Цель :
Продолжать знакомить детей с частями суток : утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью;
Задачи :
Научить определять части суток по признакам деятельности человека;
Развивать логику, образное мышление, внимание;
Воспитывать умение и желание отвечать.
Активизировать слова утро, день, вечер, ночь.
Демонстрационный материал : картинки « Части суток » .
Ход НОД:
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло) .
Ребята, отгадайте, когда это бывает :
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(утро)
«утро»
Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается : и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.
Что вы делаете утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(день)
Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.
Воспитатель показывает картинку «день»
А что вы делаете днём? (Ответы детей) .
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
(вечер)
Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.
Что вы делаете вечером? (Возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
Воспитатель показывает картинку «вечер»
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
(ночь)
Когда это бывает? (дети отвечают ночью)
Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (спим) .
Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках ? (утро-1, день-2,
вечер- 3, ночь-4).
Сколько частей в сутках ? (четыре) .
Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» .
Дидактическая игра
Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером) .
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром) .
Днем мы обедаем, а завтракаем (утром) .
Солнце светит днем, а луна (ночью) .
Ужинаем мы вечером, а обедаем (днем) .
Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови части суток »
Дидактическая игра
Воспитатель называет любую часть суток , дети продолжают называть в правильной последовательности. Пример : В.: - день; Д.: - вечер, ночь, утро;
В.: - ночь; Д.: - утро, день, вечер.
Молодцы, ребята.
Итоги НОД:
Давайте еще раз по-порядку назовем все части суток . На сколько частей делятся сутки ? Назовите, что идет за ночью, днем, вечером?
Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».
Программное содержание:
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;
Учить имитировать действия;
Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
Продолжать учить различать цвета;
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх;
Продолжать учить отгадывать загадки;
Закреплять умение наклеивать;
Воспитывать аккуратность;
Продолжать следить за осанкой детей.
Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».
Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».
Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи, загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги для детей, подбор музыки.
Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного, серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные, кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульях полукругом.
Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?
(Ответы детей)
Почему вам здесь нравится?
(Ответы детей)
А кто вас будит по утрам?
(Ответы детей)
А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
Как вы думаете, почему часам дали такое название?
(Ответы детей)
Кто еще будит людей по утрам?
(Ответы детей)
Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Деткам спать не даешь?
А есть ли у кого дома петушок? (нет!)
Где живут петухи? (В деревне)
Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.
Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.
Дети читают загадки:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.
Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает.
После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
Какое время года сейчас? (Весна)
Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
Как называется еда по утрам? (Завтрак)
Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за столы.
А как называется еда днем? (Обед)
После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.
Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)
Раннее утро? (Серым)
Середину дня? (Синим)
Вечер? (Фиолетовым)
Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.
Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет отмечать части суток.
Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.
Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.
Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.
Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.
Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.
Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, сделали волшебный будильник.
А еще мы часто вспоминали про солнышко, и оно дарит вам свою частицу.
Выходите на ковер, становитесь в круг.
(Воспитатель раздает детям шаблон солнышка).
Скрипкина Галина Михайловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Д/сад № 21"
Населённый пункт:
г. Ачинск Красноярского края
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Конспект ФЭМП Части суток
Дата публикации:
14.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
«Занятие по ФЭМП в средней группе «Части суток».
Программное содержание:
Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают
дети утром, днем, вечером, ночью;
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;
Учить имитировать действия;
Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;
Продолжать учить различать цвета;
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве,
различать лево, право, низ, верх;
Продолжать учить отгадывать загадки;
Закреплять умение наклеивать;
Воспитывать аккуратность;
Продолжать следить за осанкой детей.
Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать.
Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание
загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части
суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С
добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит
Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что
Работа воспитателя: составление и написание конспекта, подобрала стихи,
загадки, потешки, изготовила волшебный будильник, сделала шаблоны и круги
для детей, подбор музыки.
Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка –
петушок, плоскостные шаблоны будильника для детей, большие круги черного,
серого, синего и фиолетового цветов для воспитателя, для детей кружки
меньшего размера этих же цветов на тарелочках, клеенки, салфетки тряпочные,
кисточки, подставки, чашечки с клеем, музыкальный центр.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульях полукругом.
Доброе утро, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг
другу. Скажите, любите ли вы ходить в детский сад?
(Ответы детей)
Почему вам здесь нравится?
(Ответы детей)
А кто вас будит по утрам?
(Ответы детей)
А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
(Ответы детей)
Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
Как вы думаете, почему часам дали такое название?
(Ответы детей)
Кто еще будит людей по утрам?
(Ответы детей)
Да еще будит петушок, а давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Деткам спать не даешь?
А есть ли у кого дома петушок? (нет!)
Где живут петухи? (В деревне)
Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить,
как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями.
Молодцы! А сейчас ребята нам прочтут загадки о частях суток.
Дети читают загадки:
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются.
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
Хорошо, все части суток мы отгадали. И так продолжим. Вы проснулись утром.
Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите.
Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а
воспитатель угадывает.
После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад.
Вспомните, светло или темно в это время? (ответы детей)
Какое время года сейчас? (Весна)
Правильно, весна! И по утрам у нас на улице уже светло.
Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)
Как называется еда по утрам? (Завтрак)
ак называется еда по утрам? (Завтрак)
Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. На улице уже совсем светло.
Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с
прогулки в детский сад. Что вы делаете? (ответы детей). Да и снова садитесь за
А как называется еда днем? (Обед)
После обеда – тихий час или по-другому дневной сон. Вы проснулись,
пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.
Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за
дома. Наступает… (вечер). Можно сказать вечереет. Дома вы всей семьей
садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна.
День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.
Наступает…(ночь). Что будет после ночи (утро, день)? (ответы детей)
Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого
ребенка – набор кругов и заготовка будильника. У воспитателя 4 круга большого
размера различных цветов: черного, серого, синего, фиолетового.
Как вы думаете, каким кружком мы можем, обозначит ночь? (Черный)
Раннее утро? (Серым)
Середину дня? (Синим)
Вечер? (Фиолетовым)
Для закрепления воспитатель предлагает изготовить волшебный будильник.
Ребята! А давайте сделаем волшебный будильник, который нам поможет
отмечать части суток.
Слева приклеим кружок серого цвета – это время суток – утро.
Вверху – кружок синего цвета – это часть суток – день.
Справа приклеим фиолетовый кружок – это часть суток – вечер.
Внизу мы приклеим кружок черного цвета – это время суток – ночь.
Дети приступают к работе, включается спокойная музыка. Во время
наклеивания кружков воспитатель напоминает об аккуратном обращении с
клеем. Лишний клей удаляем салфеткой.
Вот и все готово! А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал,
давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток –
утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали
потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их
разными цветами, сделали волшебный будильник.
Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь/Воспитывать у детей заботу о близких.
НОД по математике в средней группе «Время. Части суток»
Программное содержание :
Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.
Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать у детей заботу о близких.
Материал:
Демонстрационный материал : Часы с картинками частей суток,
«звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят.
Раздаточный материал : Двухполосные карточки, зайчики и капуста по 5 штук на каждого ребенка.
Ход занятия
Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)
Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку
с его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляная головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
«Когда просыпаются детки?» - интересуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка.
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Воспитатель просит посчитать курочек и располагает в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.) Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.
Воспитатель: А когда это бывает?
Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложен ных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.
Воспитатель: Пока мы играли наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.
Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.
На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.
Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!
Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Ка кое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
(Физминутка)
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.
Воспитатель: Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.
Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Поиграть с друзьями,
И помочь конечно маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Поговорите с ребенком о сутках.
Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.
Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?
Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.
На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.
Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.
Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.
Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",
Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"
Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.
Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!
На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.
Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"
Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".
Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.
Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.
Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.
Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!
Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.
Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.
Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.
Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!
Старший дошкольник должен понимать вопрос: "Какое время суток?". Можно связать время суток с распорядком дня: мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.