаков перенес свою любовь к Рахиль на Иосифа. Его он выделял среди сыновей особым вниманием и дорогими подарками. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт 37:3). Конечно, остальным сыновьям Иакова это было обидно: ведь они тоже нуждались в отцовской любви. Собственно, некрасивый поступок, который совершили братья с Иосифом, продав его мадиамским торговцам, спровоцировал сам Иаков.

Рувим, первенец Лии, всегда стоял на страже интересов своей матери. По еврейскому преданию, сохраненному Раши, после смерти Рахиль Иаков перенес свое ложе в шатер ее служанки Валлы. Рувим не мог вынести очередного унижения своей матери. Он взял и сам перенес ложе отца в шатер Лии. Несмотря ни на что отец очень ценил своего старшего сына. В своем благословении сыновьям Иаков говорит: «Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» (Быт 49:3). Не забудем, что именно Рувим спас жизнь Иосифу Прекрасному, когда братья собирались его убить.

Мать Лия до конца своей жизни любила одинаково всех детей Иакова и жила их интересами. Несмотря на слабое зрение своим любящим материнским сердцем она сумела помочь каждому из сыновей Иакова найти свой жизненный путь. Перед смертью патриарх завещал своим сыновьям похоронить его рядом с Лией в пещере Махпела: «там похоронили Авраама и Сарру, жену его, там похоронили Исаака и Ревекку, жену его, и там похоронил я Лию» (Быт 49:31).

Лия родила шесть сыновей и одну дочь. Вместе с усыновленными она вырастила и воспитала двенадцать сыновей Иакова, ставших родоначальниками двенадцати колен Израилевых: Рувима, Симеона, Левита, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина.

От Лииного сына Иуды произошло колено Иудино, из которого вышел царский род Иессея и Давида, правившего в Израиле. К этому же роду принадлежал и Иисус Христос (Лк 3:23, 31–33). От другого Лииного сына Левия пошел род священников Израилевых. Не внешняя красота Рахиль и страстная любовь к ней мужа, а внутренний свет, величие души, несокрушимая вера и преданная материнская любовь Лии сделали Иакова патриархом еврейского народа.

Знаменитая скульптурная композиция Микеланджело, установленная в Риме на гробнице папы Юлия II в 1545 году, состоит из трех фигур: в центре пророк Моисей, а по бокам - прародительницы еврейского народа: справа Лия, слева Рахиль. Задумчивая и благородная Лия держит в левой руке зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой - гирлянду цветов - символ человеческих добродетелей. Фигура Лии символизирует «жизнь деятельную», в то время как фигура Рахиль символизирует «жизнь созерцательную». Именно так изобразил двух сестер Данте Алигьери в «Божественной Комедии». В ней величественной Лии посвящены такие строки:

Чтоб всякий ведал, как я названа,
Я - Лия, и, прекрасными руками
Плетя венок, я здесь брожу одна.

Для зеркала я уберусь цветами;
Сестра моя Рахиль с его стекла
Не сводит глаз и недвижима днями.

Ей красота ее очей мила,
Как мне - сплетенный мной убор цветочный;
Ей любо созерцанье, мне - дела.

В Православии Лия - ветхозаветная святая, оберегающая молодых людей от неверного выбора супруга или супруги, а также защищающая от осложнений во время родов.

Винс Л.И.

«Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10:11).

Это — одна из бесед для сестер, которые когда-то проводила ныне ушедшая в вечность Лидия Михайловна Винс. Эти беседы пользовались в свое время большой популярностью, и распространялись в братстве на «синьке» (гектографе) под названием «Ветхозаветные женщины» и «Новозаветные женщины».

1. Иаков выполняет волю родителей в выборе жены.

Получив благословение своего отца Исаака, Иаков пошел взять себе жену в дом Лавана, брата Ревекки (Быт.28:1-5).

2. Первая встреча Иакова с Рахилью (Быт.29:1-20).

Иаков полюбил Рахиль - она была красива станом и лицом. И стал служить Иаков Лавану за Рахиль 7 лет; «и они показались ему за несколько дней, потому что любил ее»

3. Лия.

Старшая дочь Лавана была некрасива и слаба глазами. Иаков получил Лию в жену обманным путем. Но Господь призрел нелюбимую Лию и благословил ее детьми. Почему Господь призрел Лию? Каков был ее характер? - Смирение, упование на Господа, желание быть любимой, прилепить к себе мужа, угождать ему.

4. Исполнение обетования Божия о потомстве, данное еще Аврааму. (Быт.30:22-23).

«И услышал ее Бог».

Рахиль молилась и взывала к Богу, и Он услышал ее. И родила Рахиль по обетованию Иосифа (прообраз Христа), который впоследствии был продан братьями своими, сыновьями Лии, из зависти.

5. Последствия грехопадения Евы в Рахили.

Недоверие обетованию и нетерпение. Боролась с Лией за детей, дала Иакову служанку, чтобы, по обычаю, дети считались ее (Быт.30:4-8).

Похитила идолов и хитростью скрыла их от отца, результатом чего была ссора Иакова с ее отцом Лаваном.

6. Последствия грехопадения Евы в Лии.

Как были воспитаны дети Лии? Сыновья - завистливые, нечестные, жестокие; дочь Дина - нескромная, любопытная; пошла смотреть на дочерей земли, что и закончилось для нее весьма печально. (Быт. 34гл.)

7. Смерть Рахили.

«Рахиль плачет о детях своих». (Иерем.31:15). «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то-есть, Вифлеем» (Быт.35:19).

Выводы

«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакава, не уничтожились» (Мал.3:6).

РЕВЕККА

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов» (Притчи, 31:10).

Ста лет был Авраам, когда родился Исаак и сорок лет исполнилось Исааку, когда Авраам дал повеление старшему в доме своем, управляющему Елиезеру, пойти и взять жену сыну своему Исааку из рода своего (Быт. 25:20).

Кроткий Исаак, который был послушен отцу в детстве своем, полагался во всем на отца и тогда, когда возрос. Самый серьезный шаг в жизни - выбор жены - он тоже доверил отцу.

Не есть ли это поворотный момент в жизни каждого - взять себе помощницу, вторую половину своей личности? Мы знаем и по Слову и по жизни, насколько серьезно дело избрания себе мужа или жены. Что может быть прекраснее решения юноши Соломона, который, имея возможность просить у Бога себе богатства, долгой жизни, славы, просил себе только мудрости управлять своим народом? Насколько благородно и чисто было сердце его и светел разум! И вот, впоследствии было написано о нем: «Жены его склонили сердце его к иным богам и сердце его не было вполне предано Господу». (3 Царств, 11:4).

Вспомните Ахава, которого жена его Иезавель наставляла на нечестивые поступки! «Худые сообщества развращают добрые нравы». (1 Кор. 15:33).

Ваша жена или ваш муж - это самый близкий человек, который, вольно или невольно, влияет на вашу жизнь и характер. Это тем более важно, что плохое более легко и незаметно прививается, чем доброе.

Вокруг были разные народы, но Исаак не взял себе жены чужеземной. Он ждал, чтобы отец сам решил этот вопрос.

Дорогой друг, кому ты поручил решение этого вопроса? Или сам избираешь, как Исав или Ахав, взявшие чужеземных жен? Доверься небесному Отцу - очи Его обозревают всю землю и проникают в тайники сердца. Он не ошибется в выборе тебе друга жизни. Авраам верил Богу, что пошлет Ангела Своего для выбора жены Исааку.

1. Послана навстречу.

«И сказал (Елиезер): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне» (Быт. 24:12). Он обратился к Господу и Господь не отказал ему: «Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка… и кувшин ее не плече ее» (Быт. 24:15). Неоднократно в Слове Божием говорится о том, что Господь посылал нужного человека навстречу. Гонимый Илия получил указание пойти в Сарепту Сидонскую к вдове, которая будет кормить его. Не была названа улица, не было примет вдовы, но когда Илия подошел к воротам города, вдова оказалась там, собирая дрова.

Если ты, готовясь создать семью, этот серьезный шаг жизни поручаешь Господу - не заботься, Он пошлет навстречу тебе того, кого Он тебе предопределил.

2. Черты характера, которые Елиезер хотел видеть у будущей жены Исаака.

Приветливая и услужливая.

«Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт.24:14-14).

Елиезер, прося Господа, поставил условие, чтобы она была, во-первых, приветлива. «Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его» (Быт.24:18). Приветливость - как цветок в прекрасном цвету своем. Приветливость как луч солнца, согревает людей. Нахмуренное лицо отталкивает от себя. Когда ты, уставший после труда, вернешься домой, приветливое лицо твоей подруги жизни ободрит дух твой. Отрадно в том доме, где приветливая семья.

Во-вторых, будущая жена Исаака должна была быть услужливой. «И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в пойло, и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» (Быт.24:19-20). Какая готовность у Ревекки услужить случайному путнику! Кто стал бы обращать внимание на запыленных, усталых путников? Ревекка сделала это безо всякого расчета. Такова она была всегда, таковой она оказалась и при встрече с Елиезером.

Услужливость сегодня встречается все реже, все чаще сетуют на ее отсутствие. Но вернемся к Слову: «и еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть все для ночлега» (Быт.24:25). Если Елиезеру еще было неясно, эта ли избранница для Исаака, то после такого радушия все сомнения исчезли: это было указание Господа! «И преклонился человек тот и поклонился Господу» (Быт.24:26).

Если, избрав подругу жизни, ты просишь у Господа благословения и молчание Его принимаешь за согласие, вспомни, ставил ли ты условия Господу, каковой должна быть она? Условия на основании Слова Божьего о качествах, которые должны быть у избранного тобой друга жизни. Убедись в этом, как убедился Елиезер, который только после этого преклонился пред Господом и сделал дальнейшие шаги по соединению жизней Исаака и Ревекки. Ты молод, ты хочешь иметь семью, где был бы жертвенник Господень. Обратись к Нему и через Слово Божие жди ответа. Желание иметь одно сердце, одни мысли, одни чувства может исполниться при следующих условиях:

а) избранница должна быть «из рода своего», то-есть, христианкой. «Что общего у света с тьмою?» Взаимопонимание возможно при общей вере, общем духе и общей цели.

б) целью и смыслом христианской семьи должны быть слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6:33).

Добрая.

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и обрел благодать у Господа» (Притчи,18:22). Доброта проистекает из сердца, наполненного любовью Иисуса. Доброта! Как трудно найти ее в мире! Она согревает и расплавляет в своих лучах всякое горе и залечивает раны жизни.

Разумная.

«Разумная жена от Господа» (Притчи,19:14). Разум - это мудрость. «Начало мудрости - страх Господень» (Притчи,1:7), а «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен и зло не постигнет его» (Притчи, 19:23). Разумная жена удержит от падения членов своей семьи и научит их доброй христианской жизни.

Добродетельная.

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов» (Притчи, 31:10). Это деятельная жена во благо семье и окружающим.

«Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды… Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся… Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности… Весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее… Встают дети, и ублажают ее - муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их» (Притчи, 31:20-29). Воистину, цена ее - выше жемчугов.

Боящаяся Господа.

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи,31:31).

Причина разложения и растления мира в том, что есть люди, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся. В семьях, где отсутствует страх Божий, гнездится грех, нечестие, слезы и горе. Страх Божий удерживает от недостойных поступков. Страх Божий основан на уважении, ни преклонении и любви к Тому, Кем веки и вселенная сотворены: Кто не пощадил Сына Своего Единородного, чтобы нас, грешных, приблизить к Себе. Жена, боящаяся Бога, устроит дом, на котором будет благословение Божие.

Отвечает ли таким требованиям Слова Божия намеченный друг твоей жизни? А если твоя семья уже сложилась, проверь, какова она? Если не такова, как рассмотрели мы здесь, то молись и сделай все возможное, чтобы жертвенник Богу находился в центре твоей семьи. Чтобы иметь достойную помощницу, надо самому быть достойным. Принесите вместе очаг свой Господу. Очиститесь и освятитесь, соделайте целью своей - искать прежде Царства Божия и правды Его.

Решительная.

«И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (Быт.24:56). Она не медлила. В ней была готовность идти, не жалея о родном доме и не зная, что ждет ее в доме жениха. Путь был труден, нужно было, как когда-то Сарре, пройти через реки и пустыни. Но Ревекка дала согласие, не задумываясь.

Когда ты, дорогая сестра, даешь слово быть спутницей жизни другу, избранному для тебя Господом, какие соображения руководят тобою? Согласна ли ты пройти через жгучие пески испытаний, при палящем солнце путником и странником в этой жизни? А возможно, ты желаешь, по обычаю всей земли, поудобнее устроиться в этом мире, остановиться, как жена Лота в Содоме, крепко держать в нем своего мужа и детей? Ревекка готова была ко всяким трудностям и ясно представляла их себе. Решительная Ревекка!

Скромная и почтительная.

«Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась». (Быт. 24:64-65).

В наше время в мире стало принято женщинам обнажать себя взору каждого. Нескромность одеяний стала отвратительной доже для мирских людей, в которых еще теплится совесть. Ревекка не выставила напоказ лица своего, хотя знала о своей красоте. Что побудило Ревекку закрыть покрывалом себя, когда она была так прекрасна? Скромность.

Сколько усилий нужно предпринять, чтобы скромность вернулась миру!

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3).

Сегодня преобладает стремление внешностью выделиться среди людей. Но это ничего доброго не дает для жизни. Кроткий и молчаливый дух! Вот сокровище в женщине! «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее» (Притчи, 31:10, 26).

Вот в чем нуждается современный мир. Не уподобляемся ли мы миру в своей одежде, разговорах, обычаях? Есть ли в тебе, сестра, дух кротости в семье твоей? Кротости в обращении со старшими по возрасту, с родителями, с мужем, с детьми, с другими людьми? Поистине, многие могут только воздыхать о таком украшении для наших женщин. Не напрасно Слово Божие называет эту красоту нетленной. Приобресть ее дороже приобретения жемчугов. Но Господь дает ее даром! «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). Если твое сердце занято Христом, ты будешь кроткой и смиренной.

Кто хозяин твоего сердца?

Ревекка сошла с верблюда, увидев идущего навстречу им Исаака. Этим она проявила почтительность, так как, находясь на верблюде, она должна была смотреть на него сверху вниз. Когда мы проявляем почтительность к человеку, мы встаем при встрече с ним. Так поступила Ревекка. Как прекрасен этот поступок! А как ты, сестра, встречаешь отца, мужа, мать? Есть ли у тебя радостное приветствие для них? Или ты безразлична и холодна, когда твой муж приходит с труда? Научись у Ревекки с радостью и почтительностью встречать тружеников семьи.

Способная заменить мать.

«И ввел Исаак в шатер Сарры, матери своей; и утешился Исаак в печали по матери своей» (Быт.24:67).

Два года прошло со дня смерти матери Исаака - Сарры. Какой же она была для него прекрасной матерью, если он не мог утешиться и забыть ее в течение двух лет! Он был сыном ее старости - единственный сын, сын обетования, кроткий Исаак! Вся материнская нежность, любовь и забота окружали его до самой ее смерти. Сердца их были соединены воедино любовью. Заметьте, что шатер Сарры не был убран после ее смерти в течение двух лет, пока Ревекка не вошла в него! Здесь, в шатре сохранялось присутствие Сарры, ее наставления, ее любовь. Ревекка не потребовала себе нового шатра - она смиренно вошла в шатер любимой матери Исаака и заменила ее ему. Мать замечает, когда дитя устало, когда скорбит, когда страдает душой. Мать нежно предупреждает своей лаской все огорчения, утешает и поддерживает ослабевающее сердце и руки. Такой же для Исаака стала и Ревекка.

Так ли ты входишь в жизнь друга твоей души? Или ты входишь как разрушительная, строптивая Иезавель? Став женою, заменяешь ли ты своему мужу нежную мать, сохраняешь ли материнский шатер заботы и защиты или жестоко и грубо разрушаешь его?

3. Обетование Божие Ревекке.

«Больший будет служить меньшему» (Быт.25:23).

Для Ревекки настал трудный момент в жизни - беременности, наступившей после долгих лет бесплодия, грозила опасность: «сыновья в утробе ее стали биться». Обратите внимание, к кому обратилась Ревекка за помощью. Она не пошла к соседкам или к друзьям, но «пошла вопросить Господа.» Ревекка получила обетование об Иакове, и, поистине, он был кротким сыном. Иакав - младший, но ему принадлежало благословение первородства.

4. Последствия грехопадения Евы в жизни Ревекки (Быт. 27:8-29).

Нетерпение Ревекки в ожидании исполнения обетования. Взаимопонимание и любовь Исаака и Ревекки прошли через всю жизнь. в течение 40 лет Ревекка утешалась Иаковом, Но вот настал ответственный момент - благословение детей. Уже назначен день благословения, уже приближались шаги Исава, чтобы получить первородство, а Господь не проявляет Себя. Это был жгучий момент испытания веры Ревекки и она не выдержала его и проявила недоверие Госпаду. Для нас осталось тайной, каким путем Господь выполнил бы Свое обетование, но Слово Его никогда не остается бессильным, О, Ревекка, почему ты не пошла спросить Господа, как пошла в день рождения детей? НО Ревекка проявила нетерпение и решила, отстранив Господа, взять своими усилиям благословение Иакову.

Результат своеволия и обмана.

Благословение получено, но результат плачевный - любимому сыну надо бежать, спасаться в Харране, оставив родной дом, любящих отца и мать, шатры покоя и мира. Рабский труд (Быт. 31:6-7,40-42).

Двадцать лет рабского труда пастухом чужих стад. Днем томила Иакава жара, ночью - стужа. Сон убегал от его глаз, чтобы звери пустыни не расхитили стад. Страх перед обманутым братом Исавом (Быт.31:3).

Этот страх преследовал Иакова 20 лет. Наконец, он, как блудный сын, встал и пошел к отцу своему. Таким, как есть, в своем рубище прожитого, пошел навстречу брату. Борьба с Богом за благословение (Быт.32:24-29).

Иаков думал вернуться к отцу своему, надеясь спрятать свой грех внутри себя и пользоваться благословением, полученным обманным путем. И только тогда, когда Господь встал на пути его и преградил дальнейшее продвижение, он понял, что его благословение не имело силы. Узаконить это благословение Иакову пришлось тяжкой борьбой. Даже бедро его было поражено. Господь только тогда благословил Иакова, когда увидел его огромную жажду получить это благословение. Но чтобы Иаков всегда помнил урок Божий, он понес в себе самом наказание Его - жало в плоть. Опасный это путь - обманывать Бога и людей, не раскаиваясь в упорствовании своем. Обязательно придет возмездие.

5. Милость Божия.

Господь не оставил Иакова. Он видел его, одинокого беглеца в пустыне, когда он положил себе под голову камень, видел его, когда он пас стада в жару и в холод, когда проводил бессонные ночи. Видел идущего к нему навстречу с жаждой мести брата Исава - и смирил сердце последнего (Быт. 33:4).

О, как велика бесконечная милость Божия! «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали оба».

Выводы

Результатом всего одного самовольного решения благоразумной, добродетельной, боящейся Бога Ревекки стала несчастная жизнь любимого сына (Быт. 47:7-9).

С день расставания Ревекка думала вскоре увидеть сына, но не увидела его более до самой своей смерти.

Диавол, когда предлагал Еве вкусить от запрещенного плода, сказал ей: «Будете как боги». Но вместо этого она получила изгнание из рая, скитание и скорбь. Ревекка хотела земных благ любимому сыну любой ценой и получила то, что он сказал в конце дней своих: «Несчастные дни странствования моего». Бог поругаем не бывает!

Проверьте, нет ли в вашей жизни этого момента, как говорит апостол Павел Галатам: «Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал. 3:3).

Отдавши себя в распоряжение Господу, пройдя жизненный путь из Харрана в Ханаан, доверившись Господу в избрании Его Женихом души своей, вы в трудный момент жизни проявляете недоверие Ему и своими руками созидаете благополучие в этой земной жизни своим детям, считая, что все средства хороши - обман, приспособление к мирским обычаям - лишь бы дети имели успех в этой жизни. Не то же ли хотела Ревекка? Не те же ли причины слез и сетований, когда дети ваши вырастают в нечестии и неверии? В какую пустыню духовную вы бросаете их! Просмотрите пути свои. Принесите Господу своих любимых. Его путь - путь благословений, пути диавола - пути, ведущие в ад. На какой путь направишь ты детей своих? И, когда будут кончаться дни жизни их, не скажут ли они: «несчастны дни странствования моего!»

Ревекка - прообраз Церкви.

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Ревекка доверилась словам Елиезера и пошла к Исааку, никогда не видя его. Так и Церковь Христова под водительством Святого Духа доверчиво отдалась в руки Христа и уже 2000 лет следует за Ним. Жгучая пустыня мира, мрак греха, стоны мучеников, молитвы их, стойкость в страданиях и гонениях - это путь Церкви.

«Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

«Блаженны не видевшие и уверовавшие».

Винс Л.И. «Ветхозаветные женщины»

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Иаков и Рахиль

Иаков и Рахиль

Иаков, любимый сын Ревекки от Исаака, после того как обманом получил от отца благословение как старший брат, будучи на самом деле младшим, боясь мести брата, по совету матери бежал из дома к своему дяде, брату матери Лавану.

После долгого пути Иаков, наконец, пришел на место, где было много прекрасных пастбищ. Он остановился у колодца, отверстие которого закрывалось большим камнем. Когда стада под надзором нескольких пастухов собирались на водопой, то камень отваливали от колодца, а потом опять закрывали его.

Дочь Лавана Рахиль подходила к колодцу со стадом овец своего отца, которых она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, он отвалил камень от колодца и напоил овец своего дяди Лавана. Затем он поцеловал Рахиль и от радости заплакал, сказав, что он ее двоюродный брат. Когда Рахиль услышала это, она побежала домой и сообщила отцу. Услышав об Иакове, Лаван выбежал к нему навстречу, обнял его, поцеловал и ввел в свой дом.

Иаков полюбил прекрасную Рахиль с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет.

Прошло семь лет. Иаков питал к Рахили глубокие чувства, и годы ожидания для него пролетели как «несколько дней». Пришло время выдавать замуж Рахиль, и вот, наконец, свадебный пир. Невеста рядом с женихом, он очень счастлив.

После свадебного пира отец невесты Лаван ввел в шатер к жениху не Рахиль, старшую свою дочь Лию. Утром обман прояснился, Иаков был в ярости, на что Лаван сказал ему, что в их народе не принято выдавать младшую дочь прежде старшей. Так Иаков был невольно женат на нелюбимой женщине Лии. «Если хочешь получить Рахиль, работай еще семь лет», - сказал Лаван.

14 лет работал Иаков, чтобы получить свою любимую в жены. Так и получилось, что Иаков был женат и на той, которая покорила его сердце - Рахили. Лия всегда была в стороне, так как Иаков проявлял открытые чувства к Рахили. Рахиль была «красива станом и красива лицом», и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию.

Видя, что Лия - нелюбимая жена, Господь сделал ее счастливой матерью, и она родила одного за другим нескольких сыновей.

Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Рахиль страдала, так как не могла иметь детей, но была любовь и уважение мужа. У Лии были дети, но она хотела любви. Каждая хотела иметь то, что было у другой. Две женщины любили Иакова, и обе хотели родить ему детей. Рахиль послала свою служанку к Иакову и, как было принято, рожденных детей считала своими. Сестры не прекращали соперничать друг с другом. Лия, чтобы не потерять своего преимущества, тоже отдала свою служанку Иакову. И та родила детей.

В те времена бесплодие было для женщины большим горем. Иаков был богобоязненным человеком и считал, что только Бог может услышать молитвы Рахили, чтобы она родила сыновей. Бог ответил на ее молитвы. Прошло шесть лет, и Рахиль, наконец, забеременела и родила Иосифа. Она с облегчением сказала: «Снял Бог позор мой». Она дала сыну имя Иосиф, сказав, что «Господь даст мне и другого сына». Она была счастлива, что, наконец, получила прощение. Это произошло, когда она смирилась со своим положением и из ее сердца ушла зависть. Тогда Господь, пожалев смиренное сердце, дал ей детей, может быть, в зрелом возрасте. У Лавана Исаак прожил около 20 лет: семь лет за одну, семь лет за другую и несколько лет еще.

После этого Иаков решил вернуться на родину. Он почувствовал, что пора ему быть самостоятельным и освобождаться от опеки своего тестя. Он говорил, что хочет уйти и завести свое хозяйство, вернуться в землю Ханаанскую.

Иаков шел на родину и боялся мести своего брата. Он посылал ему дары - все больше и больше - и горячо молился Богу, чтобы примирил их. И Бог молитву услышал. Исав встретил его, и эта встреча закончилась примирением.

Вторые роды у Рахили были тяжелые, рожая, она почувствовала, что умирает, и нарекла младенцу имя Бенони, что означает «сын моей скорби». Но Иаков назвал его Вениамином, что означает «сын правой руки».

На месте захоронения возлюбленной жены Иаков поставил памятник. Позднее близ этого места был основан город Вифлеем, в котором родился Иисус Христос.

Иосиф и Вениамин были очень дороги для Иакова. Они росли послушными и так же, как отец, чтили Бога.

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

Иаков Леви, прозванный Ионашем В школе, которую посещал Джованнино, было несколько еврейских ребят. На основании декрета Карла Фелличио евреи в городах должны были проживать в определенном районе, так называемом гетто. Их считали людьми второго сорта и относились к ним

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Отец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Из книги автора

Преподобномученик Иаков и два ученика его, иеродиакон Иаков и Дионисий монах Преподобномученик Иаков был родом из Касторийской епархии. Родителей будущего преподобного звали Мартин и Параскева. Как известно, кроме преподобного у них был еще один сын.Смолоду Иаков

Бедная Рахиль!
Если допустить, что истории, изложенные в Библии, произошли в действительности – когда-то, в незапамятные времена, насколько печальна судьба Рахили!
И в какой запутанный, трагичный узел сплелась судьба всех действующих лиц этой истории: Иакова, Рахили и ее сестры Лии, и все это произошло по воле хитрого и безжалостного отца двух сестер – Лавана, а также по воле Господа Б-га - справедливого, но не менее жестокого в своей справедливости, чем Лаван в своей хитрости.
Такое обычное начало истории: путник, пришедший из чужих краев, подошел к колодцу, где собирались пастухи, поившие здесь свои стада, и увидел красивую пастушку – Рахиль.

Усталый путник, завершивший свое путешествие – Иаков, сын Исаака и Ревекки.
Иаков, любимчик матери… Что принесло ему право первородства и благословение отца, добытое материнской хитростью, кроме изгнанничества?
Поспешное бегство в Месопотамию от ярости обманутого брата, едва прикрытое необходимостью жениться в чужих краях, поскольку плохи – непочтительны и склочны - местные девицы.
Долгий путь из Ханаана в Месопотамию; и вот, наконец - место, где живет его дядя по матери Лаван, у которого может изгнанник найти приют и защиту, и жену по вкусу родителей – одну из дочерей Лавана. Явно такая жена придется по вкусу родителям, ведь она будет точь-в-точь, как мама Ревекка в молодости.
И как хорошо, что прекрасная девушка, встреченная им у колодца, оказалась одной из дочерей Лавана!

Наконец изгнанник обретет покой: он – среди родных; и, возможно, женится на дочери Лавана, если отец ее согласится отдать ее за него… И здесь мы впервые узнаем, что у Лавана было две дочери: старшая, Лия, была не очень красива, и, кроме того, «слаба глазами»; младшая, Рахиль, была «красива лицом» и «стройна станом».
И Лаван согласился отдать Иакову в жены свою дочь Рахиль; но, поскольку у Иакова, пришедшего в его дом изгнанником, не было никакой собственности, а в тех краях и в то время было принято платить выкуп за невесту, жених и отец невесты договорились, что Иаков будет работать на Лавана семь лет, чтобы получить в жены его младшую дочь Рахиль.
«И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.» Это строки из Библии – так поэтично, так проникновенно о любви…

Люди, которым не довелось в своей жизни познать любовь, считают ее досужей выдумкой глупцов, которых можно и следует обманывать, используя эту их «любовь». Таков был и Лаван, отец Рахили. По прошествии семи оговоренных в договоре лет, Лаван недрогнувшей рукой ввел вечером в свадебный шатер Иакова не Рахель, а Лию, свою старшую дочь. В шатре было темно, невеста, согласно обычаю, была под покрывалом, и голосом она себя тоже не выдала.

Музей Израиля. Наряд невесты

Жаль, конечно, и Лию, которая по согласию с отцом пошла на этот обман – наверное, перспектив на другое замужество у нее не было. Но что чувствовала Рахиль в эту ночь, когда вместо нее за ее любимого Иакова отдавали замуж ее сестру?...

Обманутый Иаков при свете утра увидел рядом с собой не Рахиль, а Лию. В ужасе он спрашивает Лавана: «Что ты сделал со мной?! Я ведь просил у тебя в жены Рахиль, и за нее работал у тебя семь лет!»
Вот в этом и вся причина Лаванова обмана: семь лет на него работал работник, которому не нужно платить; и работал он, как говорят «не за страх, а за совесть», стремясь угодить будущему тестю - чтобы не передумал, не отдал Рахиль замуж за другого…
И вдруг лишиться такого работника?!
Лаван уже все продумал: «В наших местах не отдают замуж младшую дочь прежде старшей! А что ты работал семь лет, то я ведь не отдаю своих дочерей бесплатно: мои дочери – это мое достояние, каждая стоит семь лет работы!»
Действительно, был такой обычай, и даже не в столь глубокой древности, что не могла младшая дочь выйти замуж раньше старшей; но ведь не сказал Лаван этого Иакову, когда тот просил у него в жены младшую дочь!
И сказал Лаван Иакову: «Ну и что здесь плохого?! У тебя будет две жены, потому что я отдам за тебя замуж и младшую дочь… только отработай за нее еще семь лет! А я уж сделаю тебе одолжение – отдам Рахиль авансом; подожди только неделю, поживи с Лией – все-таки муж ты ей теперь. А через неделю и вторую свадьбу сыграем! А отрабатывать ты будешь после свадьбы – семь лет работы за Рахиль, как и договаривались.»
Так и началась совместная жизнь – втроем: две женщины и один мужчина. Две сестры, две соперницы… Одна – любимая, но и вторая – жена, со всеми полагающимися ей правами: на одежду, на украшения … и на совместную постель. Одна получает все, как дар; вторая – по обязанности.
И здесь, согласно Библии, в ситуацию вмешался Господь Б-г… Скучно ему стало на небесах; решил подшутить над тремя не слишком счастливыми людьми, прикованными друг к другу. Б-г любит шутки и нестандартные решения…

Итак, «Господь узрел, что Лия была нелюбима и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна».
У некрасивой и нелюбимой Лии один за другим рождаются сыновья: Рувим, Симеон, Левий, Иуда.
А Рахиль – бесплодна.
Ночи, проведенные с ней – это ночи любви, но это – пустые, бесполезные ночи, они не приносят плодов.
После этих ночей не родятся дети, которые продолжат дело отца; не будет преемников, которые из отчего дома выйдут осваивать новые земли; не появятся дочери, которые будут покоить и нежить престарелого отца в своем доме.
Бесплодная женщина – проклята, презираема всеми; муж имеет право развестись с ней и вернуть ее в дом родителей, как бракованный товар.
Бедная Рахиль!

Ее слезы в истории стали понятием нарицательным:

А рядом – сестра Лия со своими сыновьями, сыновьями Иакова, любимого мужа Рахели, так похожими на Иакова… Лия может их ласкать, играть с ними… и Иаков радуется, глядя на детей, и знает, что Лия – мать его детей, Лия – продолжательница рода.
Рахиль плачет и просит: «Иаков, дай, дай мне детей, или я умру!»
И Иаков разгневался на Рахиль, и сказал: «Разве я – Б-г, который не дал тебе плода чрева? Проси у Господа детей!»

Отчаявшаяся Рахиль прибегла к помощи – как сказали бы сейчас – суррогатной матери: она дала в наложницы Иакову свою невольницу Валлу. Когда Валла забеременела и пришло ей время рожать, Рахиль сразу же приняла новорожденного себе на колени – таков был, уже в те времена старинный, обряд усыновления ребенка женщиной. Теперь был уже у Рахили сын от Иакова – Дан, как она назвала его; но Валла родила еще раз от Иакова, и Рахиль приняла и этого ребенка на колени, как своего… И вот уже два сына есть у Рахили от любимого мужа!
А что же Лия? Лия, которая последнее время по какой-то причине перестала беременеть, боясь утратить свою роль главной, плодовитой женщины в семье, тоже прибегает к суррогатному материнству! Она немедленно тоже отправляет в постель Иакова свою рабыню Велфу, которая тоже рожает сына Иакова, которого Лия признает своим.

В общем-то, Иакову жилось неплохо...

А после этого начинается темная и не совсем красивая история с мандрагорой. Мандрагора – это растение семейства пасленовых, и, как и почти все пасленовые, она очень ядовита. Однако в древности и даже в Средние Века мандрагора считалась волшебным растением, применялась в различных колдовских обрядах; а главное – считалось, что настойка мандрагоры излечивает женщин от бесплодия.

Так случилось, что однажды старший сын Лии, Рувим, нашел мандрагоры и принес их своей матери. Увидела это Рахиль, и попросила у сестры мандрагор: «Зачем они тебе, Лия? А я – бесплодна и не могу родить сына мужу нашему и господину».
И Лия ответила: «Неужели тебе мало завладеть мужем МОИМ, что ты еще домогаешься и мандрагоров сына моего?»
В этих словах – ответ тем, кто утверждает, что сестры мирно делили одного мужа на двоих, и что Рахиль, якобы, сама помогала перед свадьбой облачать Лию в ее, Рахили, одежды – потому что, якобы, без участия Рахили нельзя было осуществить подмену невесты. Да Рахиль, скорее всего, просто заперли где-то во время брачного обряда, когда Лия, закутанная в покрывала, изображала Рахиль! И затем, когда Иаков все-таки женился на Рахили, Рахиль уже всегда была второй, младшей женой, а по мнению Лии – узурпаторшей, захватившей ее, Лии, законного мужа!
И сказала Лия насмешливо: «Купи у меня мандрагоры! Что ты можешь мне дать равноценного за волшебные мандрагоры, излечивающие от бесплодия?!»

И ответила ей Рахиль: «За мандрагоры сына твоего я отдам тебе мою ночь с мужем. Пусть он сегодня ляжет в твою постель, а не мою.»
Лия вышла навстречу пришедшему вечером с поля Иакову, и объявила: «Я купила тебя на сегодняшнюю ночь за мандрагоры сына моего!» И Иаков послушно отправился в постель Лии, не возмутившись тем, что стал предметом торга, сделки купли-продажи.
А что же остальные действующие лица этой истории?
Рахиль получила мандрагоры и, по-видимому, начала с их помощью лечиться от бесплодия.
Лия здесь выступает ловкой торговкой, провернувшей удачную сделку, практичной и находчивой женщиной.
А Господь Б-г?! Как он отреагировал на женскую уверенность в том, что муж может быть предметом торговли? Он погладил свою умную дочь Лию по головке и послал ей еще двух сыновей и одну дочь. Всего Лия родила Иакову шесть сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона и дочь Дину.
А Рахиль все это время мечтала о детях, но не могла забеременеть…

И вот, наконец, «… вспомнил Б-г о Рахили, и услышал ее Б-г, и отверз утробу ее. Она зачала и родила сына; и сказала: снял Б-г позор мой».
Бедная Рахиль!
Ее сестра, рожая своих многочисленных детей, которые так легко ей давались, стремилась добиться любви мужа – чужого жениха, полученного обманным путем и закрепить свое положение в семье.
Одинокая Рахиль в большой семье, где была другая женщина и множество ее детей, была чужой и посторонней; положение ее было неясно: да, жена, но где же ее дети? – скорее любовница, наложница, женщина для удовольствия хозяина, предмет всеобщего презрения и насмешек. Именно поэтому Рахиль, родив, наконец, долгожданного ребенка, говорит: «снял Б-г позор мой!»

Вскоре после того, как Рахиль родила долгожданного сына, Иаков собрался возвращаться на родину; он попросил расчет у Лавана – сколько ему причитается за многолетнюю работу во славу дома Лаванова?
Хитроумный Лаван, не желавший расставаться с хорошим работником, заявил, что ничего Иакову не положено: он только отработал выкуп за двух своих жен. Лаван предложил Иакову продолжать работать на него. За какую плату? Это надо подумать…
Иаков сам предложил вид оплаты: из тех Лавановых стад, что он пасет, он будет забирать скот, как сказали бы сейчас, «некондиционный» - с пятнами и крапинами.
После этого Иаков еще прослужил у Лавана шесть лет.

Иаков работает у Лавана

Все эти годы Лаванов скот в основном рожал потомство пестрое, в пятнах и крапинах. Так случилось, как пишут Библия и Танах, благодаря помощи Б-га Иакова, и его собственным, Иакова, ухищрениям – Иаков, как сказали бы сейчас, вел целенаправленную селекционную работу по выведению пестрого скота. Правда, метод, описанный в Писании, несколько странен на наш современный взгляд, но, тем не менее, за шесть лет Иаков приобрел огромные стада пестрых овец и коз, а Лавановы стада значительно уменьшились, поскольку «кондиционная» скотина в эти годы рождалась намного реже, чем «некондиционная».
По прошествии шести лет Иаков, теперь уже богатый человек, решил, что настало время возвращаться в родной Ханаан. Боясь, что Лаван воспротивится его уходу, он решил это сделать втайне, и обе жены – Лия и Рахиль – согласились с этим; оказалось, что и у них была обида на отца: «… продал нас и не выделил доли» и какое-то «серебро наше проел». Естественно, что женщинам, прожившим 20 лет с мужем, муж уже дороже отца, и благосостояние своей семьи важнее, чем благосостояние отца и братьев.
Вместе с женами, детьми, прочими чадами и домочадцами, вместе со стадами, приобретенными за шесть последних лет работы, Иаков в отсутствие Лавана отправился в путь. Тесть его вернулся домой только через три дня и, не найдя Иакова с семьей, бросился вдогонку.
Догнав их, Лаван упрекнул Иакова: «Что ж ты ушел тайно? Не позволил мне попрощаться с дочерьми, поцеловать внуков в последний раз… А вдобавок и обокрал!» Оказалось, что без ведома Иакова кто-то украл святыню и ценность – идолов Лаванова дома(Лаван-то, оказывается, хотя и верил в «Б-га отца нашего», в то же время держал дома и идолов, и поклонялся им!).
Иаков чистосердечно возмутился: «Какие идолы? Не брал я! Обыщи весь наш стан – не найдешь, я уверен. А если у кого найдешь – тот не будет жив!»»
И действительно, не нашли… Так и расстались, попрощавшись.
А идолов взяла Рахиль: то ли боялась остаться без их покровительства, то ли хотела, чтобы у любимого мужа было все, даже отцовские идолы; чтобы помогали эти идолы отныне не Лавану, а любимому мужу – Иакову. А ведь кто-то еще утверждает, что Лия больше любила мужа, а не Рахиль…
Потом еще много было событий, поскольку странствия Иакова не закончились: он встретил брата своего Исава, вместо которого он обманом получил отцовское благословение; Иаков, зная вину свою, низко кланялся Исаву, называя его господином своим, а себя – его рабом, и подарил ему дорогие подарки.

Встреча Иакова и Исава

Были скитания среди враждебных племен, убийства и предательство, и снова скитания. Все это касается Рахили лишь постольку, поскольку она, наконец, снова забеременела и, где-то в дороге, родила второго сына; рожала тяжело, и, дав жизнь ребенку, сама не выжила, умерла; двух ее сыновей – Иосифа и Вениамина – Иаков всегда любил больше всех своих детей.

Гробница Рахили

А Лия? Лия прожила еще много лет, но все же умерла раньше Иакова; была похоронена в семейной гробнице в пещере Махпела, рядом с другими праотцами и праматерями еврейского народа.
Такова эта древняя история любви-ненависти трех человек Иаков, Рахиль и Лия. Все три имени тысячелетиями популярны в еврейском народе, их именами называют новорожденных. Согласно каббале, вместе с именем новорожденный принимает судьбу человека, которого прежде так называли. Все родители хотят своим детям счастья. Так кто же был счастливее: Лия или Рахиль? И что такое вообще – счастье, и так уж необходима для него любовь?

Такова старинная легенда, как она изложена в Библии. Однако за много столетий накопилось немало толкований, мифов, легенд, дополняющих Библию… и как бы слегка исправляющих ее. В них неожиданно характеры сестер – Лии и Рахиль - и их роль изменились.
Лия вдруг стала превозноситься как «настоящая жена» «любившая мужа до самозабвения», ее качества - «терпение, смирение и безмерная любовь к мужу». «Лия была безропотной, она умела терпеть даже неправду, и спокойно выносила тяжелые обстоятельства. При всем этом она была довольной и благодарной», «От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность» и даже ее глаза, согласно некоторым легендам, стали «слабыми», из-за того, что она «выплакала»их еще в девичестве, когда, по одним легендам, «просила у Б-га праведного мужа», а по другим – «узнала, что ей, как старшей дочери Лавана, предназначено стать женой старшего сына Исаака, Исава, о дурном нраве которого она была наслышана»(в то время, как Исав об этом даже не слышал, взяв себе двух жен в родных местах, как сообщает Библия).
Образ Рахили тоже вдруг стали толковать по-другому. Ее качествами вдруг стали «гордыня, зависть, борьба с сестрой», «настырное упрямство». «Рахиль же была дерзкой не только в обращении с людьми, но и по отношению к Самому Богу. Когда что-либо шло не по ее воле, она ссорилась и пререкалась с Ним, если же исполнялось ее желание, то она хотела еще большего! Безобразно обращалась она со своей сестрой.»(Последняя цитата взята с одного из христианских сайтов, который учит женщин смирению и любви к Б-гу; интересно все-таки, как авторы, спустя несколько тысячелетий выяснили такие подробности отношений Рахили с Б-гом, которые, кроме них, никому не ведомы.)И в вину Рахили ставится даже ее беда:, то, что она родила первого сына лишь по прошествии семи лет после свадьбы.
Действительно – бедная, бедная Рахиль!

Четыре праматери еврейского народа:
Сарра, Ривка, Лея и Рахель
(Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль)

Однако еврейская традиция обеих сестер называет «праматерями» - прародительницами еврейского народа, и каждой воздает по заслугам. Лия стала родоначальницей восьми «колен израильских» из двенадцати; будучи старшей дочерью, Лия получила большие дары от Бога: ее потомкам принадлежит как священничество (ее потомок Аарон), так и царство (ее потомок Давид).
Не забыта и Рахиль(Рахель): ее первенец, Иосиф, во время голода спас все потомство Иакова от голодной смерти, и все сыновья Лии «поклонились ему в ноги». Рахиль, как утверждается, была заступницей перед Б-гом за еврейский народ во времена его бедствий, и молила Господа смилостивиться над людьми, угоняемыми в вавилонский плен. Когда изгнанники шли мимо ее могилы, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: «Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои – от слез… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твое… и возвратятся дети в пределы свои!»
Кроме того, по некоторым источникам, одно из священных 4-х растений праздника Суккот(Кущей), а именно - речная верба, вянущая первой, символизирует Рахиль, жизнь которой была недолгой.
И, наконец, в христианской традиции Рахиль стала символом умозрительной монашеской жизни, а Лия - деятельной мирской и продолжательницы рода.

Микеланджело. Рахиль(слева) и Лия(справа).

История о любви Иакова и Рахиль

Эта история о любви очень давняя. Она началась в 1781 году до н. э. Иаков, как послушный сын, отправился в далекий Харран, чтобы найти себе жену из родственников-евреев. Его отец Исаак повелел, чтобы он не брал в жены женщину из Ханаана. Почему? Хананеи поклонялись ложным богам и отличались крайней безнравственностью - гомосексуализмом, скотоложством и кровосмешением. В поклонении богам они приносили в жертву своих детей-первенцев. Наверное, каждому из нас было бы не по себе от такой невестки, привыкшей к таким обычаям своего народа.

Прибыв в Ханаан, после многих дней пути, Иаков встречает людей у колодца. Эти люди присматривают за овцами. Иаков спрашивает у них, живет ли здесь его родственник Лаван. Они указали на девушку, которая шла к колодцу с овцами. Ее звали Рахиль, она дочь Лавана. Когда Иаков увидел эту девушку, он был счастлив, что нашел ее! Подойдя к ней, он поцеловал Рахиль и громко заплакал от радости. Иаков влюбляется в Рахиль с первого взгляда. Она была красива лицом и у нее была красивая фигура. Рахили тоже понравился Иаков. Оба счастливые они идут к Лавану.

Лаван очень рад, что на пороге появился видный жених. У Лавана было две дочери Лия и Рахиль, которые были уже готовы выйти замуж. Иаков хочет взять в жены Рахиль. Однако Лаван, как коммерсант того времени, сказал, чтобы Иаков отработал за Рахиль 7 лет. Что ж делать... Иаков соглашается, ведь он очень любит Рахиль.

Ну вот и прошли долгих 7 лет. Счастливый Иаков готовится к свадьбе. Наконец-то он будет с Рахиль. Но в первую брачную ночь, он с ужасом осознал, что оказался с Лией. Лаван обманул Иакова, отдав ему в жены Лию. Возмущенный Иаков идет к Лавану. Он не любит Лию! Однако Лаван, нашел оправдание своему поступку, якобы у них не принято выдавать младшую дочь раньше старшей. Как вы думаете, какой выход предложил Иакову Лаван? Отработать за Рахиль еще 7 лет. Я возмущена, например. А вы? Иаков идет и на это. Его любовь к Рахиль очень сильна. Спустя эти 7 лет, Иаков и Рахиль наконец-то вместе! Лаван же обогатился за счет Иакова, потому что Бог любил Иакова и благословлял его в труде.

Все было бы хорошо у Иакова, если бы Лия и Рахиль жили дружно. Но такого не было. Между ними было постоянное соперничество за внимание Иакова. Лия осознавала, что не любима и поэтому старалась как могла. Она родила Иакову много сыновей. Как пишет Библия, Лию благословлял , понимая ее ситуацию. А вот у Рахили детей не было долго. Это ее сильно мучило. Можно себе представить, как Лия всем своим видом показывала свое преимущество над Рахиль. Через какое-то время у Рахили все таки появляются дети. Первого звали Иосиф, второго - Вениамин. Однако, когда Рахиль рожала Вениамина, она была в дороге. Роды были сложными и Рахиль в муках умерла. Эти два сына были самыми любимыми у Иакова. Всех же сыновей у Иакова было 12.

Братья ненавидели Иосифа, продали его в рабство в Египет. Отцу сказали, что его растерзал дикий зверь. Иаков от горя долго плакал, так что они уже пожалели о том что сделали. По их вине чуть не пропал и Вениамин. Этого бы точно не перенес Иаков. Братья были очень расстроены произошедшим с Вениамином и очень переживали за отца. Но все обошлось. Иосиф оказался живой, да к тому же еще стал самым важным человеком в Египте после фараона. С Вениамином тоже все в порядке. Своих братьев с женами и детьми, а также отца Иакова, он позвал жить в Египет, что спасло их от голода, который начался в земле Израиль.

На этом хочу закончить эту замечательную историю о любви. О ней вы можете прочитать в Библии - Бытие с 29 до 46 главы.

Подпишись на рассылку! Без любви нет счастья в жизни! Она бесценный дар, но каждый в праве обладать ею!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал