Строительный журнал

БИРУНИ (БЕРУНИ, АЛЬ-БИРУНИ) АБУ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ

(973 г. – 1048 г.)

«Настоящее мужество заключается в презрении к смерти (выражается оно в речи или действии), в борьбе против лжи. Только тот, кто сторонится лжи и придерживается правды, достоин доверия и похвалы даже по мнению лжецов…»


Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни родился 4 сентября 973 года в предместье города Кят, который в то время был столицей Хорезма (сейчас Кят переименован в честь великого ученого и носит название Бируни, находится в Узбекистане). Сведений о детстве ученого практически не сохранилось. Известно, что с ранних лет Бируни учился у знаменитого математика и астронома Абу Наср Мансура ибн Али ибн Ирака, который к тому же был и двоюродным братом шаха Хорезма Абу Абдаллаха. В одном из своих стихотворений Бируни написал: «Не знаю я по правде своего родословия. Ведь я не знаю по-настоящему своего деда, да и как знать мне деда, раз я не знаю отца!» При этом из других работ ученого становится понятно, что ему была известна дата собственного рождения. Такое противоречие, естественно, кажется странным. Пытаясь сделать какие-то выводы о происхождении Бируни, исследователи прибегают к стандартному в таких случаях методу – изучению имен ученого. Но в данном случае этот способ дает немного. Например, споры разгорелись о прозвище, которое часто давалось по месту рождения человека. «Бируни» в переводе означает «снаружи, вне». Историк XII века Самани перевел эту часть имени как «человек из пригорода». Вслед за ним многие исследователи стали предполагать, что Бируни родился вне стен города. Из того факта, что за пределами крепостной стены обычно селились ремесленники, в свою очередь делается вывод, что Бируни родился в семье, принадлежавшей к этой социальной группе. По понятным причинам подобная точка зрения была особенно распространена в СССР. Но тогда неясно, как Бируни в раннем детстве смог попасть в семью, принадлежавшую к правящей в Хорезме династии. Поэтому существует и другая интерпретация появления этого прозвища. Словом «бируни» часто называли некоренных жителей той или иной области. Возможно, что это прозвище ученый получил, вернувшись в Хорезм после длительных странствий. Имя Мухаммед и имя отца Ахмед тоже дают нам мало информации, поскольку иногда такие имена давались детям, отец которых неизвестен.

С уверенностью можно сказать, что уже в возрасте семнадцати лет Бируни занимался серьезной научной деятельностью – в 990 году он вычислил широту, на которой находится город Кят. К 995 году, когда молодому ученому исполнилось 22 года, он уже являлся автором большого числа научных работ. Из них до наших дней дошла «Картография», в которой молодой ученый рассматривал способы проецирования изображения поверхности земного шара на плоскость.

В 995 году спокойное течение жизни молодого ученого было нарушено. Дело в том, что в конце X – начале XI столетия обстановка в арабском мире была неспокойной. В Хорезме и прилегающих к нему территориях то и дело вспыхивали междоусобицы. Во время очередной из них правитель Абу Абдаллах был свергнут эмиром Гурганджа – второго по величине города Хорезма. Как пережил эти события Абу Наср – неизвестно. Его же ученик, Бируни, был вынужден бежать. Куда именно – то же неясно. Известно только, что через некоторое время после бегства он поселился в Рее (нынешний Тегеран). Бируни писал, что в Рее у него не было покровителя (что было очень важно для ученого в то время) и он был вынужден жить в бедности.

Тем не менее, он продолжал заниматься научной деятельностью, в частности, регулярно проводил и фиксировал астрономические наблюдения. Это и дало современным исследователям возможность определить некоторые даты жизни Бируни. Например, ученый описывает затмение Луны, которое 24 мая он наблюдал в Кяте. Следовательно, в то время Бируни побывал в Хорезме. Но затем он опять, по собственному желанию или же вынужденно, покинул родину. Вполне возможно, что ученый приезжал в Кят только для того, чтобы наблюдать затмение. Дело в том, что одновременно по договоренности с Бируни затмение в Багдаде наблюдал другой астроном. По срокам затмения ученые определили разницу в долготе этих городов. Значит, Бируни снова странствовал и некоторое время жил в Гургане, на юго-восточном побережье Каспийского моря. Когда именно он поселился там, точно не известно, но примерно в 1000 году он написал книгу «Хронология», которую посвятил правителю Гурганы. В этой работе автор ссылается на семь более ранних своих трудов. 14 августа 1003 года Бируни, все еще находясь в Гургане, наблюдал затмение Луны, но 4 июня 1004 года он уже был на родине, так как описывал увиденное там аналогичное явление.

На этот раз в Хорезме ученый был принят достойно. В Гургандже – новой столице Хорезма, правили сперва Али ибн Мамун, а затем его брат Абу Аббас Мамун. Оба властителя были покровителями наук и содержали при своем дворе большой штат из лучших ученых, среди которых Бируни занял почетное положение. Кроме того, здесь молодой ученый смог работать со своим бывшим учителем Абу Насром Мансуром, к которому питал самые теплые чувства.

Счастливое и плодотворное сотрудничество с бывшим учителем на родине продолжалось до 1017 года. В этом году Махмуд Газневи, правитель достигшего в это время высшей точки своего расцвета государства Газневидов , захватил Хорезм. Скорее всего, Бируни и Абу Наср были увезены Махмудом. Достоверной информации о том, как развивались взаимоотношения ученых и нового властителя, нет. Но в одном из текстов, написанных Бируни, есть упоминание неких серьезных трудностей, с которыми он столкнулся в начале своей работы под покровительством Махмуда. О том, где именно ученый продолжал работу непосредственно после отъезда из Хорезма, могут опять-таки свидетельствовать сделанные им астрономические наблюдения. Например, зафиксированные результаты наблюдений, сделанных 14 октября 1018 года в Кабуле. Тот факт, что Бируни использовал приборы, сделанные самостоятельно из подручных средств, скорее всего, свидетельствует о том, что Махмуд Газневи был не слишком щедрым покровителем. К осени 1019 года Бируни оказался в Газне (современный город Газни в Афганистане), о чем также свидетельствуют записи его наблюдений за небесными явлениями. Здесь, скорее всего, в качестве пленника, Бируни жил и работал до конца жизни, если не считать того, что он сопровождал Махмуда в некоторых из его военных походов. Около 1022 года властитель включил в сферу своего влияния северные части Индии, а к 1026 году его армия достигла побережья Индийского океана. Бируни, как предполагается, посещал северные районы Индии и даже несколько лет жил там. Он вычислил широты одиннадцати крупных городов в районе Пенджаба и Кашмира. Но главным результатом путешествия по Индии стала крупная работа «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых».

В 1030 году Махмуд умер, и власть перешла к его сыну Масуду. Похоже, что новый правитель относился к Бируни гораздо лучше своего отца. Многое свидетельствует о том, что ученый получил возможность свободно путешествовать. Что характерно, один из самых известных своих астрономических трудов – «Канон Масуда об астрономии и звездах», Бируни назвал в честь своего нового покровителя. Умер ученый в 1048 году в возрасте 75 лет. До самой смерти он не прекращал заниматься научной деятельностью и писал научные труды.

Это практически и все факты из жизни одного из величайших ученых Средневековья. Мы уже отмечали, что обычно о работах древних ученых известно гораздо больше, чем о них самих. Не является исключением и Бируни. Из-за постоянных странствий и полусвободной жизни у него не было ни семьи, ни детей. Главную ценность его жизни составляли книги. «Все мои книги – дети мои, а большинство людей очарованы своими детьми и стихами», – писал он.

Всего Бируни принадлежит около 150 научных трудов. Как и большинство его предшественников и современников, он был ученым-универсалом. В круг его научных интересов входили практически все современные ему науки. Недаром Бируни достаточно часто называют «великим энциклопедистом». Он является автором трудов по истории, математике, астрономии, физике, географии, геологии, медицине, этнографии. Важную роль в развитии науки сыграли и данные, полученные собственно Бируни, и то, что он смог систематизировать и изложить знания, накопленные до него учеными арабского мира, Греции, Рима, Индии. Помимо арабского, ученый владел персидским, санскритом, греческим, возможно, сирийским и древнееврейским языками. Это дало ему уникальную возможность для сравнения и компиляции знаний разных народов. Вот что по этому поводу писал сам Бируни: «Я привожу теории индийцев, как они есть, и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость». Делая переводы текстов, он работал очень аккуратно, что выгодно отличало его от многих переводчиков-современников. Если большинство переводов того времени способствовало накоплению ошибок и неточностей в текстах, то Бируни, наоборот, зачастую исправлял сделанные ранее ошибки.

Из работ Бируни до наших дней дошло двадцать семь книг. Кратко расскажем о наиболее значимых из них.

Один из первых крупных трудов Бируни написал приблизительно в 1000 году. Это уже упоминавшаяся нами «Хронология» («Памятники, оставшиеся от минувших поколений»). В этой книге ученый ссылается на свою более раннюю работу – «Астролябия» («Книга исчерпания возможных способов конструирования астролябий»). Около 1021 года Бируни составил фундаментальный труд «Тени» («Книга об обособлении всего сказанного по вопросу о тенях»). В 1025 году он написал трактат «Геодезия» («Книга определения границ для уточнения расстояний между поселениями»), а к 1030 году относится книга «Наука о звездах» («Клига вразумления в зачатках науки о звездах»).

Особого внимания заслуживает упомянутый ранее труд «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Без преувеличения можно сказать, что эта книга, написанная по материалам, собранным во время индийских военных походов Махмуда Газневи, стала важнейшим источником, повествующим об истории Индии, развитии ее культуры и науки. В «Разъяснениях…» Бируни проводит сопоставление религии, культуры и научных достижений индусов: «Я добавлю еще, что греки в эпоху язычества, до появления христианства, придерживались верований, подобных которым придерживаются индийцы: мировоззрение греческой знати было близко к мировоззрению индийской знати, а идолопоклонство простонародья в Греции схоже с идолопоклонством простонародья в Индии».

Большое значение среди работ Бируни имеет и трактат «Канон Масуда об астрономии и звездах». Во-первых, этот труд является своеобразной энциклопедией астрономических знаний. Во-вторых, особый упор автор делает на математические доказательства тех или иных теорий и на экспериментальные данные. Бируни рассматривал результаты наблюдений и вычислений не так предвзято, как многие его предшественники-астрономы, которые нередко пренебрегали данными, не укладывавшимися в ту или иную теорию. Помимо астрономических теорий и сведений, «Канон Масуда» содержит большое количество математических выкладок, сыгравших немаловажную роль в развитии математики.

Уже после 1041 года Бируни написал труды «Минералогия» и «Фармакогнозия». Последняя работа включала в себя описание более 1000 лекарственных средств, сведения о которых Бируни почерпнул из сочинений 250 авторов.

Конечно, знаменитый арабский ученый не только изучал и систематизировал результаты исследований других ученых, но и проводил собственные исследования и выдвигал научные теории. Бируни-исследователь очень аккуратно относился к полученным результатам и призывал к этому своих коллег. Вот его слова, которые вполне могут быть девизом современных ученых: «Надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя».

Среди наиболее значимых теорий, выдвинутых Бируни, следует отметить мысль о том, что Солнце – это горячее огненное тело, а планеты и Луна светятся отраженным светом. Он утверждал, что скорость лучей света нельзя почувствовать, так как нет ничего, что двигалось бы быстрее лучей света; считал, что солнечная корона похожа по своей природе на дым. Бируни придерживался Птолемеевой системы мира, но при этом полагал, что математически приемлема и теория гелиоцентризма. Он также объяснил природу утренней и вечерней зари, предположив, что она является результатом свечения частичек пыли.

Велики заслуги Бируни и в разработке новых научных методов в конструировании измерительных инструментов. В «Каноне Масуда» Бируни описывает собственный способ вычисления радиуса Земли. Для этой цели ученый поднимался на гору известной высоты и определял угол, образованный лучом зрения, направленного к горизонту, и его плоскостью. Имея высоту горы и этот угол, Бируни достаточно точно рассчитал размеры земного шара. Ученый является автором многих методов геодезических измерений. Он усовершенствовал квадрант, секстант и астролябию. Например, построенный им неподвижный квадрант радиусом в 7,5 метров позволял проводить измерения с точностью до двух угловых минут и оставался самым совершенным в мире на протяжении четырех веков. Многие из проведенных им измерений, например угол наклона эклиптики к экватору, также оставались самыми точными данными на протяжении сотен лет. Работая над книгой «Минералогия», Бируни с исключительной точностью определил удельный вес многих минералов и даже ввел метод определения минералов по их плотности.

В своих книгах Бируни уделял внимание и астрологии. Но, как показывают многие цитаты из его работ, к этой «науке» он относился весьма скептически. По всей видимости, он занимался астрологией вынужденно, как того требовали интересы его покровителей. «Однажды я увидел одного человека, который считал себя знаменитым и ученейшим в искусстве предсказания по звездам, – писал Бируни. – Поскольку он желал получить результаты того, что предопределяют звезды, он искренне верил, по своему невежеству, в сочетание светил и искал в их связи результаты воздействия на человека и общество».

Очевидно, что в работах Бируни большую ценность представляют не только изложенные им теории и данные, но и демонстрация последователям самого подхода к науке, заключавшегося в аккуратности, точности и многократной проверке теоретических выкладок данными, полученными экспериментальным путем. Также Бируни рассуждал о науке вообще и ее месте в мире.

Закончим же мы наш рассказ о великом энциклопедисте еще одной цитатой из его работ: «Областей знания много, и их становится еще больше, когда к ним непрерывной чередой обращаются умы людей эпохи восходящего развития: признаком последнего является стремление людей к наукам, их уважение к ним и их представителям. Это, прежде всего, долг тех, кто управляет людьми, так как именно они должны освобождать сердца от забот обо всем необходимом для земной жизни и возбуждать дух к соисканию возможно больших похвал и одобрения: ведь сердца созданы, чтобы любить это и ненавидеть противоположное. Однако для нашего времени характерна, скорее, обратная ситуация». Остается только сожалеть, что эти слова, сказанные тысячу лет назад, актуальны и сейчас. Хочется верить, что со временем у ученых будет оставаться все меньше оснований отзываться таким же образом о власть имущих.

Индия (Бируни)

«Индия » («Тахкик ма ли-л-Хинд », полностью «Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых ») - книга хорезмийского учёного-энциклопедиста Аль-Бируни , написанная на арабском языке и завершенная в 1030 году. Представляет собой энциклопедический труд, основанный на научных данных того времени. Книга посвящена в основном географическому и историческому исследованию Индии . Считается шедевром научной мысли мусульман в области географии и этнографии .

Русский перевод

  • Абу Рейхан Бируни . Индия. / Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского, комм. А. Б. Халидова, В. Г. Эрмана . М., 1963. 2-е изд. М., Ладомир. 1995. 727 стр. 10 000 экз.

Литература

  • Ataman, Kemal. Re-reading al-birūnī"s India: a case for intercultural understanding // Islam & Christian-Muslim Relations; Apr2005, Vol. 16 Issue 2.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Индинок
  • Индия (значения)

Смотреть что такое "Индия (Бируни)" в других словарях:

    БИРУНИ - аль Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята, 1048, Газна), ср.век. учёныйэнциклопедист и мыслитель. В 1004 18 жил в Хорезме, с 1018 в Газне. Автор ок. 150 трудов (до нас дошло ок. 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике,… … Философская энциклопедия

    Бируни - Беруни (Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни) (973 около 1050), среднеазиатский учёный энциклопедист. Родился в Хорезме. Писал на арабском языке. Труды по истории Индии, математике и астрономии («Канон Мас’уда», 1030), географии и топографии … Энциклопедический словарь

    Бируни

    Бируни Аль - Абу Райхан Мухаммад Аль Бируни Почтовая марка СССР, посвящённая Аль Бируни, 1973, 6 копеек (ЦФА 4254, Скотт 4099) Дата рождения: 4 сентября 973(09730904) Место рождения: Кят, столица … Википедия

    БИРУНИ - Б е p у и и, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни , ср. азиат, учёный энциклопедист и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания,… …

    БИРУНИ - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни (973 1048, по др. данным после 1050) среднеазиатский ученый энциклопедист. Род. в пригороде Хорезма. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Б. писал … Советская историческая энциклопедия

    БИРУНИ, БеPуни, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - , ср. азиат, учёный энциклопедист. и мыслитель. Один из основоположников опытного естествознания, выступал за разграничение сфер науки и религии. Сторонник… … Российская педагогическая энциклопедия

    Бируни - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни (973 ок. 1050) ср. азиат. ученый энциклопедист. Род. в пригороде Хорезма. В 1018 (или 1017) был увезен Махмудом Газневи в Газни и до конца жизни находился при его дворе. Б. писал на араб. и перс.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Аль-Бируни - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль Бируни Почтовая марка СССР, посвящённая Аль Бируни, 19 … Википедия

    Медицина - I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Книги

  • Индия. Репринтное воспроизведение текста издания 1963 г. , Абу Рейхан Бируни. `Индия` Бируни (973 - 1048) - замечательный памятник науки стран азиатского Востока, содержащий важнейшие сведения о народах Индии, их обычаях, религии и философских системах, изложенные с… Купить за 1300 руб
  • Собрание сведений для познания драгоценностей. Минералогия , Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Минералогическое сочинение Бируни известно ученым сравнительно давно по рукописи, хранящейся в библиотеке Эскуриала в Испании. Однако, вследствие общей неудовлетворительности рукописи, она…

Абу Рай-хан Му-хам-мад аль-Би-ру-ни /973, го-род Кят, Хо-резм – 1048, Газ-ни/ — ве-ли-кий уче-ный Сред-не-ве-ковья, ав-тор мно-го-чис-лен-ных ка-пи-таль-ных тру-дов по ис-то-рии, гео-гра-фии, фи-ло-ло-гии, аст-ро-но-мии, ма-те-ма-ти-ке, гео-де-зии, ми-не-ра-ло-гии, фар-ма-ко-ло-гии, гео-ло-гии и др. Аль-Би-ру-ни вла-дел поч-ти все-ми на-ука-ми сво-е-го вре-ме-ни. По-смерт-ный пе-ре-чень его ра-бот, со-став-лен-ный его уче-ни-ка-ми, за-нял 60 мел-ко ис-пи-сан-ных стра-ниц.

Аль-Би-ру-ни по-лу-чил ши-ро-кое ма-те-ма-ти-чес-кое и фи-ло-соф-ское об-ра-зо-ва-ние. Его учи-те-лем в Кя-те был вы-да-ю-щий-ся ма-те-ма-тик и аст-ро-ном ибн Ирак. Пос-ле взя-тия в 995 го-ду Кя-та эми-ром Гур-ганд-жа и пе-ре-но-са сто-ли-цы Хо-рез-ма в Гур-гандж аль-Би-ру-ни уехал в Рей, где ра-бо-тал у ал-Ход-жан-ди. За-тем он ра-бо-тал в Гур-га-не при дво-ре Шамс аль-Ма’али Ка-бу-са, ко-то-ро-му он око-ло 1000 го-да по-свя-тил «Хро-но-ло-гию», за-тем вер-нул-ся в Хо-резм и ра-бо-тал в Гур-ганд-же при дво-ре хо-рез-м-ша-хов Али /997 – 1009/ и Ма-му-на II. С 1017 го-да, пос-ле за-во-е-ва-ния Хо-рез-ма сул-та-ном Мах-му-дом Газ-не-ви он был вы-нуж-ден пе-ре-ехать в Газ-ну, где ра-бо-тал при дво-ре сул-та-на Мах-му-да и его пре-ем-ни-ков Ма-су-да и Мау-ду-ди. Аль-Би-ру-ни участ-во-вал в по-хо-дах Мах-му-да в Ин-дию, где про-жил не-сколь-ко лет.

В са-мом пер-вом со-чи-не-нии «Хро-но-ло-гия, или па-мят-ни-ки ми-нув-ших по-ко-ле-ний» (1000 год) аль-Би-ру-ни со-брал и опи-сал все из-вест-ные в его вре-мя сис-те-мы ка-лен-да-ря, при-ме-няв-ши-е-ся у раз-лич-ных на-ро-дов ми-ра, и со-ста-вил хро-но-ло-ги-чес-кую таб-ли-цу всех эпох, на-чи-ная от биб-лей-ских пат-ри-ар-хов.

В за-вер-шен-ном в 1030 го-ду тру-де «Ин-дия, или Кни-га, со-дер-жа-щая разъ-яс-не-ние при-над-ле-жа-щих ин-дий-цам уче-ний, при-ем-ле-мых ра-зу-мом или отвер-га-е-мых» аль-Би-ру-ни дал де-таль-ное на-уч-но-кри-ти-чес-кое опи-са-ние бы-та, куль-ту-ры и на-уки ин-дий-цев, из-ло-жил их ре-ли-ги-оз-но-фи-ло-соф-ские сис-те-мы, до-ста-точ-но точ-но пе-ре-ло-жив уче-ние клас-си-чес-кой сан-кхьи, те-о-рию кос-ми-чес-кой эво-лю-ции, уче-ние о свя-зи ду-ши с «тон-ким те-лом» и др. Здесь же из-ло-же-на зна-ме-ни-тая ле-ген-да о со-зда-те-ле иг-ры в шах-ма-ты.

Аст-ро-но-мии уче-ный по-свя-тил свы-ше 45 со-чи-не-ний, глав-ное из ко-то-рых – «Ка-нон Мас‘уда по аст-ро-но-мии и звез-дам», в ко-то-ром при-ве-де-ны под-роб-ные экс-пе-ри-мен-таль-ные и ма-те-ма-ти-чес-кие до-ка-за-тельст-ва всех из-ла-га-е-мых по-ло-же-ний. Он рас-смот-рел ги-по-те-зу о дви-же-нии Зем-ли во-круг Солн-ца; он утверж-дал оди-на-ко-вую ог-нен-ную при-ро-ду Солн-ца и звезд, в от-ли-чие от тем-ных тел – пла-нет, по-движ-ность звезд и ог-ром-ные их раз-ме-ры по срав-не-нию с Зем-лей, идею тя-го-те-ния. Аль-Би-ру-ни со-здал пер-вую мо-дель Зем-ли (гло-бус), смог с по-мощью ма-те-ма-ти-чес-ких рас-че-тов до-ка-зать, что Зем-ля круг-лая и на дру-гой час-ти зем-ли есть ма-те-рик (Аме-ри-ка) и там жи-вут лю-ди (позд-нее его тру-ды по аст-ро-но-мии ис-поль-зо-вал Га-ли-лей, как ос-но-ву и смог пол-ностью до-ка-зать фор-му Зем-ли-ша-ра). Аль-Би-ру-ни про-во-дил на-блю-де-ния на по-стро-ен-ном на-На-са-ви в Рее стен-ном квад-ран-те ра-ди-у-сом 7,5 м, вы-пол-няя их с точ-ностью до 2′. Он уста-но-вил угол на-кло-на эк-лип-ти-ки к эк-ва-то-ру, рас-счи-тал ра-ди-ус Зем-ли, опи-сал из-ме-не-ние окрас-ки Лу-ны при лун-ных за-тме-ни-ях и сол-неч-ную ко-ро-ну при сол-неч-ных за-тме-ни-ях.

Боль-шое вни-ма-ние аль-Би-ру-ни уде-лял ма-те-ма-ти-ке, осо-бен-но три-го-но-мет-рии: по-ми-мо зна-чи-тель-ной час-ти «Ка-но-на Мас‘уда», он по-свя-тил ей со-чи-не-ния «Об опре-де-ле-нии хорд в кру-ге при по-мо-щи впи-сан-ной в не-го ло-ма-ной ли-нии» (здесь рас-смат-ри-ва-ет-ся ряд при-над-ле-жа-щих Ар-хи-ме-ду те-о-рем, не со-хра-нив-ших-ся в гре-чес-ких ру-ко-пи-сях), «Об ин-дий-ских ра-ши-ках» (в этой кни-ге об-суж-да-ет-ся так на-зы-ва-е-мое трой-ное пра-ви-ло), «Сфе-ри-ка», «Кни-га жем-чу-жин о плос-кос-ти сфе-ры» и др. Во-про-сам при-клад-ной ма-те-ма-ти-ки по-свя-ще-ны трак-тат «Те-ни», не-сколь-ко трак-та-тов об аст-ро-ля-бии и дру-гих аст-ро-но-ми-чес-ких ин-ст-ру-мен-тах, ряд со-чи-не-ний по гео-де-зии.

В 1038 го-ду аль-Би-ру-ни на-пи-сал «Ми-не-ра-ло-гию, или Кни-гу сво-док для по-зна-ния дра-го-цен-нос-тей», в ко-то-рой опре-де-лен удель-ный вес мно-гих ми-не-ра-лов и да-ны под-роб-ные све-де-ния о бо-лее чем пя-ти-де-ся-ти ми-не-ра-лах, ру-дах, ме-тал-лах, спла-вах и др. Им же со-став-ле-на «Фар-ма-ког-но-зия» — кни-га о ме-ди-цин-ских ле-кар-ст-вах.

Как ис-сле-до-ва-тель аль-Би-ру-ни под-чер-ки-вал не-об-хо-ди-мость тща-тель-ной про-вер-ки зна-ния опы-том, про-ти-во-пос-тав-ляя экс-пе-ри-мен-таль-ное зна-ние умо-зри-тель-но-му. С этих по-зи-ций он кри-ти-ко-вал арис-то-те-лев-скую и авицен-нов-скую кон-цеп-цию «ес-тест-вен-но-го ме-с-та» и ар-гу-мен-та-цию про-тив су-щест-во-ва-ния пус-то-ты.

По-ми-мо сво-е-го род-но-го хо-рез-мий-ско-го язы-ка, аль-Би-ру-ни вла-дел араб-ским, пер-сид-ским, гре-чес-ким, ла-тин-ским, ту-рец-ким, си-рий-ским язы-ка-ми, а так-же ив-ри-том, сан-скри-том и хин-ди. Эти зна-ния спо-собст-во-ва-ли вы-ра-бот-ке им прин-ци-пов пе-ре-во-да ес-тест-вен-но-на-уч-ной тер-ми-но-ло-гии с од-но-го язы-ка на дру-гой. Со-здан-ная аль-Би-ру-ни на поч-ве араб-ской гра-фи-ки сис-те-ма тран-скрип-ции во мно-гом пред-вос-хи-ща-ла со-вре-мен-ную сис-те-му пе-ре-да-чи ин-дий-ских слов в ур-ду.

Ин-те-рес-ный факт: аль-Би-ру-ни уми-рал в пол-ном со-зна-нии и, по-про-щав-шись с друзь-я-ми, спро-сил по-след-не-го: «Что ты тол-ко-вал мне од-наж-ды о ме-то-дах сче-та не-пра-вед-ных при-бы-лей?» «Как Вы мо-же-те ду-мать об этом в та-ком со-сто-я-нии?» — изум-лен-но вос-клик-нул тот. «Эх ты! – ска-зал уче-ный еле слыш-но. – Я ду-маю, что по-ки-нуть этот мир, зная от-вет на этот во-прос, луч-ше, чем уй-ти из не-го не-веж-дой…»

По ма-те-ри-а-лам: Бул-га-ков П.Г. Жизнь и тру-ды Бе-ру-ни. Таш-кент, «Фан», 1972.

Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед aль-Бируни (Abu Arrayhan Muhammad ibn Ahmad al-Biruni) (973-1048) - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания. Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы, а не по божественному велению. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки. За свои передовые взгляды Бируни подвергался преследованиям и трижды вынужден был покидать родину и жить в изгнании.

Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия и торговых путешествий. Важнейшими задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было уметь как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также измерить с наибольшей возможной точностью так называемые основные астрономические постоянные - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и др.

Каждый народ отличился в развитии какой-нибудь науки или практики.

Аль-Бируни

А это в свою очередь требовало развития математики, в частности плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2`; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Бируни воспринял и развил прогрессивные идеи древнегреческих и древнеиндийских философов по некоторым общим проблемам астрономии: утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звезд, в отличие от темных тел - планет; подвижность звезд и огромные их размеры по сравнению с Землей; идею тяготения. Бируни высказал обоснованные сомнения в справедливости геоцентрической системы мира Птолемея.

В самом первом сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и в других научных трудах.

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Аль-Бируни

Аль-Бируни - фото

Аль-Бируни - цитаты

Учёный поступает сознательно даже тогда, когда тратит деньги.

Изучая историю ислама, трудно не удивиться научным и интеллектуальным достижениям мусульман в прошлом. В период золотого века мусульмане были на авангарде почти всех наук - от медицины, математики до философии, искусства и физики - совершая новые открытия и развивая уже имеющиеся. Когда мы говорим о гигантах исламской науки, к нам на ум приходят такие имена как Ибн Сина, Ибн аль-Хайтам, Ибн Халдун и аль-Фараби.

Одной из таких великих личностей, которых принято относить к величайшим ученым всех времен, является персидский мусульманин-эрудит Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 годы и провел большую часть своей жизни в Центральной Азии и Индийском субконтиненте. В период своей блестящей карьеры аль-Бируни стал экспертом в многочисленных областях науки, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительное религиоведение и науку о Земле. Несмотря на политические проблемы, существовавшие в мусульманском мире в период его жизни, он сумел стать одним из величайших ученых в истории человечества.

Ранний период жизни

Аль-Бируни родился в 973г. в провинции Хорасан, расположенной в северо-восточной Персии. Как и многие другие дети того времени, он начал обучаться с малых лет, изучал арабский и персидский языки, основные исламские дисциплины, а также естественные науки. Еще в раннем возрасте он начал проявлять интерес к математике и астрономии, постигать которые ему помогали выдающиеся астрономы того времени.

Когда ему было двадцать с чем-то лет, он покинул свой дом в поисках знаний. В течение трех лет он объехал всю Персию, обучаясь у ученых многочисленным наукам. В 998 г. он, наконец, обосновался в Джурджане (современный Горган), поступив на работу к местному правителю Шамс аль-Маали Кабус. В течение следующих десяти лет он жил в этом небольшом северном иранском городе, занимаясь исследованиями, написанием книг и пополнением своего багажа знаний.

За это время им был написан монументальный труд, посвященный анализу исторической хронологии древних цивилизаций, наряду с изучением развития и падения империй. Данная книга предопределила его будущее как ученого по многочисленным наукам. Эта книга представляла собой нечто большее, чем просто труд по истории, поскольку она объединила историю, науку, астрономию и исследования культур с целью интерпретации событий прошлого. В период своей деятельности в Джурджане Аль-Бируни стал одним из самых выдающихся умов своего времени.

Период жизни в Газни

Аль-Бируни смог воплотить в жизнь некоторые из своих величайших произведений только после переезда в Газни, где он находился под патронажем султана Махмуда. В то время Газни был крупным городом, расположенным на территории современного Афганистана. Империя Махмуда простиралась далеко за пределами современного Афганистана, однако, находилась в пределах современных Ирака, Пакистана и Индии. В этой могущественной империи аль-Бируни обладал необходимыми ресурсами и возможностями для проявления своего потенциала.

Значительную пользу аль-Бируни принесло то, что султан Махмуд регулярно организовывал военные экспедиции в Индию с целью защиты своих владений на этой территории. Махмуд постоянно брал с собой аль-Бируни на все свои военные кампании, что давало возможность последнему регулярно погружаться в языковую, культурную и религиозную среду Индии.

Обладая способностью легко перенимать новые идеи, аль-Бируни за короткое время сумел изучить санскрит, являвшийся языком индуистского богослужения. Это открыло ему дверь в индийское литературное наследие, которое он изучал и сравнивал с трудами из других уголков мира. Он осуществлял переводы книг с санскрита на арабский и персидский языки, а также переводил труды с арабского на санскрит. Он твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться к изучению, а не уничтожению друг друга.

Благодаря способности читать древние индуистские тексты, аль-Бируни сумел составить энциклопедию древней индийской истории, известный как «Китаб Тарих аль-«Хинд» - «Книга индийской истории». На самом деле, многое из того, что известно сегодня о древней Индии, взято непосредственно из данного труда аль-Бируни. «Тарих аль- Хинд» не просто повествует читателю о древней Индии, но и является доказательством того, что аль-Бируни смог объединить столько разных наук для того, чтобы иметь полное представление о предпосылках исторических событий. Книга является ключом к индийской философии, географии и культуре - именно в эти области погрузился аль- Бируни с целью более глубокого понимания индийской истории. Таким образом, «Тарих аль-Хинд» по праву можно считать одной из первых в мире книг по антропологии, посвященной изучению человеческих обществ и особенностям их развития.

Научные открытия

Будучи знатоком индийской истории, аль-Бируни также сумел найти время для научных достижений. Во время своих путешествий он имел возможность своими глазами видеть различные географические явления и создавать теории относительно того, как они взаимосвязаны. Анализируя различные типы частиц грунта в реке Ганг, от ее истока до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теории об эрозии и об образовании форм рельефа, особо отметив роль воды в этом процессе.

В еще одном исследовании он выявил окаменелости древних морских животных в горах Гималаи, которые разделяют Индию от остальной части мира. Кажется маловероятным, что морские улитки и прочие моллюски стали бы преодолевать тысячи миль вглубь и вверх по склонам этих гор, поэтому аль-Бируни пришел к выводу, что Гималайские горы, должно быть, когда-то находились под океаном и оказались на существующем месте спустя миллионы лет. Это стало прямым научным доказательством современного понимания тектоники плит - движения и смещения континентов во времени.

Аль-Бируни также стал первым исследователем в области геологии, собрав и проанализировав сотни металлов и драгоценных камней. Он дал описание их свойств, состава и указал те места, где они могут быть найдены. Его труды, посвященные драгоценным камням, служили основным источником для понимания этих минералов на протяжении столетий.

Замечательная карьера Аль-Бируни продолжилась в начале 11 в. В этот период он проводил исследования по следующим проблемам:

Как земля вращается вокруг своей оси

Как колодцы и источники доставляют воду на поверхность

Сочетание статики и динамики в изучении механики

Запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему определить направление к Мекке для каждого города

Оптический характер теней, особенно их использование для расчета времени намаза

Разделение научной астрономии от астрологии, основанной на суевериях

За 75 лет прожитой жизни, аль-Бируни удалось в корне изменить понимание многочисленных областей науки. К моменту своей смерти в 1048 году, он являлся автором более 100 книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и глубокие знания по разным областям науки, а также его способность объединить их в одно целое для лучшего понимания каждой из них, ставит его в один ряд с величайшими мусульманскими учеными всех времен. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских ученых прошлого расширять границы знаний и устанавливать новые границы в науках. Также она служит ярким примером того, как лучшие ученые могут быть выше политических проблем, войн и всеобщей нестабильности, продолжая воплощать в жизнь революционные исследования и делать замечательные открытия.

Библиография:

Аджрам К. Чудо исламской науки. Седар Рапидс: Нолидж Хаус Паблишерз, 1992.

Далляль Ахмад. Ислам, наука и вызовы истории. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2010.

Хан Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лестершир, Великобритания: Кьюб Паблишинг Лимитед, 2008.

Морган М. (2007) Забытая история. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество.

Перевод Азата Хурматуллина специально для

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал