Строительный журнал

1339 год – первое упоминание о селе Дегунине в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты.

1353 год – село Дегунино завещается по духовной грамоте великого князя Симеона Ивановича Гордого его княгине.

1389 год – село Дегунино отказывает своему сыну князю Андрею великий князь Дмитрий Иванович Донской.

1585 год – село Дегунино значится вотчиной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях в Московском Кремле, а в селе церковь Бориса и Глеба, деревянная.

Начало XVII века – время польско-литовской интервенции. Храм сгорел, Дегунино стало числиться деревней.

1633 год – значится новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова, построенная на месте старой церкви.

1676–1740 годы – церковь в селе Дегунине именовалась как церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом свв. Бориса и Глеба.

1700 год – село Дегунино отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами.

1761–1762 годы – по благословению митрополита Московского Тимофея на средства Алексеевского девичьего монастыря игуменьей Ольгой с сестрами в селе построена и освящена новая деревянная на каменном подклете однопрестольная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

1763 год – село Дегунино становится экономическим.

1847 год – первое упоминание о деревянной часовне, расположенной в деревне Верхние Лихоборы. В период с 1847 по 1866 год упоминается уже каменная часовня на том же месте.

1863 год – настоятель храма священник Симеон Флорович Страхов обратился с прошением к Московскому Владыке Филарету за благословением постройки каменного трехпрестольного храма с трапезной и колокольней.

Основной вклад 360 000 кирпичей для строительства новой каменной церкви сделал богородский купец I гильдии Василий Акимович Прорехов.

12 ноября 1863 года – Митрополит Московский Филарет подписал храмозданную грамоту о постройке новой каменной церкви во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба с двумя приделами.

1866 год – окончание строительства и освящение каменного храма с приделами во имя святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

1887 год – обновление трех иконостасов в Борисоглебской церкви.

После революции 1917 года Дегунинский Приход существовал до 1941 года.

1920–1930 годы – по просьбам церковной общины испрашивались разрешения у властей о проведении Крестных ходов, о хождении с иконами по домам верующих в Дегунино и деревнях Бескудниково и В.Лихоборы в канун праздников свв.благоверных князей Бориса и Глеба, святителя Николая. В этот период в один из престольных праздников храм посетил и сослужил Божественную Литургию Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский).

1925 год – причт и миряне Борисоглебского храма зарегистрировали Устав Борисоглебской православной общины и список членов православной общины села Дегунино Коммунистической волости Московского уезда.

25 февраля 1941 года – решением Исполкома Мособлсовета за № 413 церковь была закрыта, а здание переоборудовано под амбулаторию.

До 1987 года – в здании храма располагались цеха трикотажной фабрики «Родина».

1960 год – здание храма причисляется к памятникам архитектуры, выдается охранный договор.

1987–1991 годы – здание храма находилось в аренде ЭКП МНТК «Микрохирургии глаза».

8 октября 1991 года – в день памяти прп.Сергия Радонежского в храме совершена первая Божественная Литургия.

1994–1996гг. – первое обновление росписи внутри храма.

1996 год – восстановлен шатер колокольни и купола с крестом.

1997 год – восстановлено шатровое завершение храма, водружен крест.

1999 год – обновлен внешний вид храма.

2000 год – восстановлен восьмерик, обновлена кровля храма.

2002 год – восстановлены полы из белого камня в храме.

2003–2005 годы – проводится работа по восстановлению иконостаса.

2005 год – второе обновление росписи внутри храма.

Сведения о настоятелях храма

1884–1914 годы – настоятель храма священник Николай Иванович Тихомиров, почивший в мае 1914 года и захороненный около храма.

1914–1918 годы – настоятель храма священник Владимир Николаевич Тихомиров.

1923–1929 годы – настоятель храма священник Николай Иванович Протопопов.

1930–1932 годы – настоятель храма священник Иоанн Александрович Красовский.

Окт.1932–янв.1938 года – настоятель храма священник Илия Васильевич Ляпушкин, который по доносу был арестован 20 января 1938 года, а 31 января 1938 года расстрелян в Бутове.

С 1990 года по настоящее время – настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко.

Самое раннее упоминание селения Дегунино в письменных документах относится к 1336 г. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353 г. великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 г. Дмитрий Донской отказал его своему сыну, князю Андрею.

После этого упоминаний о Дегунине не встречается в течение двух столетий. Однако в Писцовой книге 1584 г. дано подробное описание села, из которого следует, что незадолго до этого времени оно было центром цветущей вотчины, на территории которой перечисляются 24 "пустоши, что были деревни" и 3 "пустоши, что были селища". Но опричнина, набег крымского хана Девлет-Гирея и эпидемия чумы привели к запустению тысяч подмосковных деревень. Согласно Писцовой книге, Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, ..., при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".

В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. В 1623-1624 гг. оно описано как "деревня, что было село Дегунино, а в ней был храм во имя Бориса и Глеба". В 1633 г. восстанавливается церковь. Однако из указа 1635 г. патриарха Иоасафа, которым он дани с церкви "имать не велел", можно заключить, что село было экономически слабым.

После сорока льготных лет на церковь вновь была наложена дань по прежнему окладу. Но храм, снова вписанный в Приходные книги, стал именоваться на этот раз несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба".

В 1678 г. в селе числилось 17 дворов, а в них 63 жителя, в 1700 г. - 26 крестьянских дворов и 85 душ, в 1704 г. - 30 дворов и 90 душ. В 1700 г. по государеву указу село Дегунино было изъято из вотчины Рождественского собора и пожаловано бедному московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье.

В 1764 г. по указу Екатерины II была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей.

Важным событием в жизни села стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей две российские столицы Санкт-Петербург и Москву. В 1843 году дегунинские крестьяне могли свободно наниматься на строительство дороги, сдавать свою землю в аренду, а с 1861 года имели право и продавать ее.

Часть земель Дегунина была сдана в аренду богородскому купцу В.А. Прорехову, который выстроил на арендованной земле кирпичный завод.

Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, разросся. В 1861 г. в нем было 695 жителей. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился в 1863 г. с прошением к митрополиту Филарету, в котором сообщал о желании прихожан построить новую каменную церковь "близ настоящей деревянной". Прорехов согласился внести арендную плату единовременно, за 12 лет вперед, готовой продукцией, то есть поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.

Каменный храм в селе Дегунино, выполненный в псевдорусском стиле, был построен рядом с деревянным в 1866 г. Церковь была живописно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.

В энциклопедии "Москва" (М., 1997) дается следующее описание дегунинской церкви: "Здание, сооружённое в духе эклектики с использованием форм русского стиля, принадлежит к типу базиликальных храмов, получивших распространение во второй половине XIX в. К основному объёму (боковые престолы — Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), сильно вытянутому по продольной оси, с востока примыкает небольшая скруглённая апсида, с запада — 2-ярусная колокольня. Членение фасадов основного объёма укрупнёнными тройными полуколоннами с энергично раскрепованными антаблементами, на которые опираются широкие, имитирующие закомары архивольты, придаёт сооружению представительный, монументальный облик. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение интерьера, представляющего собой просторное четырехстолпное, 3-нефное пространство. Стройная колокольня с прямоугольным нижним ярусом, несущим восьмерик звона, увенчанный деревянным шатром, некогда доминировала в окружающем ландшафте. В настоящее время ввиду подступающей к церкви многоэтажной современной застройки она видна лишь с небольшого расстояния. В интерьере хорошо сохранилась настенная живопись конца XIX — начала XX вв.".

В 1874 г. деревянный храм все еще стоял рядом с каменным. В тот период деревянный оставался Борисоглебским, а каменный был освящен во имя Николая Чудотворца. Два храма стояли в Дегунино с десяток лет. Известно, что только к 1884 г. деревянный был разобран.

В 1940 г. Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. В здании церкви разместилась трикотажная фабрика "Родина", выпускавшая спортивные костюмы.

В 1991 г. Борисоглебский храм возвращен церкви.



Существовавшая ранее церковь Бориса и Глеба в селе Дегунине.

Село Дегунино в 1585 г. «вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях, за протопопом Симеоном с братьею, а в селе церковь Борис и Глеб древянна, у церкви двор попов, двор дьячков, да 3 кельи, да двор протопопов с братьею».

В начале XVII ст. Борисоглебская церковь уничтожена, и Дегунино было деревнею, в которой по писцовым книгам 1623-24 гг. находились: «двор протопопов с деловыми людьми, протопоповых 3 двора крестьянских, 2 двора бобыльских…».

В Дегунине построена на старом церковном месте, около 1633 г., новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова, которая была записана в приходной книге Патриаршего казенного приказа под Загородскою десятиною: «прибыла вновь, по письму и окладу Ивана Нелединского и подьячего Владимира Толстого, в 1633 г. церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, да в приделе Ивана Богослова в вотчине Рождественского протопопа, что у государя в Сенях, в селе Дегунине, дани по писцовому окладу положили с попова, с приходских дворов, с церковной земли с 6 четьи, сена с 6 копен, 18 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

За 1635 г. в тех же книгах писано: «в вотчине Рождественского попа Иакова с братьею; марта в 18 день св. Иоасаф патриарх Московский и всея Русии на 1635 год и впредь дани и десятильничих и заезду имать не велел». Вследствие этого распоряжения Борисоглебская церковь не писалась в приходных окладных книгах по 1676 г.

По переписным книгам 1646 г. значится: «за Рождественским протопопом Адрианом с братьею село Дегунино, а в селе церковь Бориса и Глеба деревянная, а в нем живет деловой человек, да крестьян 6 дворов, в них 14 человек… всего в селе крестьянских 21 двор, в них 55 человек».

По указу патриарха и помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семенникова велено с 1676 г.: «с церкви Бориса и Глеба в селе Дегунине данные деньги по прежнему окладу имать и впредь писать в приходных книгах церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, да в приделе св. Бориса и Глеба в вотчине Рождественского протопопа с братьею, дани 18 алтын 5 денег, заезда гривна, и августа 24 дня те деньги в 1676 г. платил той же церкви поп Петр».

По переписным книгам 1678 г. село Дегунино принадлежало того же собора протопопу Федору с братьею, в селе числилось 17 дворов крестьянских, в них 63 человека. Церковь Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба, писавшаяся в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною, с 1678 г. причислена к Селецкой десятине.

В 1700 г. Рождественскому протопопу с братьею, по государственному указу, велено выдавать хлебную ругу и за сукно деньгами, а село Дегунино отдать во владение Алексеевского девичьего монастыря и того же года оно утверждено за монастырем отказною книгою, в которой упоминается: «отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами в Московском уезде вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что у государя в Сенях, чем владел протопоп Захарий с братьею и с причетники, что взята была у них та вотчина и отписана на великого государя за жалованную ругу село Дегунино, а в селе же церковь благоверных князей Бориса и Глеба древянная, а по сказке той церкви попа, та церковь и в ней строение, образы и книги, и ризы, и колокола государево и приходских людей; да в том же селе во дворе поп Потап Яковлев, у него сын дьячок Мишка, двор старосты, крестьян 26 дворов, в них 85 человек».

По приходным окладным книгам с 1680 по 1740 гг. значится в селе Дегунине «церковь Иоанна Богослова в вотчине протопопа Рождественского собора, что в Верху», церковной дани с 1712 г. платилось 32 алтына с деньгою.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

Храм известен с 1585 г. Он многократно горел и восстанавливался в дереве. В 1920-х г. был закрыт и сломан. Рядом с древним деревянным в 1866 г. на средства купца Прорехова был построен каменный храм, действовавший до 1940-х г. После закрытия использовался под фабрику. Богослужения возобновились в 1991 г.

Престолы

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Примечание : Работает православная группа детского сада.

Расписание : Богослужение воскресное и праздничное - Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч..

Телефон : 906-34-64

Адрес : Дегунинская ул., 18а

Проезд : авт. 191, 194, 672, ост. "Институт микрохирургии глаза", платф. "Моссельмаш" (Ленинградский вокзал).

Ближайшее метро :

  • Метро "Петровско-Разумовская"

Духовенство:

Настоятель - иерей Георгий Таранушенко.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в

Бориса и Глеба в Дегунине впервые упоминается в писцовой книге в 1584 г. как деревянный, прямоугольный (как обычная изба), а при нем несколько дворов церковного причта и пахотные земли. Как давно была построена в Дегунино Борисоглебская – сведений не сохранилось. Святые страстотерпцы князья Борис и Глеб издавна почитались на Руси как небесные покровители земли русской, особенно же им покланялись князья, видя в них чуть ли не личных помощников. Поэтому не удивительно, что в селе, являвшемся некогда вотчиной князей и их жен (впервые упоминается в Духовном завещании Ивана Калиты) стояла , посвященная благоверным князьям Борису и Глебу.

В Смутное время село и в нем были разорены интервентами. Дегунино превратилось в захудалую деревушку. Однако оно не исчезло совсем и со временем стало постепенно возрождаться. Так что в 1633 г. церковь восстановили, устроив еще и придел в честь Иоанна Богослова.

Икона св. Бориса и Глеба на наружной стене до реставрации

В 1700 г. указом самого Петра I Дегунино вместе с обветшавшим храмом было отделено от вотчины Рождественского собора и пожаловано Московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье (где ныне возвышается Христа Спасителя). Селяне вместе с сестрами Алексеевского (довольно бедного) монастыря собрали-таки средства и в 1762 г. построили новую деревянную, но на каменном подклете, однопрестольную церковь, освятив ее снова во имя свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба. Впрочем, уже в 1764 г. Екатерина II отделила Дегунино и от монастырских владений, крестьяне стали «экономическими», а Борисоглебская церковь обычной приходской.

Особую роль сыграла в жизни села и храма Николаевская железная дорога, проложенная здесь в 1843-1851 гг. Под ее строительство были переданы земли, за которые в 1863 г. крестьянскому обществу была выплачена государством вполне приличная компенсация.

15.05.2009
Престольный праздник

Это позволило осуществить давнюю мечту – построить вместо маленькой деревянной церквушки, не вмещавшей уже всех прихожан, приличный каменный . Заручившись согласием богородского купца В.А. Прорехова, арендовавшего у крестьянской общины землю под кирпичный завод, выплатить аренду натурой за 12 лет вперед (что составило 36 000 кирпичей), сельское общество обратилось с прошением к Митрополиту Филарету о строительстве каменного трехпрестольного храма (все 3 престола — рядом) и получило храмоздатную грамоту. Новый храм в псевдорусском стиле был поставлен рядом со старым деревянным. К основному объему массивного параллелепипеда с востока примыкала полукруглая апсида, а с запада двухъярусная колокольня (на нижнем прямоугольном ярусе – восьмерик с деревянным шатром). В 1866 г. храм с тремя престолами освятили во имя св. князей Бориса и Глеба, свт. Николая Мирликийского и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старая деревянная церковь рядом с новым храмом простояла до 1884 г.

Молельная комната в Детском доме № 28

В первые годы советской власти храм не трогали. В 1925 г. даже зарегистрировали устав Борисоглебской общины верующих, однако, благодаря проводимой властями политике, уже в начале 1930-х гг. службы прекратились, поскольку служить их стало просто некому. В начале 1941 г. пустующий храм Бориса и Глеба в Дегунине передали под амбулаторию, затем в Божьем доме фабрика «Родина» шила трикотажные спортивные костюмы, а с 1987 г. стояли автомобили центра «Микрохирургии глаза».

09.05.2012
Чествование ветеранов Великой Отечественной войны

В 1960 г. село стало частью Москвы. Здание храма поставили под охрану как памятник архитектуры, благодаря чему он и дошел до наших дней. В 1991 г. Борисоглебский храм с разрушенной колокольней, спрятанный за железобетонным забором, все же был возвращен верующим, которые начали его возрождение. Сегодня он восстановлен и радует глаз своей красотой, скромно притаившейся среди многоэтажек.

Община храма уже много лет несет шефство над детским домом-интернатом № 28 для детей с ограниченными возможностями, психоневрологическим интернатом № 25, хосписом № 2 и другими медицинскими учреждениями, где для больных проводятся молебны, беседы, концерты и утренники, организуются паломнические поездки по святым местам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Строительный журнал