Строительный журнал

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Некоторые находки эпохи неолита заставляют предположить, что возможно вместе с усилением чувства греха в религию пришли и человеческие жертвоприношения. Останки детей и подростков порой находят в основаниях фундаментов домов, иногда состояние скелета, безусловно, свидетельствует о том, что в момент смерти тело было грубо разрублено на части (Ярымтепе, Месопотамия). Смешанность детских костей с овечьими может, конечно, быть результатом заупокойной жертвы, но не исключено, что сам ребенок был такой жертвой вместе с ягненком. Под основанием странной постройки, напоминающей бассейн, обнаруженной в Иерихоне (докерамический неолит), находились десятки детских погребений.

Но если находки, сделанные на Переднем Востоке, позволяют лишь предполагать принесение людей в жертву, то в Средней Европе в VI-V тысячелетиях, безусловно, имели место какие-то культы, требующие убийства людей. В Южной Германии в пещерах Большой и Малый Офнет найдены десятки обезглавленных трупов, головы которых аккуратно были сложены в специальные гнезда, посыпаны охрой и обращены лицом на запад. В этой находке можно было бы усмотреть своеобразный погребальный обряд, но тщательное исследование останков убедило ученых, что обезглавленные люди были специально умерщвлены ударом деревянного молота в левый висок. Позднее аналогичные находки были сделаны и в иных местах Центральной Европы. Большинство принесенных в жертву – молодые женщины и дети, хотя есть несколько и мужчин.

В чем смысл человеческих жертвоприношений? Человек всегда сознавал, что за дурной проступок он должен принести какой-то выкуп, жертву. Чем тяжелее грех, чем яснее его осознание, тем большая жертва потребна. Но что может быть большей жертвой для человека, чем он сам? Однако расставаться с жизнью не хотелось, да это было и запрещено в большинстве религий. И тогда кое-где решили приносить себя в жертву не непосредственно, а в лице ближайших к жертвователю людей – детей, жен. Ведь ребенок – это продолжение родителей, их плоть, семя отца, выросшее на крови матери. Ребенок – как бы сам родитель, но уже отделенный от него. Жертва детьми была очень распространена в Восточном Средиземноморье в III-I тысячелетиях до Р. Х., но могла существовать она и раньше, во времена неолита. Жена – также часть плоти мужа. Возможно, какие-то обряды типа усыновления делали и пленного чужестранца «ребенком» жертвователя и позволяли тому принести его в жертву за себя.

Впрочем, безнравственность такой подмены хорошо сознавалась большинством неолитических племен и потребность в подлинно собственных жертвах, в личном усилии к спасению вызвала религию, которую мы, по памятникам ей присущим, именуем религией «больших камней», мегалитической.

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

Из книги Вера и дела автора Уайт Елена

Человеческие заслуги Смертные люди могут горячо спорить, защищая идею человеческих заслуг. Всякий человек будет стремиться к превосходству, однако люди просто-напросто не сознают, что они искажают смысл истины, какова она есть в Иисусе. Они сбиты с толку. Им необходима

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

4. Его человеческие свойства. Бог сотворил людей с возможностями, которые лишь немногим уступали возможностям Ангелов (см. Пс. 8:6). И о воплотившемся Христе Писание говорит, что Он «не много был унижен пред Ангелами» (Евр. 2:9). Его человеческое естество было сотворено и не

Из книги Опиум для народа [Религия как глобальный бизнес-проект] автора Никонов Александр Петрович

Из книги История религии автора Зубов Андрей Борисович

КАННИБАЛИЗМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Историки прошлого зафиксировали еще более дикие формы межчеловеческих отношений у примитивных племен. Инка де ла Вега, которого нет оснований подозревать в склонности ко лжи, писал в «Истории инков» о чариванах, живших по

Из книги Спутники дамасской дороги автора Шаховской Иоанн

Суды человеческие (22:30). Опять лжецеркви судят Церковь Бога Живого.Представитель языческого государства, тысяченачальник «повелел собраться первосвященникам и всему синедриону, и, выведши Павла, поставил его пред ними» (22:30).«Вот Я посылаю вас, как агнцев посреди волков»

Из книги Но кому уподоблю род сей? автора Поляков Евгений

II УЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ Еще видел я под солнцем место суда, а там - беззаконие, место правды, а там - неправда.Книга Экклесиаста 3:16И превозмог крик их.Евангелие от Луки 23:23Имеет ли христианская традиция нечто, могущее быть противопоставленным тому, о чем мы успели рассказать

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Глава шестая Человеческие жертвоприношения у праведных библейских патриархов (Бытие, XXII) В поповском библейском учении говорится, что волос с головы человеческой и кирпич с карниза не упадет без воли на то божьей. А крестьяне по-своему это выражают: «Бог не захочет, - и

Из книги Мифы, сновидения, мистерии автора Элиаде Мирча

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Человеческие жертвоприношения у финикийцев Очень редко финикийцы приносили в жертвы людей, случалось это в периоды особой опасности, эпидемии или страшного неурожая. Жертвой мог стать самый знатный человек или ребенок знатного человека. В то же время источники

Из книги Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати (сборник) автора Цзы Лао

Человеческие жертвоприношения у ненцев На протяжении многих веков ненцы приносили в жертву людей. Аборигены Севера считали, что для задабривания божеств и для удачных рыбных и охотничьих промыслов необходимо принести в жертву человека.Жертвами становились

Из книги Описание религии ученых автора Бичурин Никита Яковлевич

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

XII. Жертвоприношения в губерниях и жертвоприношения частные Описанные выше жертвоприношения принадлежат Двору и столице.В губерниях, не исключая и столичной, совершаются другие жертвоприношения, и притом с небольшою разницею в самом обряде. Таковые жертвоприношения

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

3. Человеческие жертвоприношения как способ расового отбора Примеры вышесказанному можно найти на Американском континенте. Высочайшие цивилизации там существовали, о чем остались не стираемые временем археологические памятники мегалитических сооружений. Сами творцы

Из книги автора

130. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Обычай опрыскивать водой и даже бросать в воду человека, олицетворяющего растительность, чрезвычайно распространен, равно как и обычай сожжения соломенного чучела, пеплом которого затем посыпают почву. Все эти действия имеют

Из книги автора

131. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У АЦТЕКОВ И КХОНДОВ Имеются свидетельства и о том, что человеческие жертвоприношения во имя урожая практиковались некоторыми народами Центральной и Северной Америки, кое–где в Африке, на нескольких тихоокеанских островах и у части

Даже у самых чудовищных (на взгляд современного человека) обрядов, таких как человече-ское жертвоприношение, есть целесообразная основа, хотя она не всегда очевидна. Не стоит считать их извращениями или патологией, отклонением в культурном развитии отдельных групп человечества, так как схожие тенденции можно наблюдать в совре-менных обществах в сфере религии или политики. Почти ежеднев-но мы сталкиваемся с ситуацией, когда общество пытается найти лицо, которое можно сделать жертвой, сваливает на него вину за все происходящее, чтобы затем разорвать в ярости (хотя бы это проис-ходило символически) и испытывает глубочайшее удовлетворение, убеждая себя, что виновный наказан, грехи устранены, долг испол-нен и справедливость восстановлена.

Теория обмена

Происхождение че-ловеческих жертвоприношений можно объяснить исходя из теории обмена: духи отдают свое, люди отдают нечто равноценное из своего. Из желания угостить жертвователи должны были приготовить мясо самое ценное, отдать самое дорогое. Очень выразительны в этом плане представления ацтеков, по которым жертвование сердца и жизни человека — долг богам (в частности, богу солнца Уицилопочтли, так как некогда бог пожертвовал своей жизнью, чтобы дать существование человеку). Теперь подобный акт должен совершать человек, чтобы давать Солнцу жизненную силу и возможность двигаться, питая его своей кровью. В результате по-добных верований ритуальное убиение человека расценивается как священный акт.

Межплеменные конфликты

Этнограф С. А. Токарев считал источником для воз-никновения обрядов человеческих жертвоприношений межплеменные конфликты. Жертвой должен стать чужак, враг, не связанный с общиной никакими узами. Импульсивное выражение ярости и агрессии при столкновении с врагом выливалось в санкционированные формы обряда. После раз-рядки эмоций, после дозволенного взрыва страстей участники могут вернуться к своему человеческому, обыденному существованию. Но вот что удивительно: история культуры показывает, что жертвой часто был соплеменник, а не чужак.

Замещение жертвы

В кровавых жертвоприношениях человека действует механизм замещения жертвы. Коллективный обряд убийства превращает людей в соучаст-ников преступления, но они убеждены, что наказывают виновного, принявшего всю ответственность за грехи общины на себя. Помимо того, что в обряде жертвоприношения устраняется чувство вины, происходит разрядка, погашение агрессии, свойственной человеку. Французский антрополог Р. Жирар называет ритуалы принесения человеческих жертв легальным, разрешенным культурой убийством, «учредительным насилием».

Например, в древневосточных традициях имелся обы-чай: в карнавальные дни сажать на престол вместо властителя его заместителя из простонародья. Последний не просто наделяется вла-стью и полномочиями, он обладает в течение всего праздничного периода ритуальной вседозволенностью (обжорство, опьянение, на-рушение прочих запретов). Но этот заместитель затем подвергается смерти.

Функции узаконенных обрядов убиения сводятся к тому, чтобы отвратить насилие от одних существ (близких или верховных пра-вителей, так как необходимо сохранить мир в общине), и направить его на других (врагов, чужаков, маргиналов), смерть которых менее значима. «Учредительное насилие» допускает агрессию в малых до-зах, позволяя ей осуществиться, но не дозволяя разрушительно воз-действовать в границах элементарной родственной группы. Религия устанавливает узаконенные формы убийства жертвы, не имеющей социальных связей, чтобы предотвратить неупорядоченное и хаоти-ческое, агрессивное поведение со стороны индивидов . Освящая от-дельный акт убийства, религия закрывает доступ в порочный круг мести. Не освященные формы не дозволены. По мнению Р. Жирара, вскрытый им механизм замещения жертвы и учредительного кол-лективного насилия является «структурирующей силой всей мифо-логии, лежит в основе всех религиозных ритуалов, а, возможно, и всех светских установлении и институтов, то есть, всей культуры».

Культ мертвых

Археологические изыскания свидетельствуют, что обряды жертвования связаны с культом мертвых.

В обряде захоро-нения, реконструированном Леонардом Вулли по раскопкам в Уре, шумерском городе 3 тыс. до н. э., в одной из гробниц царь был погребен с 63 придворными. Его жена, или жрица Пу-Аби захоронена с сопровождавшими ее к месту упокоения музыкантшами и другой дворцовой прислугой. По мнению археолога, слово «жертвоприношение» не вполне уместно, так как все погребенные простились с жизнью добровольно. Воз-можно, под воздействием наркотического опьянения, они убедили себя, что «уходят вместе со своим божественным господином, чтобы продолжать ему служить в новой обстановке».

Один из важных смыслов обря-да человеческого жертвоприношения заключался в идеи заключения брачного союза с духами мертвых.

Идея ритуального самопожертвования встречается не только в древних языческих верованиях, но возникает в раз-витых религиях, олицетворяя беззаветное служение богу. Де-монстрируя преданность, почтение своему господину, жертва добро-вольно идет на смерть. Материал с сайта

В религиозной идеологии , в частности в христианстве, образ жерт-вы трансформируется из чужака, изгоя, отщепенца в несправедливо преследуемого страдальца. Соответственно, в обществе возникают запреты на человеческие жертвоприношения. Современная культура вообще разработала множество установлении и табу, исключающих возможность подобных мероприятий. Но, как считает Р. Жирар, в современном обществе, разработавшем множество мер против свя-щенного насилия древних религий, только усиливаются тенденции к агрессии. Дело в том, что агрессия, вызванная соперничеством, существует и у животных , и у людей. Культура ставит запреты на ее проявление, но механизм поиска жертвы, на которую должна пасть агрессия, запущен самой природой и продолжает действовать независимо от социальных правил. Архаическое общество умело справляться с этим, преобразуя в обряде жертвоприношения разру-шительное насилие всех против всех в ритуальное насилие всех про-тив одного. Так общество освобождалось на время от накопившейся агрессии и могло длительное время пребывать в относительной ста-бильности. Чтобы не испытывать чувство вины, община выбирала жертву с какими-либо дефектами, либо инакомыслящего, либо чу-жака, то есть, не такого, как все. Любопытно, что механизм выбора жертвы остался тот же самый и в сегодняшнем обществе. Самым удобным вариантом является персонаж иной конфессии, или иной национальной принадлежности, так как это является явным признаком чужеродности. В религиозном терроризме, похоже, проявляется та же тенденция, тяга к «узаконенному насилию», чтобы у убийства было оправдание идеей.

История каннибализма и человеческих жертвоприношений Каневский Лев Дмитриевич

Глава 8 Инстинкт убивать

Инстинкт убивать

На рубеже нашего века человеческие жертвоприношения часто рассматривались как чудовищное, но проходящее, временное зло, как проклятие, довлеющее над человечеством на определенном историческом этапе своего развития, проклятие, которое неизменно будет побеждено в ходе прогресса. Еще в 1904 году Эдвард Вестермарк писал: «Существуют такие народы, которые в определенную фазу исторического развития прибегали к позорной практике принесения человеческих жертв, но все же нашли в себе достаточно сил, чтобы в конечном итоге отказаться от такого обычая… С укреплением века просвещения отпадет необходимость в ребяческом методе замены его чем-нибудь другим, так как со временем люди осознают, что подобные жертвоприношения вовсе не нужны их божествам и они их не принимают». Ошибочность такой идеи признается и самим Вестермарком. Для доказательства своей точки зрения он приводит в пример Индию, где брахманы и буддисты в конце последнего тысячелетия до н. э. отменили человеческие жертвоприношения, но он забывает добавить, что они были возрождены, когда индуизм в этой стране заменил буддизм, и достигли своего истинного расцвета во времена британских раджей.

Другая теория, имеющая и сейчас широкое хождение, низводит принесение в жертву людей или животных до обычной неприглядной взятки богам. Бытует взгляд на человеческую жертву как на вещь, на обычный товар, которые предлагаются богам за какие-то вполне определенные выгоды или преимущества, и в таких случаях мало кто размышляет о тех сложных взаимоотношениях, которые существуют между жрецом, лишившим жизни человека, и той общиной, ради которой тот отдал свою жизнь. До недавнего времени предпринимались попытки дать более упрощенные толкования человеческому жертвоприношению как удобному инструменту для классовой борьбы, пугалу, с помощью которого правящий класс терроризирует народные массы. В таких обществах, как ацтеки в Мексике, где используется принцип как кнута, так и пряника, бытует мнение, что простому народу якобы просто не терпится принять участие в войнах, объявленных их хозяевами, и что они лучше будут сражаться, получив кусочек жертвенного человеческого мяса. Но такое представление весьма и весьма ложно, что я постараюсь доказать ниже.

В нашем анализе человеческих жертвоприношений мы не рассматриваем такой обычай ни как взятку богам, ни как приманку для поклонников, а скорее как акт самоотречения и преданности. С помощью такого действия одна-единственная жертва возвышается до статуса божества, чем заполняет пространство, отделяющее человека от Бога. Через посредство гибели жертвы человек мгновенно превращается в Бога, а Бог становится человеком. Слово «понтифики», первоначально обозначавшее у римлян жреческую коллегию (Pontifex), которой был поручен надзор и управление всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением, переводится буквально как «строители мостов», «делающие мосты». Выражение sacrify («принести в жертву») означает «освятить», «сделать священным». В этом процессе жертва в наивысший момент предсмертной агонии на одно мгновение заставляет слиться воедино человека и бога. Поэтому ее гибель уже не взятка богу, а исполненный глубочайшего внутреннего напряжения обряд, объединяющий общину, восстанавливающий ее равновесие. Такой акт будет лишен своего интимного значения, если только все оставшиеся в живых не будут глубоко осознавать, что это действие необходимо и правильно. Ритуал к тому же не имеет ни смысла, ни цели, если он не связан с болью. За спасение, пусть даже краткое или вечное, нужно заплатить самую высокую цену, ибо в стремлении человека возвыситься, преодолеть себя только кровь мученика способна установить связь между ним и Богом, которого он создал по подобию своему. Такого превращения человека в Бога посредством другого человека искали все народы во все времена и делали это, главным образом, с помощью своих религий.

Жертвоприношения не только ведут к единству, они означают еще очищение и возрождение. Такое обновление часто находит свое символическое значение в обряде омовения водой (крещении), ибо возрождение коренится в нечистом, оно порождается грехом, который необходимо смыть. Для народа, который не чувствует вины, не знает греха, такая церемония абсолютно бессмысленна. В своих наивысших формах жертвоприношение – это освобождение от греха через омовение и возрождение. Будь то ритуалы австралийских аборигенов или греческие Элевсинские мистерии, во время них люди возрождаются снова, становятся как дети. Христианское крещение – это одна из форм возрождения и очищения. В Индии та жена, которая сама, по собственному желанию, ступает на костер, ритуально очищается. В Африке вождь должен прежде совершить «символическое» прегрешение, чтобы потом очиститься. На Таити, принося жертву богу Оро, люди искали раскаяния в грехе. Греческий бог Фармак брал на себя всю тяжесть вины всех городских жителей. Японские самураи делали себе харакири, чтобы воздать таким образом за поступки, которые бросали тень на честь общины.

Отсюда и жертва, этот мостик, связывающий бога и падших людей. Она должна обладать всеми качествами и того и другого, должна быть и чистой и нечистой. Искупление достигается кровью, испытываемым позором и «козлом отпущения», который должен в той или иной форме сыграть роль и избавителя, и злоумышленника, когда он собирается взваливать на себя груз человеческих грехов. Жертву нужно любить и одновременно немного ненавидеть. Как мы знаем, такой парадокс в самой яркой форме проявляется среди индейцев тупинамба в Бразилии, где не предлагают в жертву пленника до тех пор, пока вначале не осыплют его грязными оскорблениями, как врага, а потом не начнут баловать как маленькое дитя, причем «любимчика». Для того чтобы должным образом принести человека в жертву, его нужно одновременно и любить, и ненавидеть. Даяки на Борнео убивают изукрашенного краской раба только после того, как над ним изрядно поиздеваются и проклянут. Среди индейцев племени ирокезов пленников без особого шума подвергают чудовищным пыткам, несмотря на то что некоторых из них любили и обожали до конца их жизни.

Как известно, множество форм и видов ритуальных убийств, какими бы почестями они ни обставлялись, видоизменялось на протяжении веков. Наиболее поразительные перемены произошли после установления более тесных контактов между местными народностями и европейцами. В результате такого подчас болезненного влияния вожди племен получили в руки смертоносное оружие, их амбиции в результате стали куда более грандиозными, а человеческие жертвоприношения организовывались все чаще. Если миссионеров и не превращали в жертвы, то очень часто их приезд в ту или иную местность рассматривался как своеобразное предзнаменование, требовавшее для своего реального осуществления принесения сакраментальной жертвы. Американские индейцы, похоже, копировали у себя сожжения людей, которые практиковала инквизиция, а африканцы, бросая дерзкий вызов своим новым хозяевам, проводили распятия на деревьях; на южных островах Тихого океана резко возрос спрос на человеческие головы, которые теперь требовались не из-за религиозных обрядов, а в качестве «сувениров» для коллекционеров. Соответственно, расширялись военные кампании с целью захвата черепов. Однако европейцы, которые сами отличались жесткостью в обращении с местным населением, прекратили ритуальные убийства среди своих подданных, и это было сделано силой, а отнюдь не убеждением. В конечном итоге самой важной переменой в человеческих жертвоприношениях стал запрет на них после европейского завоевания. В основе любого человеческого жертвоприношения лежит культ человеческой головы, и этот культ существовал всегда, еще с незапамятных времен. Примитивные люди интуитивно чувствовали, что если они чем-то отличаются от обезьян, то их человеческий гений рождается не в сердце и не в печени, а именно в голове, в черепе, в котором сосредоточен большой мозг. Он поклонялся самому себе как личности, созданной Богом, и своему черепу, и это продолжалось на протяжении всей истории, становясь символом всего незыблемого и божественного. Культ головы, так сказать, десять тысяч лет назад, вероятно, требовал жертв только время от времени, и останки таких жертв были обнаружены на мысе Цирцеи в Италии, где пробыл целый год Одиссей, и в других местах. Но когда на смену бесклассовому кочевому обществу пришло родоплеменное со своей социальной структурой, то началась межплеменная вражда, что в свою очередь способствовало увеличению количества отрубленных человеческих голов, а культ черепа все усиливался, заставляя все большее число «охотников за черепами» участвовать в воинственных набегах. По-видимому, сами истоки межплеменной вражды следует искать не в необходимости кого-то примерно наказать или наградить, а в потребности принести в жертву большое число людей.

Хотя культ головы сохранился до нашего времени, с изобретением сельского хозяйства и развитием первых цивилизаций появились новые формы жертвоприношений. Люди, которые прежде формировали небольшие отряды «охотников за черепами» или служили местными князьками, теперь превратились в подданных великих царей. Их часто рассматривали как живых богов, ведущих свою родословную от самого Творца, который когда-то обитал на земле как легендарный герой, который был отцом племени. Рассказы о подобных легендарных героях-творцах иногда заканчивались атаками яростного насилия. Но одновременно они прокладывали путь к такой широко распространенной, но далеко не универсальной практике, как ритуальное убийство самого царя. После определенного срока нахождения у власти его следовало предать смерти как потомка Бога, которого когда-то в незапамятные времена тоже принесли в жертву. Таким образом, все новые формы жертвоприношений, по сути дела, стали возрождением первоначальной человеческой жертвы. Ритуалы, которые обычно завершались возрождением или обновлением, также предусматривали съедение бога в облике жертвы ему. Миф об умирающем боге, таким образом, стал основой для человеческих жертвоприношений, хотя во многих регионах мира идея о том, что царь, считающийся божеством, должен принять насильственную смерть, была оставлена; правители теперь получали привилегию посылать на смерть других во имя всеобщего блага. Не важно, кто стал в конце концов жертвой: царь или один из его подданных, важно само представление о возрождении. Человек религиозный очарован, околдован идеей вечного возвращения на землю. То, что случилось раз, должно повториться и повторяться, постоянно, чтобы сохранить живых и позаботиться о мертвых. В Египте только те люди, похороны которых в точности воспроизводили погребальный обряд легендарного Озириса, могли рассчитывать на загробную жизнь. Для сэра Джеймса Фрэзера, автора знаменитого многотомного труда «Золотая ветвь», смерть царя-бога или его «представителя» была определенным ритуалом плодородия. Когда царя (или вождя) покидают силы, он должен умереть, иначе, как полагал народ, урожай на полях не созреет, а скот не наберет веса. Но если царь уже не играет роли жертвы, то такая интерпретация становится бессмысленной. Происходили и другие перемены, которые объяснялись в ранних культурах различными формами жертвоприношений, не основанными на плодородии. Целью захоронения на царском кладбище в Уре сотен слуг вместе с умершим естественной смертью царем было оказание его личности почестей, обеспечение его благополучия и в потустороннем мире. Во многих местах убивали множество мужчин, женщин и детей, чтобы царь пребывал подольше в добром здравии, чтобы уберечь его от смерти, если он невзначай заболевал. В такой же мере поголовное захоронение часто живых людей для освящения храмов и дворцов и даже мостов только усиливало, по всеобщему поверью, прочность сооружений. Все подобные ритуалы не имели прямого отношения к урожаю, хотя они иногда и преследовали эту цель – тогда содранную с жертвы плоть хранили на поле с сельскохозяйственными культурами или же топили в реке (для лучшей работы системы полива на полях). Еще существовали и «сезонные» жертвоприношения, когда людей убивали во время сева или сбора урожая.

Хотя для жертвоприношения больше не требовалось тело царя, все же основное внимание сосредоточивалось на его личности. В Индии и Мексике некоторые ритуальные действия проходили по инициативе самого правителя. На большей части территории Африки, как и на островах Тихого океана, человеческие жертвоприношения также были, как правило, царской прерогативой. Они были призваны обеспечить как его личное благополучие, так и благополучие членов его семьи и подвластного ему народа. В тех местах, где на смену царям и императорам приходили племенные вожди, пленники продолжали оставаться главным источником для жертвоприношений. Чем больше войн, тем больше пленников для такой цели. Их приносили в жертву ацтеки, хотя, например, в Древнем Египте или Месопотамии эта чудовищная практика не получила широкого распространения.

Войны на императорском уровне породили ужасный культ – культ массового убийства. Одной жертвы для умилостивления богов уже не хватало, и множество людей было вынуждено умирать одновременно. Культовые массовые убийства принимали разную форму. Считалось немыслимым, если царь отправлялся в мир иной без своих слуг, огромное число которых тут же, скованных диким ужасом, убивали. В гробницах Ура было обнаружено множество похороненных в них слуг. Заболевшим царям Дагомеи в жертву приносились пленники, как о том свидетельствуют многие очевидцы-европейцы. В древней Мексике кончина царя, правителя становится одним из многих предлогов для массовых убийств; сотни, если не тысячи, людей принимали смерть при коронации царя или при завершении строительства храма. Массовые ритуальные убийства, хотя и не были повсеместно распространенным явлением, – несомненно, уничижительный позорный обряд.

С другой стороны, каннибализм – вовсе не вариация жертвенной темы. Это явление существует с незапамятных времен. Антропофагия (поедание мертвых тел людей) – это логичный, хотя и вряд ли неизбежный, процесс, развивающийся от теофагии (съедения богов). Но в то же время, как уже неоднократно указывалось, рассматривать каннибализм только как поедание человеческого мяса нельзя, это означало бы игнорирование религиозной основы церемонии, установленной в память о первоначальном подобном акте, совершенном в начале времен. Миф о каннибале-творце всегда пронизывает этот чудовищный ритуал.

Исследователи пишут о схожести людоедских церемоний. Конечно, неизбежны и различия, которые не всегда поддаются объяснению. Некоторые ученые не принимают в расчет фактор случайности и считают, что изменения установившихся правил зависят от материальных обстоятельств. Однако сфера распространения жертвоприношений в человеческом обществе носит подчас случайный характер и отвергает причинно-следственные отношения. Среди иудеев, например, такой обряд давно вымер, хотя весьма активно продолжается и сегодня даже среди цивилизованных народов Юго-Восточной Азии. Меланезийцы охотно приносили людей в жертву богам и потом съедали, а эскимосы этим не занимались, но зато убивали своих детей. Распространение каннибализма в Африке носит неупорядоченный характер и не имеет никакой логики. В Полинезии эти ритуалы разнятся от одного острова к другому. Неканнибалы часто живут почти рядом с пожирателями трупов и охотно продают своих пленников любителям человечины, хотя сами человеческое мясо в пищу не употребляют. Иногда присутствие белых людей даже приводило к увеличению масштабов человеческих жертвоприношений. Но наблюдаемые в разных регионах крайности этой чудовищной практики не объяснялись только лишь колонизацией этих мест европейцами. Например, английское влияние на индийскую религию оказалось вначале минимальным, и обычай самосожжения вдов – «сати» – спокойно существовал, пока англичане не потребовали от калькуттского правительства его запрета. Сати нельзя рассматривать как инструмент, помогающий алчным родственникам поскорее завладеть имуществом вдовы. Сыновья всегда желали как можно раньше вступить в права владения, но это совсем не объясняет, почему в некоторых частях страны существует обычай убивать или душить старых вдов, а в других – они мирно доживают свой век, окруженные любовью близких. Трудно, например, найти приемлемое логическое объяснение для такой широко распространенной среди инков традиции хоронить вдов вместе с умершими мужьями. Почему же ее нет у таких приверженцев человеческих жертвоприношений, как ацтеки?

Методы и формы жертвоприношений менялись от одного места к другому, изменялась и интенсивность. Принесение людей в жертву особенно практиковалось среди религиозных фанатиков, у народностей Индии и Мексики, нежели у таких прагматиков, как китайцы. Однако все равно трудно постичь, почему этот обряд в некоторых частях мира совершенно исчез, а в других все еще живет, сохранившись даже до наших дней. Потоки крови на жертвенном алтаре уменьшались по мере того, как люди стали осознавать свою значимость. Индивид уже не желал быть заложником безжалостных, бесстрастных богов, которого можно было произвольно принести в жертву, если вдруг возникала необходимость задобрить какое-то божество и тем самым снять ношу с совести всей общины. Можно в связи с этим в качестве примера привести древних греков. После жертвенной смерти великого философа Сократа греческая элита искала пристанища в том, что обычно называлось греческой этикой, а не у своих древних богов, легенды о которых были полны кровожадных историй. Однако греческая этика лишь существенно сократила масштабы человеческих жертвоприношений, но отнюдь не положила им конец, так как боги время от времени требовали принесения им человеческой жертвы. Среди иудеев Ветхого Завета количество человеческих жертвоприношений возросло, когда поклонение богу Яхве подпало под влияние ханаанитов, однако ощущалось довольно сильное сопротивление такому бесчеловечному обряду. Израильтяне по зову своих великих пророков исповедовали монотеизм, где больше заботились о поведении человека здесь, на земле, чем о его жизни в потустороннем мире. Религиозные вожди требовали, чтобы народ «шествовал в стезях Господа», что отмечалось не материальной жертвой, а собственными моральными и правоверными примерами. В результате постепенно отмерли не только человеческие жертвоприношения, но даже принесение в жертву животных.

Приношение людей в жертву значительно сократилось, когда на смену множеству богов пришел один-единственный избавитель, высшая суть самого божества. Прежние божества могли быть и плохими, и хорошими. Христиане рассматривали смерть Спасителя как уникальное на все времена событие, которое, по крайней мере теоретически, освобождало человека от обязанности убивать подобного себе. Но и христианство обросло догмами, исчезла существовавшая на раннем этапе веротерпимость, появились враги Спасителя, которые подлежали уничтожению. Мусульмане убивали неверных, а христиане – иудеев и еретиков, на таких церемониях, которые очень напоминали собой языческие жертвоприношения. В Индии подъем буддизма, этой абсолютно не кровожадной религии, по сути дела, положил конец человеческим жертвоприношениям, но как только буддизм был изгнан из страны, так этот процесс возобновился с новой силой.

Человеческие жертвоприношения – это очень важный фактор, и его непременно нужно принимать во внимание, чтобы попытаться понять, как, на какой основе действовали древние общества. К тому же они бросают свет на одну из самых жгучих тем современности – тему насилия. И здесь как антропологи, так и социологи сильно расходятся во мнениях. Одни ученые придерживаются такого мнения, что с того времени, когда примитивный австралопитек (человекообезьяна) создал свое первое оружие в Африке, он стал закоренелым убийцей, – в отличие от животных он охотился на себе подобных. У такой теории масса сторонников, может, оттого, что люди жаждут поскорее и поточнее объяснить причины «жестокости, зверства» человека, чтобы тем самым оправдать собственное поведение и поведение окружающих людей.

Такой взгляд на человека-убийцу впервые был выражен еще в 1950-е годы южноамериканским профессором анатомии Раймондом Дартом, и потом его активно популяризировали несколько авторов, среди них Конрад Лоренц, Десмонд Моррис и Роберт Андрей. Другие специалисты, такие как Эшли Монтэгю, упрямо отстаивают другую точку зрения, они твердо стоят на том, что насилие – это отнюдь не наше наследие, от которого нам не избавиться, что у людей воспитывают жестокость. Эти две противоположные точки зрения на человеческую агрессивность высвечивают корни нынешнего затруднительного положения человека, его неспособности мирно уживаться со своими соседями.

Десмонд Моррис в своей книге «Человеческий зоопарк» сравнивает поведение людей с грызунами, которые могут сожрать своего партнера, если их подолгу выдерживать в суровом одиночестве. Человек тоже в силу такой аргументации – из-за переполненных городов, где его жизнь напоминает жизнь заключенного, – ведет себя подобно грызунам в клетке. В соответствии с этой же теорией современный человек просто демонстрирует позорные качества своих далеких предков, а эта идея строится на представлении Фрейда, что нами до сих пор руководят некоторые инстинкты, унаследованные от наших примитивных предков.

Практика принесения человеческих жертв на самом деле может подтвердить мнение некоторых ученых о том, что человек – это по крайней мере потенциальный убийца, что инстинкт убивать объясняется не врожденным проклятием человека, не его неестественным, необычно быстрым развитием мозга, а скорее его неуклюжими попытками уберечься от зла с помощью своей религиозной веры. Человек, пытающийся познать то, что выше его разумения, его самого, вынужден убивать, чтобы умилостивить своих идолов самым великим даром на Земле – даром человеческой жизни.

Я уже упоминал, что главная причина постоянных, бесконечных войн – не жажда завоеваний. В этом можно убедиться на примере межплеменной вражды между такими племенами, как яномами и варао в Венесуэле и в отдаленных районах Новой Гвинеи. Кембриджский антрополог Поль Силлитоу в своем исследовании причин нынешних войн на территории Новой Гвинеи утверждает, что их главной причиной являются ненасытные амбиции вождя. И только среди косвенных причин он называет «выгоду, месть, экономические и религиозные потребности». Только лишь при образовании больших государств и империй территориальные притязания составляют основную причину для ведения войны, связанных с ней массовых убийств.

Какими бы ни были истинные причины склонности человека к убийству, позыв к этому не утратил своей силы и в наше время. Число невинных жертв, увы, возросло, как никогда прежде. Современные деспоты, скажем, в Камбодже или Уганде, уничтожают в кровавых бойнях своих врагов не сотнями тысяч, а миллионами, издеваясь над собственным народом. Тем не менее число человеческих жертвоприношений значительно сократилось и сокращается по сей день по мере проникновения западной цивилизации в самые отдаленные уголки нашей планеты. Территории в недоступных пустынях или на тропических островах обрели признаки разумной государственности, и их бывшие вожди превратились в премьер-министров или даже президентов. Будучи членами Организации Объединенных Наций, они подписывают там Декларацию о правах человека, и если они все еще убивают людей, то используют более приемлемые методы, а предлоги для этого гораздо чаще носят политическую ритуальную окраску. Капризы местных божеств теперь ограничиваются международными банкирами, у которых не завоевать симпатий, не заставить откликнуться на нужды страны, если постоянно демонстрировать им свои «походы за черепами» или мясное меню каннибалов.

Таким образом, человеческие жертвоприношения резко пошли на спад, по мере того как малоисследованные прежде географические регионы превратились в современные государства со своими социальными структурами, полицейским аппаратом, армией, учителями и врачами. Однако «охота за черепами» продолжается в некоторых племенах Индии, среди эквадорских индейцев хиваро, она существовала до 1960-х годов; людей убивали в конце 50-х в Базутоленде, чтобы приготовить из их тела магические лекарства и мази, племя асматов в Новой Гвинее по-прежнему добывает головы врагов для обряда посвящения юношей в воины, что имело место до конца 60-х годов нашего столетия. Нашему «цивилизованному» XX веку удалось внести свою лепту в это жертвенное пиршество, вспомним хотя бы о Первой и Второй мировых войнах.

Теперь поговорим о ритуальных самоубийствах, которые, например в Японии, вытекают из религии синтоизма и строятся на этике самураев, на двух важных принципах: абсолютной слепой верности императору и строгом кодексе чести. Этот кодекс, известный под названием «бусидо» (путь воина), требовал от солдата самопожертвования, его собственной жизни, после того как он убьет как можно больше врагов страны. После буржуазной революции Мэйдзи Исин в 1867–1889 годах Япония подверглась сплошной вестернизации. Но синтоизм там не умер, приобретя в 1868 году новые качества, после того как император провозгласил его официальной религией Японии. Соответственно, самурайская этика выжила, почти не поддавшись изменениям. Религия и милитаризм всегда шли рука об руку в новой, устроенной на западный лад Японии, где любого солдата приучали с полнейшим безразличием относиться к собственной смерти. Кодекс самураев постоянно совершенствовался и расширялся. Если прежде он был ограничен только представителями высшей аристократии, то теперь «обслуживал» и средние классы, этот костяк офицерского корпуса новой армии.

Строгая самурайская этика зиждется на древней традиции не только индивидуального самопожертвования, но и массовых ритуальных самоубийствах, считавшихся единственной альтернативой бесчестью. Например, когда в 1582 году сегуну Нобунаге угрожала смерть от рук восставших, он перерезал горло своей жене и затем совершил «сеппуку», или ритуальное самоубийство. Пятьдесят его телохранителей сделали то же самое. Наиболее разительным примером может служить гибель сорока семи ронинов. Отряд самураев совершил массовое самоубийство после того, как отомстил врагам за честь своего господина.

Следуя древней традиции, многие японские военнослужащие покончили с собой в ходе массовых самоубийств во время Второй мировой войны. Например, когда 8 июля 1944 года американские морские пехотинцы собирались штурмом взять японский оплот в Марпи-пойнт на Марианском архипелаге, то пришли в ужас от чудовищных сцен массового самоубийства, совершенного у них на глазах как военными, так и гражданскими лицами. Некоторые из них пускали себе пулю в лоб, другие прыгали в море с высокой скалы, а несколько солдат были обезглавлены офицерами. Но среди наиболее впечатляющих самоубийств следует назвать пилотов-камикадзе. Их история началась в октябре 1944 года, когда против американских боевых кораблей были предприняты два неожиданных связанных с самоубийствами нападения. Одно совершил лично контр-адмирал Арими, который безуспешно пытался потопить американский авианосец во время морского сражения при Формозе. Вскоре был сформирован первый отряд камикадзе вице-адмиралом Ониши, главнокомандующим ВМС на острове Миндананао. Это была истребительная эскадрилья, располагавшаяся в Кларкфильде. После того как обычная боевая тактика не принесла им успеха, сам адмирал вместе с тридцатью летчиками прибегнул к этой крайней мере, хотя далеко не все подчиненные разделяли его предсмертный энтузиазм.

По мере того как современный мир завоевывал для себя все больше места, причины различных форм «ритуального» насилия становились все более политическими, все менее религиозными. И такое различие между религией и политикой становится все определеннее, заметнее. До тех пор пока правитель оставался божеством или даже полубожеством, это различие было довольно сложно сделать. Так как большинство современных государств стараются четче отделить религию от политики – и многие даже внесли такой принцип в свою конституцию, – политический акт перестал быть актом религиозным. Одновременное самоубийство преподобного Джима Джонса и девятисот его сторонников в Народном Храме в Гайане в ноябре 1978 года может служить иллюстрацией высказанной выше мысли. Там не было никакого ритуального убийства, а религиозные мотивации слишком прозрачны, хотя в своих бесконечных проповедях в Джонстауне Джонс представлял себя не иначе, как Богом. У Джонса много общего с другим фанатиком – Чарльзом Мэнсоном. Он отличался от Мэнсона в том, что сам отдавал приказ своим сторонникам убивать себя, а не других. Оба они были одержимы расовыми проблемами, хотя подходили к ним с диаметрально противоположных сторон. Мэнсон был явным расистом, убежденным в том, что чернокожие уничтожат белых, а Джонс слыл яростным анархистом. Как Мэнсон, так и Джонс обладали какой-то дьявольской властью над своим «стадом». Под гипнотическими чарами Мэнсона Сенди Гуд заявил: «Я наконец достиг в своем состоянии такой точки, что готов убить своих родителей». Джонс тоже оказывал подобное воздействие на своих сторонников: те заявляли о готовности покончить как с собой, так и со своими детьми.

Поэтому даже в сегодняшнем мире, когда существует настоящий культ выхаживания больных пациентов, люди все еще запрограммированы на массовые убийства. Все это облегчает понимание того равнодушия к ритуальной смерти в старых обществах, что с первого взгляда противоречит самой человеческой природе, – будь то дагомейские жертвы, которых наблюдал Бертон, или индусская вдова, добровольно восходящая на костер для самосожжения. Для них смерть – это пункт сбора для следования по дороге к обновлению жизни. В нашем столетии пилотам-камикадзе, как и жертвам пропаганды Джонса, обещали после кровавой бойни счастливую загробную жизнь, так что если сегодня чья-то демоническая воля способна погнать сотни людей на бойню, то стоит ли удивляться, что в древнем обществе люди были готовы с радостью принять смерть на алтаре перед богом, если только общество, построенное на религиозных традициях, этого от них требовало.

Нынешнее отношение людей к смерти амбивалентно. С одной стороны, врачи борются, чтобы продлить хотя бы на несколько дней жизнь хронически больного человека. И в то же время мы лишь молча недоуменно пожимаем плечами, узнавая об актах массового ритуального убийства, если только такое происходит далеко от нашего дома. Такое безразличие с нашей стороны можно объяснить постоянными, почти ежедневными, примерами самых разнообразных форм насилия. Принцип остается прежним как для матери, приводящей своих детей поглазеть на массовые убийства в ацтекской столице, так и для современных родителей, которые, сидя перед телевизором, наслаждаются сценами массовых расправ и кровавыми военными сражениями. Разница лишь в их масштабности и частоте. Было, например, подсчитано, что американский ребенок до зрелого возраста видит на телеэкране приблизительно 36 000 смертей.

Перед лицом массовой жестокости нашего века можно задать такой вопрос: должен ли современный человек возвращаться к возрождаемым ритуальным убийствам? Если по-прежнему существует нужда в «козлах отпущения», то нельзя ли обойтись без кровопролития на торжественных церемониях, на которых одна жертва-стоик мужественно встречает собственный конец на алтаре перед богом, с достоинством умирая за всеобщее благо? Если насилие захватывает всех нас, как эпидемия, то обрядовое насилие по крайней мере имеет более ограниченный характер. Даже в своих худших проявлениях, которые включают человеческие жертвоприношения, такой обременительный ритуал снижает уровень массовых убийств. Однако ценность подобных организуемых государством церемоний зиждется на предложении, что как жертва, так и убийца могут своими действиями в конечном итоге привести к каким-то специфическим результатам. Если такой уверенности нет, то ритуальная гибель прекращает быть целью в себе. В основе человеческого жертвоприношения лежит вера в потустороннюю жизнь, которая ни в чем не похожа на жизнь на земле. Даже когда жертвы умирали только ради будущего служения своему хозяину в другом мире, они не сомневались в уготованных для них там блаженствах.

Почти во всех культурах, кроме нашей собственной, живые и мертвые принадлежат одной и той же общине, и мертвые, по сути дела, никогда не расстаются с родными и близкими. Только в нашем современном мире смерть демифологизирована. Она стала особым состоянием, оторвана от жизни, и мы навязчиво стараемся отделить умирающих как можно дальше от этой роковой черты. До тех пор пока люди верят, что наша жизнь – это все, жизнь и конец существования, то религиозных буйств, несомненно, будет все меньше, независимо от того, какие формы ритуального убийства приходят им на смену. Каким бы исключительным по своему характеру ни было обещание рая, его врата следует искать здесь, в этом мире, а не потустороннем.

Если современным догмам тоже требуются жертвы, то они умирают без всякой надежды, и это уже не ритуальный конец. Традиционное общество всегда искало удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека, а жертвоприношения и прочие религиозные ритуалы всегда были жизнеспособной, объединяющей силой любой общины. Человеческие жертвы, таким образом, сыграли свою роль в стремлении человека жить в вечной гармонии с Космосом. Ритуалы могут меняться, исчезать, изменяется и вера, но все равно в современном разделенном обществе человеку как никогда важно обрести утраченное чувство сплоченности.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Большой подлог, или Краткий курс фальсификации истории автора Шумейко Игорь Николаевич

«ИНСТИНКТ 1612 года» И 1812 год, и 1941–1944 годы - примеры действия этого объединяющего страну инстинкта.Второму, инстинкту роста - трудно подобрать определенное имя, но можно предложить образ: ребенок спит 23 часа в сутки и растет, растет. Большая часть сил идет на рост. И

Из книги Миф XX века автора Розенберг Альфред

Часть 2. Воля и инстинкт

автора Шэксон Николас

Глава 6 Инстинкт паука Как Британия плела паутину своей новой заморской империиЕврорынки нельзя считать результатом какого-то заранее продуманного генерального плана. Нет, они росли, подчиняясь, скорее, собственной внутренней логике развития, и довольно быстро

Из книги Люди, обокравшие мир. Правда и вымысел о современных офшорных зонах автора Шэксон Николас

Глава 6. Инстинкт паука 1 См.: R. T. Naylor. Hot Money and the Politics of Debt. McGill-Quenn’s University Press, 2004, p. 20–22.2 Jeffrey Robinson. The Stink…, p. 29–37.3 Имеются в виду генерал-губернаторы Багамских островов: барон Грей из Нонтона (1964–1968); Фрэнсис Эдвард Ховелл-Терлоу-Камминг-Брюс, восьмой барон Тарлоу,

Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

ИНСТИНКТ Но если мы не знаем почему, то - на вопрос как мы можем дать более или менее точный ответ. Если бы мы спросили двенадцатилетнего Ломоносова, Эддисона и Репина - почему они стремятся к науке, технике и живописи, то ни один из этих мальчиков никакого вразумительного

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Инстинкт Толпы? Эту историю с осуждением и казнью стратегов кто-то может легко использовать для дискредитации древнеафинской системы прямого народного волеизъявления, увидев в этом эпизоде проявление инстинктов толпы. Чем не сборище футбольных фанатов, в низменном

Из книги Война и мир по-американски: традиции милитаризма в США автора Яковлев Николай Николаевич

«Убивать, убивать, убивать!» «Война не только столкновение армий, все в возрастающей степени это борьба между соперничающими социальными системами, их политическими, экономическими и культурными институтами. ...Война во Вьетнаме была не исключением из общего правила...

Из книги Каннибализм автора Каневский Лев Давидович

Из книги Совершенно секретно: БНД автора Ульфкотте Удо

Искусство убивать Питер Райт - один из немногих высокопоставленных западных разведчиков, которые после выхода в отставку признались в том, что во время их службы разведками планировались убийства. В «Ловце шпионов» написано, что в начале кризиса вокруг Суэцкого канала

Из книги Гитлеровская Европа против СССР. Неизвестная история Второй Мировой автора Шумейко Игорь Николаевич

«ИНСТИНКТ 1812 ГОДА» И 1812 год, и 1941 -1943 годы - примеры действия этого объединяющего страну инстинкта.Второму, инстинкту роста, трудно подобрать определенное имя, но можно предложить образ: ребенок спит 23 часа в сутки и растет, растет. Большая часть сил идет на рост. И

Из книги Секс и вытеснение в обществе дикарей автора Малиновский Бронислав

IV. Инстинкт и культура 1. Переход от природы к культуре В предыдущей части этой книги, где рассматривались главным образом некоторые положения психоанализа, мы пришли в целом к негативным выводам: мы попытались обосновать утверждение, что в мире до культуры не

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Князь Святослав II автора Поротников Виктор Петрович

Если бы взгляд мог убивать… Ели молча. Сосредоточенно жевали холодную гречневую кашу и хлеб, постукивая деревянными ложками о края глиняных мисок.На поставце одиноко горел медный светильник, наполненный конопляным маслом, его пламени явно не хватало, чтобы осветить все

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Отказавшийся убивать Он готовился стать диверсантом, если фашисты захватят Москву, потом под видом немецкого офицера принимал участие в ликвидации гауляйтера Белоруссии Кубе, а после войны работал нелегалом советской разведки в Западной Европе. Затем ему приказывали

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

41. «Убивать попов» Мы не знаем, за одним исключением, к которому обратимся позже, имел ли Меноккио какие-либо контакты с «людьми учеными». Хорошо известно, с другой стороны, как упорно он пытался ознакомить со своими взглядами «простой народ». Но похоже, сторонников он

В нашей подборке представлены страны, в которых люди все еще верят, что избавиться от болезни или засухи можно с помощью ритуального убийства.

В настоящий момент человеческие жертвоприношения запрещены во всем мире и считаются уголовным преступлением, однако есть еще на нашей планете места, где суеверия оказываются сильнее страха перед наказанием…

Несмотря на то, что около 80% населения страны являются приверженцами христианства, местные жители продолжают с большим уважением относиться к традиционным африканским культам.

Сейчас, когда на Уганду обрушилась сильнейшая засуха, участились случаи ритуальных убийств. Колдуны считают, что только человеческие жертвы могут спасти страну от надвигающегося голода.

Впрочем, и до засухи колдуны не брезговали использовать людей в своих чудовищных ритуалах. Например, один мальчик был убит только потому, что богатый предприниматель затеял строительство и решил перед началом работ умилостивить духов. Этот случай не единичный: довольно часто местные бизнесмены обращаются к колдунам, чтобы те помогли им добиться удачи в новых проектах. Как правило, заказчики осведомлены, что для таких целей понадобится человеческая жертва.

В Уганде существует специальное подразделение полиции, которое создано для борьбы с ритуальными убийствами. Однако оно действует не слишком эффективно: полицейские сами боятся колдунов и часто закрывают глаза на их деятельность.


Хотя либерийцы формально являются христианами, большинство из них фактически исповедуют традиционные африканские религии, связанные с культом вуду. Несмотря на уголовное преследование, в стране распространены детские жертвоприношения. Либерийские семьи, находящиеся за чертой бедности, не в состоянии прокормить многочисленное потомство, поэтому родители зачастую рассматривают своих детей как товар. Любой колдун без труда может за бесценок приобрести ребенка для кровавого действа. При этом цели таких обрядов могут быть совершенно пустяковыми. Известны случаи, когда детей приносили в жертву только для того, избавиться от зубной боли.


В Танзании, как и в некоторых других африканских странах, ведется настоящая охота на альбиносов. Считается, что их волосы, плоть и органы обладают магической силой, и колдуны используют их при приготовлении снадобий. Особым спросом пользуются высушенные гениталии: считается, что они могут спасти от СПИДа.

Стоимость отдельных органов альбиносов доходит до тысячи долларов. Для африканцев это огромные деньги, и среди малограмотного танзанийского населения есть немало желающих разбогатеть таким чудовищным способом, поэтому несчастные альбиносы вынуждены скрываться. Согласно статистике, в Танзании мало кто из них доживает до 30 лет…

Детей-альбиносов селят в специальных охраняемых интернатах, но известны случаи, когда охранники за деньги сами участвовали в похищениях малышей. Бывает и так, что несчастные подвергаются нападениям собственных родственников. Так, в 2015 году несколько человек напали на шестилетнего ребенка и отрубили ему руку. В группе нападавших был и отец мальчика.


С недавнего времени за убийство альбиносов введена смертная казнь. Чтобы избежать сурового наказания, охотники теперь не убивают своих жертв, а нападают на них и отсекают конечности.


Каждые 5 лет в Непале проводится фестиваль Гадхимаи, во время которого в жертву богине Гадхимаи приносят более 400 000 домашних животных. Человеческие жертвоприношения в стране, конечно же, официально запрещены, но все еще практикуются.

В 2015 году в небольшом непальском селе на границе с Индией был принесен в жертву мальчик. У одного из местных жителей тяжело заболел сын, и он обратился за помощью к колдуну. Шаман заявил, что спасти ребенка может только человеческая жертва. Он заманил в храм на окраине села 10-летнего мальчика, совершил над ним ритуал и убил. Впоследствии заказчик и исполнитель преступления были арестованы.

Индия


Человеческие жертвоприношения нередки в глухих провинциях Индии. Так, в штате Джаркханд существует секта под названием «мудкатва», адептами которой являются представители земледельческих каст. Члены секты похищают людей, обезглавливают их и зарывают головы в полях, чтобы повысить урожайность. Ритуальные убийства фиксируются в штате почти каждый год.

Чудовищные и нелепые преступления происходят и в других штатах Индии. В 2013 году в Уттар-Прадеше мужчина убил своего 8-месячного сына, чтобы принести его в жертву богине Кали. Якобы богиня сама велела ему лишить жизни собственного ребенка.

В марте 2017 года в штате Карнатака родственники тяжело больного человека обратились за помощью к колдуну. Чтобы исцелить заболевшего, колдун похитил и принес в жертву 10-летнюю девочку.


Многие жители сельских районов Пакистана практикуют черную магию. Ее приверженцем был и бывший президент Асиф Али Зардари. Почти каждый день в его резиденции убивали черную козу, чтобы спасти первое лицо государства от сглаза.

К сожалению, человеческие жертвоприношения в Пакистане тоже случаются. Например, в 2015 году мужчина, изучающий черную магию, убил пятерых своих детей.


Большая часть населения карибской страны Гаити придерживаются религии вуду, которая практикует человеческие жертвоприношения. Раньше здесь существовал жуткий обычай: каждая семья должна была отдавать своего новорожденного первенца в жертву акулам, чтобы умилостивить опасных хищников. Младенца приносили колдуну, который омывал ребенка отварами специальных трав и делал на его теле надрезы. Затем окровавленного малыша помещали в маленький плот из пальмовых ветвей и отпускали в море, на верную смерть.

Этот обычай был запрещен в начале 19 века, однако и сейчас в отдаленных деревеньках все еще практикуют жуткий ритуал…


В африканской Нигерии жертвоприношения происходят довольно часто. На юге страны распространена продажа органов, которые используют в разнообразных магических ритуалах. В городе Лагос нередко находят обезображенные человеческие трупы с вырванной печенью или вырезанными глазами. Больше всех подвергаются риску стать жертвой колдунов дети, а также альбиносы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал