Строительный журнал

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также - глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований - сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, западно-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-третей, сам-пят, сама-пята .

Сложные прилагательные пишутся через дефис или слитно.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное: 1) обозначает оттенки цветов: жёлто-синий, ярко-красный ; 2) образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный (юго-запад), тянъ-шаньский (Тянь-Шань) ; 3) образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и : горько-солёный (горький и солёный), мясо-молочная (мясная и молочная), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный - железная дорога, легкоатлетический - лёгкая атлетика .

Жёлто-синий (цвет). Юго-западный (юго-запад). Алма-атинский (Алма-Ата). Горько-солёный (горький и солёный). Железнодорожный (железная дорога).

Применяя данное правило, рассуждайте так: (вагоно) ремонтный - это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, в которых одно подчинено другому (ремонт вагонов) . Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый - это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга слов выпуклый и вогнутый , между ними можно вставить союз и . Значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый.

330 . Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй - те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Журнально-газетный, общественно-политический, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древне-ру..кий, ру..ко-француз..ий, нефтеналивной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйственный, западноевропейский, чугунолитейный, научно-фантастический, медеплавильный, общественно полезный.

общественно-политический

общественно полезный

331 . Слитно или через дефис? Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке). К какому разряду относятся эти прилагательные?

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско) английский, (стале) литейный, (средне) вековый, (туго)плавкий, (зеленовато) серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

332 . Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Запишите их, обозначая условия выбора дефисного написания сложных прилагательных.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый; тёмный, каштановый.

333 . Запишите сложные прилагательные, образованные из данных слов.

Образец: бледный, розовый, лицо - бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зефир.

334 . I. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, которые пишутся слитно, а в другую - прилагательные, которые пишутся через дефис.

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

II. В сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов - судоремонтный завод .

Бумага, чувствительная к свету ; дело первой очереди ; здание в двенадцать этажей ; многоугольник с равными сторонами ; собрание сочинений в пяти томах ; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна ; женщина с седыми волосами ; мужчина с широкими плечами ; требования санитарные и гигиенические ; производство писчей бумаги ; девушка в семнадцать лет .

335 . Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

336 . Прочитайте два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Буль6а». По вашему мнению, из текста какого типа выписаны эти предложения? Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные, рисующие цвет степи и неба утром и вечером. Объясните значение незнакомых вам слов.

1. Со..це выгл..нуло давно на расчищенном небе и живительным (тепло)творным светом своим облило степь. Степь, чем далее, тем ст..новилась прекраснее. Вся поверхность земли пр..дставлялась (зелёно)золотым ок..аном по которому брызнули ми(л, лл)ионы разных цветов.

2. Вечером вся степь совершенно перемен..лась. Всё пёстрое пространство её охватывал..сь последним ярким отблеском со..ца и постепенно т..мнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она ст..новилась (тёмно)зелёною; исп..рения подымались гуще каждый цветок, каждая травка испускала амбру и вся степь курилась благ..вонием. По небу, (изголуба)тёмному, как будто исп..линскою кистью наляпаны были широкие полосы из розов.. золота; изредка белели клоками лё..кие и пр..зрачные обл..ка.

  • сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно, например: летописный (летопись), краеведческий (краеведение) ;
  • сложные прилагательные, образованные из таких сочетаний слов, в которых одно слово по смыслу подчинено по смыслу другому (связано способом согласования, управления или примыкания), например: широкоэкранный (широкий экран), чугунолитейный (литье чугуна), скороспелый (который скоро спеет) .

Примечания

  1. Сложные прилагательные, первая часть которых образована от наречий, следует отличать от обычных словосочетаний, состоящих из наречия и прилагательного (или причастия), пишущихся РАЗДЕЛЬНО, например: диаметрально противоположный, чисто русский, плохо скрываемый, отчетливо выраженный . В предложении первая часть сочетаний выступает в качестве отдельного члена предложения (отвечает на вопросы как? в какой степени? каким образом? ).

    В качестве первой части подобных словосочетаний выступают наречия абсолютно (абсолютно спокойный), безукоризненно (безукоризненно честный), жизненно (жизненно необходимый), исконно (исконно русский), истинно (истинно революционный), подлинно (подлинно научный), прямо (прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смертельно (смертельно ядовитый, смертельно бледный), строго (строго логический) и др.

    РАЗДЕЛЬНО пишутся словосочетания, включающие наречия на -ски , например: исторически важный .

  2. Ряд сложных прилагательных, первая часть которых образована от наречий, пишется СЛИТНО . Такие прилагательные имеют книжный характер и часто являются терминами, обозначая единое, цельное понятие, например: высокоидейный (спектакль), высококвалифицированный (специалист), вышеуказанный (пример), легкорастворимый (материал), малозначащий (факт), многообещающий (эксперимент), нижеследующий (отзыв), слабовидящий (человек), труднодоступный (подъем). Если при таких прилагательных употребляются зависимые слова, то наречие и прилагательное пишутся обычно раздельно (т. е. становятся словосочетанием). Сравните: многообещающий студент (= весьма талантливый, перспективный) — студент, много обещающий , но не выполняющий своих обязательств ; труднодоступная (= почти недоступная) вершина трудно доступная даже для опытных альпинистов вершина .

С дефисом пишутся:

  • сложные прилагательные, образованные от имен , например: северо-восточный (северо-восток), орехово-зуевский (Орехово-Зуево) ;
  • сложные прилагательные, образованные из сочетаний слов, которые равноправны по смыслу, независимы друг от друга (связаны по способу сочинения), например: беспроцентно-выигрышные вклады (беспроцентные, но выигрышные), научно-технический прогресс (научный и технический), прядильно-ткацкая фабрика (прядильная и ткацкая), сине-бело-красный флаг (синий, белый и красный) (в этих случаях между словами, из которых образовано сложное прилагательное, можно вставить союз и или но );
  • сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, например: ярко-синий, серебристо-серый, лимонно-желтый, темно-коричневый, изжелта-красный ;
  • сложные прилагательные, первая часть которых образована от иноязычных слов и оканчивается на -ико , например: химико-технологический, физико-математический, механико-математический (но: великорусский, великосветский ).

Примечания

  1. С дефисом пишутся сложные прилагательные обозначающие качество с дополнительным оттенком, например: горько-соленый (соленый и с горечью), почтительно-вежливый (вежливый и выражающий почтительность).
  2. С дефисом пишется ряд сложных прилагательных, части которых обозначают неоднородные признаки, например: военно-революционный комитет (военный революционный), массово-политическая работа (массовая политическая), научно-популярный журнал (научный популярный).Следует иметь ввиду, что среди сложных прилагательных много традиционных написаний, например: всемирно-исторический (но: всемирно известный ), народно-освободительный (но: народнохозяйственный ). Поэтому при сомнениях в написании следует обращаться к орфографическому словарю.

(6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Сложные прилагательные

ПРИМЕЧАНИЕ:

Правила слитных/раздельных/дефисных написаний базируются на нескольких принципах, поэтому написание того или иного слова может с течением времени изменяться (подробнее об этом см. в нашей статье "Как это будет по-русски?.." ). Нормативные словари периодически фиксируют подобные изменения, согласуя свои рекомендации в том числе и с практикой печати. Поэтому в сомнительных случаях написания сложных слов следует обращаться к последнему изданию академического орфографического словаря.

Дефисное написание

    сложных существительных, пишущихся через дефис : дизель-моторный, контр-адмиральский, лейб-гвардейский, сан-францисский, социал-демократический, юго-западный, алма-атинский, иссык-кульский .

    Примечание 1. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно: анти социалдемократический, при иссыккульский, про анархосиндикалистский (ср. анархо-синдикалистский ).

    Примечание 2. Названия жителей, образованные от дефисных географических наименований, пишутся слитно.

    Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сочетания двух и более фамилий : бойль-мариоттовский закон, ильфо-петровская сатира ; сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, пишутся слитно: вальтерскоттовский реализм .

    Примечание 1. Через дефис пишутся сложные прилагательные типа дяди-Ванины (вещи), тети-Анина (шаль) .

    Примечание 2. Сложные прилагательные, образованные от иноязычных фамилий, имеющих в своем составе служебное слово, пишутся слитно: декостеровский стиль (Шарль Де Костер), дакортоновская архитектура (Доменико да Картона), демиллевские кинофильмы (де Милль) .

    Примечание 3. Имена прилагательные, образованные от восточных составных собственных имен (китайских, корейских и др.), пишутся слитно: сунцюаньские подвиги (Сун Цюань), вэйюаньские труды (Вэй Юань) .

    Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные из нескольких основ-прилагательных, называющих разные признаки предмета , но одинаково равноправно относящихся к определяемому существительному: белково-витаминный корм, русско-французский словарь, Славяно-греко-латинская академия, учебно-воспитательный процесс .
    Признаки, называемые компонентами сложного прилагательного, могут быть однородными, и в этом случае при его трансформации между составляющими частями можно поставить сочинительный союз и : торгово-промышленный центр (торговый и промышленный), выпукло-вогнутая линза (выпуклая и вогнутая), журнально-газетный столик (журнальный и газетный) ; при названии неоднородных признаков между частями сложного прилагательного можно поставить сочинительные союзы но , не только... но и : беспроцентно-выигрышный заем (беспроцентный, но выигрышный), электронно-вычислительная машина (не только электронная, но и вычислительная) .

    Через дефис пишутся сложные прилагательные, первая часть которых представлена существительным (хотя в языке есть прилагательное с тем же корнем): аналого -цифро-физический (ср. аналогово-цифровой ), железо -кремнистая (сталь), злако -бобовые, кобальто -никелевый (но: хромо-никелевый сплав ), мясо -молочный (но: молочномясной ), мясо -растительный, мясо -шерстный, плече -шейный, посудо -хозяйственный, приемо -сдаточный (такие прилагательные носят терминологический характер); ср.: плодово-овощной магазин (плодовый и овощной), приемно-переводные экзамены (приемные и переводные), стале-проволочно-прокатный (хотя есть прилагательное стальной).

    Примечание 1. Возможность поставить союз между компонентами пишущихся через дефис прилагательных позволяет отличить их от слитно пишущихся прилагательных, компоненты которых тоже называют неоднородные признаки, типа древнерусский (язык) , сложносочиненное (предложение) , но между частями последних постановка союза невозможна (ср.: древний русский язык - Древняя Русь ; сложное сочиненное предложение - сложное сочинение ).

    Примечание 2. Наречия, образованные от прилагательных, пишущихся через дефис, также имеют дефисное написание: Князь испуганно-поспешно отвернулся от них (Л. Т.); ср.: испуганно-поспешный взгляд .

    Через дефис пишутся сложные прилагательные, называющие оттенки цветов : бледно-синий, желтовато-коричневый, иссиня-белый, черно-бурый (но: чернобурка ), ярко-зеленый ; по этому же правилу пишутся прилагательные, в которых только одна из частей представлена основой прилагательного, называющего цвет: бутылочно-зеленый, пепельно-серый, лимонно-желтый, медно-красный , а также индивидуально-авторские образования: честно-голубые глаза, выпукло-серые пуговицы, смугло-волосатые руки . Краткие формы анализируемых прилагательных дефисное написание сохраняют: А белые лепестки стали так ярко-белы , что неровности бросили белые тени (Пришв.).

    Примечание. Первая часть таких прилагательных, имеющая приставку из- (ис-) , оканчивается на -а(-я) , т. е. употребляется в форме краткого прилагательного родительного падежа: из желта -серый, и с синя -черный, и с красна -бурый (при этом ударение всегда падает на приставку).

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательные: знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания;

    развивающие: совершенствовать орфографическую зоркость; развивать монологическую речь;

    воспитательные: воспитывать умение работать в группе, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы самооценки, разноцветные фигуры, раздаточный материал.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну, проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.

Поэтому желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке. А начнем урок с оформления тетрадей. Запишите в своих рабочих тетрадях число, классная работа.

II . Проверка домашнего задания.

    «Мозговой штурм».

Какую большую тему вы сейчас изучаете?

А что вы знаете об этой части речи мы и проверим. Поможет нам ромашка. Вы должны сказать, оторвав лепесток, правильное ли утверждение или нет?

    Имя прилагательное обозначает предмет.

    Изменяется по родам, числам, падежам. Это постоянный признак.

    Прилагательное богатый (опыт) является относительным, прилагательное мамины (руки) – качественным, прилагательное зимний (день) – притяжательным.

    В суффиксах прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется Ё, в безударном положении Е.

    Если к прилагательному относятся слова далеко не, ничуть не и подобные, оно пишется с НЕ слитно. Если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ, оно будет писаться раздельно.

    Выборочный диктант.

Какая орфограмма, связанная с правописанием прилагательного, на сегодняшний момент вынесена для проверки на экзамен по русскому языку. (Н и НН в именах прилагательных.) Перед вами раздаточный материал №1. Укажите номера тех словосочетаний, в которых в прилагательном пишется НН.

    Деревя..ыми изделиями

    Ути..ый нос

    Обыкнове..ым резцом

    Стекля..ый графин

    Кожа..ый портфель

    Оловя..ый солдатик

    Песча..ый берег

    Лимо..ый сок

    Торфя..ое болото

    Традицио..ый танец

(Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.)

    Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника. Верните тетради. Прокомментируем ответы. (Работает один ученик.)

    Работа с листом самооценки (за два задания).

III . Изучение нового материала.

    Формулировка темы, цели и задач урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит завершить знакомство с правописанием имен прилагательных.

Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слова какой части речи у нас выделены?

Что отличает их от других прилагательных?

Почему они являются сложными?

Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные.

Выпишем имена прилагательные с существительными, к которым они относятся, распределив их на столбики: слитно / через дефис. Докажем, что прилагательные сложные. (Работают два ученика.)

Через дефис

Рыболовецкого судна

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленый волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленого моря

Носорожью тушу

Бело-розовые облака

А мы можем объяснить, почему нет единообразия? Нет.

Поэтому попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запишем в тетради тему урока. (Слайд)

Какова же цель урока, как вы думаете? (Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.) (Слайд)

Как будем достигать этой цели? Какие задачи необходимо для этого выполнить? (Познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные упражнения на отработку и закрепление правила.)

Итак, решаем первую задачу. Для этого разделимся на группы. У вас на столах есть материал с правилом. Изучите его. Первая группа готовится рассказать о слитном написании сложных прилагательных, вторая группа о дефисном написании сложных имен прилагательных.

    Защитное слово каждой группы.

    Самостоятельная работа в группах.

Вернемся к прилагательным из текста. У вас на столах раздаточный материал желтого цвета. Посовещайтесь в группе и приготовьтесь объяснить, почему одни прилагательные из текста пишутся через дефис, а другие слитно.

    Защитное слово каждой группы. (Теперь надо поменять комментарий: первая группа говорит о дефисном написании, вторая – о слитном.)

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? А получилось по сути графическое обозначение орфограммы. Осталось правильно комментировать орфограмму. Послушаем, как это можно делать. (Учитель приводит пример рассуждения)

IV . Закрепление изученного материала.

    Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

    Выборочно-распределительное списывание.

1 группа выписывает словосочетания, в которых сложные прилагательные пишутся слитно.

2 группа выписывает словосочетания, в которых прилагательные пишутся через дефис.

Обратите внимание на числа в скобках. Выписываете словосочетания в столбик вместе с числом. Графически обозначаем орфограмму.

(Боле)утоляющее средство (8), (паро)ходный гудок (12), (растительно)животный мир (9), (зелено)золотистые поля (11), (железно)дорожная станция (14), (шести)струнная гитара (16), (северо)восточный ветер (13), (кисло)сладкий соус (17), (взлетно)посадочная полоса (20), (водо)проводный кран (20).

    Проверка.

Если все правильно выполнено, то в сумме должно получиться число 70.

(Боле)утоляющее средство (8),

(паро)ходный гудок (12),

(железно)дорожная станция (14),

(шести)струнная гитара (16),

(водо)проводный кран (20).

Через дефис:

(растительно)животный мир (9),

(зелено)золотистые поля (11),

(северо)восточный ветер (13),

(кисло)сладкий соус (17),

(взлетно)посадочная полоса (20).

Ребята, о чем вам говорит число 70? (В этом году мы будем праздновать 70 лет, как закончилась ВОВ.)

Зачем нужно помнить об этом событии?

    Работа с листом самооценки (вся работа в группе).

    Игра «Четвертое лишнее».

Нужно выписать только то словосочетание, которое является лишним.

    (Бумажно)картонный комбинат, (русско)немецкий словарь, (фруктово)ягодный сок, (трубо)проводный канал. (Образовано от сложного существительного, которое пишется слитно.)

    (Широко)плечий мужчина, (пяти)этажный дом, (бело)ствольная береза, (красно)оранжевый диск . (Обозначает оттенок цвета.)

    (Высоко)качественный товар , (пуле)метный огонь, (верто)летный гул, (лесо)парковая зона.

    (Серо)синий шарф, (светло)голубой берет, (кисло)сладкий чай , (иссиня)черный пояс. (Можно вставить союз И.)

    (Ярко)красный мяч, (влаго)защитный плащ , (юго)западный ветер, (шахматно)шашечный турнир. (Образовано на основе словосочетания.)

    Работа с листом самооценки.

    Найдите соответствие.

1 (синие)пресиние глаза

А Слитно, от существительного, которое пишется слитно

2 (трудо)любивый человек

Б Через дефис, от существительного, которое пишется через дефис

3 (северо)западное направление

В Через дефис, можно вставить союз И

4 (мясо)молочный продукт

Г Через дефис, обозначает оттенок цвета

5 (пеше)ходная дорожка

Д Слитно, образовано на основе словосочетания

Прокомментируем ответы.

Проверим при помощи ключа.

V. Итог урока.

Давайте вернемся к цели сегодняшнего урока.

Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.

Достиг ли каждый из вас цели?

    Тест (с использованием сигнальных карточек).

через дефис ?

А) (добро)желательный

Б) (северо)восточный

В) (двух)комнатный

В каком случае сложное прилагательное пишется слитно ?

А) (русско)немецкий

Б) (документально)художественный

В) (длинно)ногий

Сложное прилагательное кисло-сладкий пишется через дефис, потому что

А) можно вставить союз И

В) образовано от существительного, которое пишется через дефис

Сложное прилагательное вездеходный пишется слитно, потому что

А) можно вставить союз И

Б) образовано на основе словосочетания

В) образовано от существительного, которое пишется слитно

В каком случае сложное прилагательное пишется через дефис ?

А) (темно)каштановый

Б) (бело)ствольная

В) (пяти)летний

    Работа с листом самооценки.

    Рефлексия.

Посмотрите в свой лист-самооценки и скажите, как сегодня вы себя чувствовали на уроке. Для этого воспользуйтесь разноцветными фигурами.

Справлялся самостоятельно со всеми заданиями

Справлялся, но с помощью одноклассников, учителя

Требуется помощь со стороны учителя

А теперь закрасьте человечка на лестнице успеха, который говорит о вашем состоянии знаний по теме сегодняшнего урока.

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня у вас разноуровневое. Вы сами оцениваете свои возможности и выполняете задание либо на 3, либо на 4, либо на 5.

Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!

Приложение 1 (домашнее задание)

ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)
ПОСЧИТАЕМ?

Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В результате должно получиться число 86.

1. (Много)летний.
2. (Жилищно)строительный.
3. (Народно)освободительное движение.
4. (Механико)математический факультет.
5. (Восточно)Европейская равнина.
6. (Волго)Донское пароходство.
7. (Свеже)испеченный.
8. (Быстро)ходный.
9. (Пол)ночный.
10. (Девяти)летний.
11. (Древне)русский.
12. (Чисто)шерстяной.
13. (Седо)бородый.
14. (Ярко)красный.
15. (Северо)осетинское искусство.

ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.
2. Трубка, которая проводит пар.
3. Бумага, чувствительная к свету.
4. Завод, где строятся корабли.
5. Фабрика, на которой прядут шелк.
6. Средняя за год выработка.
7. Культура Древней Руси.
8. Ветер с северо-запада.
9. Рабочие фабрик и заводов.
10. Словарь русский и французский.
11. Государство буржуазное и помещичье.
12. Промышленность кожевенная и обувная.
13. Литература по сельскому хозяйству.
14. Секция шахматная и шашечная.
15. Завод, где ремонтируют вагоны.
16. Депо вагонное и паровозное.
17. Лицо матовое и бледное.
18. Лимоны желтые и янтарные.
19. Человек с бледным лицом.
20. Природа Дальнего Востока.
21. Лес из деревьев низкого роста.
22. Снасти для ловли рыбы.
23. Паруса разного цвета.
24. Бабочка с желтыми крыльями.
25. Орды татар и монголов.
26. Праздник общий для народа.
27. Девушка с голубыми глазами.
28. Его глубоко уважают.

ЗАДАНИЕ 3(на «5»)
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и слитным написанием. Объясните написание.

(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность, (мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный, (журнально)газетный, (крупно)габаритный, (научно)просветительский, (народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный, (медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек, (научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский, (темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный, (слабо)кислый, (словарно)грамматический, (овоще)консервный, (военно)административный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский, (шахматно)шашечный.

Приложение 2

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

Лист самооценки учени____ 6 класса _______________________

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

23-24 отлично («5») 22-18 хорошо («4») 17-10 удовлетворительно («3»)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал